LPgenerator — профессиональная Landing Page платформа для увеличения продаж вашего бизнеса

  • Более 500 шаблонов в галерее
  • Инструменты оптимизации конверсии
  • Статистика и сквозная аналитика
  • CRM для работы с заявками и телефония
  • Визуальный редактор с расширенным функционалом
  • Быстрая техническая поддержка
  • Множество интеграций
  • Окупаемость инструмента — от 7 дней

Принципы веб-дизайна: визуальный вес и визуальное направление

Принципы веб-дизайна: визуальный вес и визуальное направление

Каждый отдельный элемент любой композиции, в том числе и веб-страницы, обладает определенной степенью визуального притяжения. Чем выше эта степень, тем больше внимания привлекает к себе элемент. Воздействие этих сил также может распространяться и на соседние элементы, предопределяя движение взгляда пользователя по странице.

Данное явление принято обозначать термином «визуальный вес» (visual weight), а направление, которое задает эта сила, — «визуальное направление» (visual direction). Понимание данных концепций очень важно в том случае, если вы хотите, чтобы в дизайне вашего лендинга присутствовала иерархия, плавность, ритм, баланс и конено конверсия.

Визуальный вес

Ранее мы писали о базовых характеристиках элементов веб-страницы, таких как размер, цвет и форма, и о том, как с их помощью можно показать схожесть (подобие) или различие (контраст) элементов.

Например, можно создать контраст, сделав один элемент большим, а другой — очень маленьким. Этот прием отлично продемонстрирует неравенство элементов и их важность для посетителя.

Меняя сочетание этих параметров, вы изменяете визуальный вес. Красный цвет, как правило, привлекает больше внимания, чем синий, равно как и крупные элементы заметнее маленьких. Таким образом, крупный красный объект обладает значительно большим визуальным весом, чем миниатюрный синий.

Совокупность всех этих базовых характеристик определяет визуальный вес объекта. И дело здесь в сочетании — некоторые комбинации будут привлекать взгляд больше, чем другие. Для создания элементов с разным визуальным весом потребуются различные комбинации базовых характеристик.

Как измерить визуальный вес?

Точного способа измерить визуальный вес графического элемента попросту не существует. Однако здравый смысл и опыт подсказывают нам, что те части композиции, которые притягивают взгляд, очевидно, имеют больший визуальный вес, чем те, на которые мы смотрим во вторую, а то и в третью очередь. Не бойтесь доверять своим глазам и ощущениям.

Однако, это не единственный способ. Если выделить некоторые характеристики и запомнить стандартные правила и утверждения, касающиеся их, то работать над дизайном станет значительно легче и быстрее. Ниже представлены некоторые уже изученные параметры двухмерных объектов с описанием того, как их изменение приводит к увеличению или уменьшению визуального веса.

В первую очередь стоит рассмотреть упомянутые ранее базовые характеристики: размер, цвет, оттенок, текстуру, ориентацию в пространстве и т. д.

Размер
Крупные элементы обладают большим визуальным весом, чем мелкие.

Цвет
Теплые тона обычно кажутся «тяжелее» прохладных, которые визуально уходят на задний план. При этом самым «тяжелым» цветом считается красный, а самым «легким» — желтый.

Оттенок
Темные элементы обладают большим визуальным весом, чем светлые.

Положение
Элементы, расположенные в верхней части композиции, кажутся «тяжелее», чем те, что находятся снизу. Объекты, расположенные на переднем плане, имеют больше «веса», чем элементы заднего плана.

Текстура
Объекты, обладающие текстурой, кажутся «тяжелее» гладких. Текстура создает иллюзию трехмерности объекта, как бы придавая ему массу и физический вес.

Форма
Объекты правильной формы кажутся «тяжелее» элементов неправильной формы, т. к. последние подсознательно воспринимаются как правильные, но лишенные части своей массы.

Ориентация
Вертикальные объекты кажутся «тяжелее» тех, что расположены горизонтально. Элементы, расположенные по диагонали, имеют наибольший «вес».

Однако не нужно ограничивать себя базовыми свойствами, представленными выше. Есть ряд дополнительныx характеристик, позволяющих контролировать визуальный вес.

Плотность расположения
Расположение множества элементов во взятом пространстве дает этому пространству больше «веса». Пользователь будет воспринимать несколько небольших, «легких» элементов как один «тяжелый».

Белые участки
Пустое пространство не несет в себе визуального веса, поэтому любой объект, помещенный в это пространство, будет казаться на его фоне «тяжелее».

Смысловое содержание
Некоторые вещи просто интереснее других. Сложные, замысловатой формы объекты, как правило, привлекают больше внимания. Личные интересы пользователя также играют большую роль: если вы автолюбитель, то с большей вероятностью вас прежде всего заинтересует фото автомобиля, а потом уже изображение самолета.

Глубина
Мощный эффект глубины резкости при фокусе на объекте, вероятно, из-за создаваемого контраста между объектом и фоном, придает элементу больше визуального веса.

Насыщенность
Насыщенные цвета кажутся «тяжелее».

Представляемый физический вес
Все мы знаем, что дом тяжелее ботинка: изображение первого будет иметь больше «веса», потому что это соответствует нашим представлениям о свойствах реального объекта.

В предшествующей публикации, посвященной контрасту и подобию, мы говорили о том, что контраст притягивает внимание. Иными словами, если элемент сильно отличается от окружающих его объектов, то он будет казаться на их фоне «тяжелее». Например, на веб-страницах окружность, как правило, воспринимается «тяжелее» прямоугольника, потому что элементы веб-страницы имеют преимущественно прямоугольную форму.

Визуальный вес и целостность восприятия

Данный список призван показать, как крепко связаны идеи гештальт-психологии о целостности человеческого восприятия с принципами веб-дизайна.

Фигура-фон
Визуальный вес может быть использован для того, чтобы отделить фигуру от фона, приданием большего веса фигуре, нежели фону.

Сходство и различие
Управление визуальным весом позволяет достигать и того и другого: разница визуального веса объектов создает контраст, а объекты с близким весом будут зрительно казаться схожими.

Фокус
Объекты, находящиеся в фокусе, имеют больше «веса», чем остальные элементы композиции.

Прошлый опыт
Опыт наблюдателя также будет влиять на силу его интереса к тем или иным объектам.

Визуальное направление

В то время как визуальный вес притягивает взгляд к какой-то конкретной области, визуальное направление указывает взгляду наблюдателя, куда двигаться дальше.

Оно выполняет такие же функции, как и визуальный вес, направляя ваше внимание на определенные элементы композиции. Однако в то время как «вес» говорит пользователю: «Посмотри на меня!», визуальное направление командует: «Смотри вон туда!»

Так же как и в случае с «весом», вы можете менять визуальное направление, изменяя параметры элементов, характеристик которых здесь, к сожалению, на порядок меньше.

Форма элемента
Форма элемента может задавать ось, которая будет определять направление элемента. Главная ось объекта, как правило, параллельна его визуальному направлению.

Положение элемента
Визуальный вес создает иллюзию притяжения либо отторжения находящихся рядом объектов. Линия притяжения двух объектов может задавать визуальное направление.

Смысловое наполнение элемента
Изображения стрелки, указательного пальца, взгляда, обращенного в какую-то точку — все эти элементы изначально направляют взгляд наблюдателя в определенную сторону.

Движение
В случае с динамическими страницами элемент в буквальном смысле может двигаться по экрану, управляя взглядом пользователя.

Структурная основа
Каждая композиция обладает своей структурной основой, вдоль которой, по различным ее осям, движутся силы, управляющие вниманием наблюдателя.

Рассмотрим эту характеристику чуть подробнее.

Структурная основа

В своей книге «Искусство и визуальное восприятие» Рудольф Арнхейм (Art and Visual Perception: A Psychology of the Creative Eye, Rudolf Arnheim) высказал идею о том, что каждая композиция имеет свою структурную основу, так что, даже если холст пуст, наш взгляд под воздействием комплекса сил, как это представлено на изображении ниже, будет притягиваться к определенным его частям.

Структурная основа

«Структурная сеть» Рудольфа Арнхейма

Центр и четыре угла квадратного холста — своего рода магниты, притягивающие взгляд. Самый мощный из них — в оптическом центре, который при этом не точно соответствует геометрическому центру холста, а расположен чуть выше.

Оси идут от угла к углу, а точки, лежащие на этих осях и находящиеся на полпути между центром и углами, также притягивают взгляд. Эти линии могут быть объединены между собой по горизонтали и вертикали, образовывая таким образом дополнительные оси визуального притяжения. Это довольно сложная тема, к которой, вероятно, следует вернуться, но сейчас, для простоты, условимся, что при пустом холсте взгляд наблюдателя всегда будут привлекать определенные точки структурного плана Арнхейма и что взгляд наблюдателя будет передвигаться от точки к точке, следуя вдоль осей.

Вы можете воспользоваться структурной сетью уже сейчас и попробовать расположить элементы на вашем лендинге в те зоны, где они естественным образом будут привлекать к себе внимание пользователей.

Визуальное направление и целостность восприятия

Визуальное направление можно представлять себе в виде реальных или воображаемых линий, которые указывают направление от одного элемента к другому или связывают элементы между собой. Эти линии не обязательно должны быть видимыми.

Равномерная связанность
Линии, объединяющие элементы, имеют направление. Взгляд создает воображаемую линию между глазом наблюдателя и объектом наблюдения.

Неразрывность
Этот принцип имеет отношение к элементам, расположенным по линии или изгибу, вдоль которых эти элементы как бы движутся.

Единое предназначение
Элементы, которые движутся в одном направлении, воспринимаются как имеющие единое предназначение.

Параллельность
Для того, чтобы элементы понимались как параллельные, они должны быть наделены внутренними осями (те самые, что задают направление).

Общая ориентация композиции

Еще одна идея визуального направления состоит в том, что внутри каждой композиции преобладает то или иное (горизонтальное, вертикальное или диагональное) направление.

  • Преобладающее горизонтальное направление придает композиции ощущение спокойствия и стабильности.
  • Преобладающее вертикальное направление придает чувство формальности, напряженного внимания, баланса.
  • Преобладающее диагональное направление создает ощущение движения и действия.

Преобладающее направление композиции определяется направлением большинства или же нескольких ключевых ее элементов. Меняя направление композиции, можно придавать ей то или иное настроение.

Композиция также может не иметь преобладающего направления, например если число горизонтально и вертикально расположенных элементов совпадает. В таком случае визуальное направление определяется субъективностью конкретного наблюдателя.

Примеры

В качестве примеров возьмем несколько реально существующих веб-страниц и проанализируем распределения «веса» на них.

Представленные ниже результаты могут не совпасть с вашей субъективной оценкой, и это вполне нормально. Объективно измерить визуальный вес того или иного элемента композиции невозможно, ведь разных людей привлекают разные вещи и доля субъективности всегда будет играть существенную роль.

В качестве основного инструмента оценки будет использоваться так называемый squint test — для этого надо прищурить глаза таким образом, чтобы некоторые из элементов композиции исчезли из зоны внимания. Те, которые останутся, можно назвать наиболее «тяжелыми».

Текст в центре внимания

Примечание. Если открыть нижеприведенный сайт на экране с разрешением менее 1280 пикселей в ширину, то две колонки, показанные на скриншоте, превращаются в одну.

страница блога bureau

Страница статьи на сайте bureau.tsailly.net

Эта страница блога bureau, посвященного теме создания интерфейсов, практически целиком состоит из текста. Основной заголовок имеет наибольший «вес» — крупный текст в достаточной степени окруженный пустым пространством. Пожалуй, это самый важный кусок информации, который должен увидеть пользователь, попав на страницу, поэтому такой композиционный ход здесь оправдан.

Ссылки в некоторой степени приобретают «вес» за счет контраста с фоном, однако это отчасти умаляется их холодным оттенком.

Элемент, обладающий наименьшим визуальным весом — это текст в правой колонке. И это обосновано: основной текст статьи по определению должен привлекать больше внимания, чем что-либо на сайдбаре.

Обратите внимание на мелкий красный текст вверху правой колонки — это ссылка на домашнюю страницу. Несмотря на незначительные размеры текста, красный цвет придает ему некоторый «вес» и помогает выделиться на фоне остального текста боковой панели. Стоит также отметить, что масштаб скриншота меньше реальной страницы, так что красный текст на самом деле не такой уж и мелкий, каким мы его видим в данный момент.

Если применить squint test, вся правая колонка исчезает, и перед вами остается лишь заголовок и текст статьи.

Основное направление композиции здесь вертикальное — два длинных столбика, идущих вдоль страницы. Стык между фонами двух этих столбцов создает вертикальную линию, которая только усиливает эффект.

Яркая домашняя страница

При загрузке домашней страницы Create Digital Media разноцветные элементы динамично занимают свои места, таким образом привлекая к себе максимум внимания. Даже если вы пропустите анимацию, скорее всего, элементы все равно будут для вас самыми «тяжелыми» в композиции из-за насыщенных розового, желтого и голубого цветов. Вдобавок элементы еще и собраны вместе, тем самым образуя насыщенную область посреди пустого пространства.

Примечание. К моменту публикации этого материала компания Create Digital Media прекратила свою работу.

Create Digital Media

Домашняя страница компании Create Digital Media

Затем вы, скорее всего, обратите внимание на графику внизу страницы. Это темные, крупные, сложные формы, привлекающие внимание к трем разделам, где заголовок имеет меньший по сравнению с изображениями «вес».

Основной заголовок выполнен крупным, темным шрифтом и отлично выделяется на фоне остального текста. Другие элементы страницы, имеющие «вес», — это имя компании в хедере и ее логотип в футере.

Если прищуриться, то цветные шестеренки, а также текст и графика внизу страницы остаются, даже когда большей части элементов уже не видно.

Ориентация разделительных линий, меню навигации и заголовка, а также выделенного текста делает горизонтальное направление преобладающим в данном случае.

Можно было бы рассматривать три шестеренки посреди страницы как один условный треугольный объект, придающий композиции диагональное направление. Однако это были бы единственные диагонали на странице, которые никак не перевешивают множество горизонтальных направляющих.

Обман зрения

На лендинге, посвященном свадьбе веб-дизайнеров Хавьера и Марты, в «весе» соревнуются три элемента: изображения, зеленые разделительные линии и элементы меню — все они требуют к себе первостепенного внимания.

Обман зрения

Сайт Хавьера и Марты

Графика
Крупные изображения темного оттенка, окруженные пустым пространством. Каждое изображение наделено смыслом и вызывает интерес.

Зеленые разделители
Имеют ярко выраженный окрас, довольно крупные и, так же как и графические изображения, окружены пустым пространством.

Элементы меню
Темные, крупные и тоже окружены пустым пространством.

Логотип на первый взгляд кажется «тяжелее» основного текста, однако на самом деле он «легче», чем элементы меню, хотя все же и достаточно заметен. Здесь не стоит забывать о субъективности восприятия — вы можете посчитать иначе.

Если провести squint test и снова прищуриться, элементы меню и логотип сливаются в один объект. Графика и разделительные линии остаются видны, а текст представляется крупными блоками. То есть все элементы остаются видимы, пусть вы и не можете разобрать текст.

Что касается ориентации, то когда на экране виден лишь верхний раздел — El evento — разделительная линия придает странице горизонтальный вид. Однако всего представлено 4 раздела, и если смотреть на всю страницу целиком, то, уже выстроенные в колонку, эти горизонтальные линии придают композиции вертикальное направление.

К слову, можно предположить, что два изображения, которые мы видим по краям текста на скриншоте, было бы лучше поменять местами. На первой картинке изображена камера, смотрящая направо — взгляд пользователя, вероятно, пойдет в этом же направлении. Зонтик девушки со второй картинки тоже указывает направо, но сама девушка идет налево, и именно туда, скорее всего, последует наш взгляд. Оба изображения уводят взгляд от текста, в то время как могли бы его туда направлять.

Искусство в Стэнфорде

На сайте Stanford Arts, посвященном деятельности Стэндфордского университета в области искусства, наибольший «вес» несет изображение в верхней части страницы. Помимо того, что это самый крупный элемент, его содержание представляет особый интерес. К тому же, из-за своего расположения, при открытии страницы в браузере он занимает практически весь экран.

Сайт Stanforfd Arts

Сайт Stanforfd Arts

Примечание. Изображение в верхней части сайта — на самом деле динамический элемент, где несколько изображений периодически сменяют другу друга. Так что в случае самостоятельного просмотра сайта вы, вероятно, увидите другую картину, в результате чего ваша оценка дизайна и визуального веса может оказаться иной.

Следующий по «весу» элемент — треугольные изображения на фоне прямоугольных объектов. Затем следуют хедер и футер — крупные блоки темно-красного цвета.

Если провести squint test, то все элементы остаются видимыми дольше, чем можно было бы предположить. Это связано с присутствием большого контраста светлых и темных тонов в каждом из элементов.

В конце концов видимыми остается слегка размытое верхнее изображение и уже совсем размытые треугольники под ними.

Дизайн этой страницы также интересен в силу своей визуальной ориентации: диагональные линии здесь, в том числе и в верхнем изображении, преобладают и задают направление всей композиции, и поскольку такая ситуация не характерна для большинства веб-страниц, это расходится с ожиданиями пользователя, из-за чего горизонтальные линии привлекают к себе еще больше внимания.

Интересно, что и женщина в правом треугольнике, и фотокамера в центральном смотрят направо, в то время как лучше было бы перевернуть первую фотографию по горизонтали, чтобы взгляд девушки был направлен к центру страницы, а изображение камеры по тем же соображениям лучше передвинуть в левый блок.

Стоит также отметить, что изображения в треугольниках меняются при наведении на различные ссылки в блоках. Но все же, почему-то большинство из них обращены наружу, вместо того чтобы переводить взгляд пользователя обратно к тексту.

Заключение

Визуальный вес — это сила, с которой элемент притягивает взгляд наблюдателя. Визуальное направление — направление сил, действующих на элементы, или сил воздействия, оказываемого самими элементами. Они указывают взгляду пользователя, куда двигаться дальше.

Многие внутренние характеристики объектов можно менять, делая элементы «тяжелее» или «легче». Некоторые характеристики позволяют также менять визуальное направление элементов и всей композиции.

Теперь вы знаете, как просто можно управлять вниманием пользователя и двигать его взгляд по вашему лендингу в выгодном вам направлении.

Высоких вам конверсий!

По материалам smashingmagazine.com, image source: aaronstump  

23 февраля 2015

Продающие лендинги от отдела
дизайна LPgenerator

Используем технологии:
4U, AIDA, ХПВ, психология влияния Р. Чалдини, управление взглядом
  • 4U
  • AIDA
  • ХПВ
  • психологии влияния Р. Чалдини
  • управления взглядом
  • нейромаркетинг
Готовность от 7 дней
blog comments powered by Disqus
copyright © 2011–2017 by LPgenerator LLC. Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "ЛПгенератор".