Vitamin – сервис для выгодного управления вашей рекламой
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Агентское вознаграждение до 16% на личный счет или рекламу
  • Любые дополнительные услуги под ваши потребности
  • Бесплатное обучение маркетингу
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Элон Маск: «железный человек» нашего времени

Элон Маск: «железный человек» нашего времени

Элон Маск: «железный человек» нашего времени

Данная статья подготовлена, прежде всего, дабы раскрыть читателям личность одного из самых успешных в мире инженеров и изобретателей, сумевшего своим упорным трудом и беспрецедентным талантом не просто создать компании с оборотами в миллиарды долларов, но и стать своего рода проводником человечества в будущее: Элон Маск (Elon Mask) является основателем компании SpaceX, которая занимается разработкой серии ракет-носителей и является коммерческим оператором космических систем (по заявлениям экспертов, в ближайшем будущем эта компания может стать основным космическим транспортным каналом).

Кроме того, Элон Маск является сооснователем таких крупных компаний, как Tesla Motors (производство электромобилей) и известной платежной системы PayPal. Стоит отметить, что именно Элон Маск стал прообразом Тони Старка — «Железного человека», которого сыграл Роберт Дауни (младший) в одноименном фильме.

Вот что говорит об Элоне всемирно известный предприниматель и инвестор Ричард Брэнсон:

«Что бы ни говорили скептики, Элон всегда воплощает все свои мечты в реальность. В 90-е годы нам приходилось звонить незнакомым людям и говорить им номера своих кредитных карт, пока Элону не явилась во сне PayPal. Его компании Tesla Motors и SolarCity популяризируют идеи чистой и возобновляемой энергии во всем мире и делают ее использование реальностью. SpaceX заново открыл космос для исследований. Но весь парадокс в том, что пока Элон делает все возможное в его силах для улучшения жизни на нашей планете, он также собирает межгалактический звездолет, чтобы эту планету покинуть и спасти все человечество, когда потребуется».

Личность Элона Маска многогранна. Если перечислить те области, в которых он совершил какие-либо открытия или внес существенную лепту в их развитие, то получится список из таких сфер, как автомобилестроение, аэрокосмонавтика, производство солнечной энергии, создание спутников, высокоскоростной наземный транспорт и даже межпланетная экспансия.

Краткая биография

Маск родился в 1971 году в ЮАР. Детство его было сложным, а в школе он не отличался хорошей успеваемостью. Но, как и все незаурядные личности, Элон был заядлым самоучкой. По слова его брата, Кимбала (Kimbal), будущий предприниматель нередко проводил за чтением литературы по 10 часов в день. Читал в основном фантастику, но не обделял вниманием и другие жанры. В четвертом классе Элон с головой погрузился в изучение Энциклопедии Британники.

Одной из главных особенностей мировоззрения Маска можно назвать его отношение к людям как к компьютерам. «Железо» человека — это его физическое тело и мозг. Программное обеспечение — его образ мыслей, привычки, ритуалы, система ценностей. И обучение, по словам Маска, это просто загрузка в мозг определенного объема данных и информации. Обучение в школе Элон считает крайне неэффективным ввиду невысокой скорости освоения материала. «Сидеть в классе и ждать, пока учитель объяснит смысл той или иной формулы, просто утомительно» — признается Маск. Все, что он узнал об этом мире и узнает о нем до сих пор, он получил, лишь читая книги.

В 9 лет Элону покупают его первый компьютер — Commodore VIC-20 — и это стало началом новым этапом в жизни нашего героя. Этот ПК обладал всего 5 килобайтами памяти и встроенной «обучалкой» по программированию, которая была рассчитана на 6 месяцев. Элон закончил ее через три дня, а в 12 лет он, применяя все свои навыки, сумел создать свою первую видеоигру, которую назвал «Blastar». По словам Маска, «это довольно примитивная игра, но куда лучше Flappy Bird». В 1983 году Элон продал эту игру местному компьютерному магазину за $500 (примерно $1,200 по сегодняшнему курсу), что весьма неплохо для 12-летнего мальчика.

Элон Маск никогда не питал особых иллюзий в отношении ЮАР: он не вписывался в местную культуру и считал эту страной кошмаром для начинающего предпринимателя. В Силиконовой Долине Калифорнии он увидел «землю обетованную» и в 17 лет покинул страну, где родился, навсегда. Поначалу он жил в Канаде, поскольку его мать была гражданкой этой страны, но через несколько лет, используя трансфер колледжа в Университет Пенсильвании (University of Pennsylvania), он смог перебраться в Штаты.

В колледже Элон много раздумывал над тем, чем ему стоит заняться в жизни, и для ответа на этот вопрос отталкивался от другого: «От чего в большей степени зависит будущее людей?». Маск выделили как минимум 5 вещей, на которые следует сделать акцент: интернет, устойчивая энергетика, космическая экспансия, искусственный интеллект, перепрограммирование генетического кода человека.
По поводу двух последних пунктов он был преисполнен сомнений, а первые три вызывали в нем живой интерес, хотя еще тогда Элон Маск не мог и подумать, что в будущем будет вовлечен в освоение космоса. Поэтому упор он сделал на интернет и устойчивую энергетику.

После завершения колледжа Элон поступил в аспирантуру Стэндфордского университета на изучение конденсаторов большой мощности — технологии, направленной на поиск более эффективного хранения энергии, чем традиционные батареи, которая, как считал Маск, станет ключом к установлению устойчивой энергетики и широкому распространению производства электрокаров.

Но спустя два дня обучения Элон пришел к пониманию, что он не может просто сидеть и смотреть, какими темпами развивается интернет и какие возможности оно сулит. Поэтому он бросил учебу и тут же переключился на это направление. Первым его шагом стала попытка получить работу в крупнейшей на тот момент интернет-компании Netscape, но, к сожалению, (а может быть, к счастью) у него ничего не вышло.

Новый этап его карьеры начался после того, как он объединил свои усилия с братом Кимбалом, который немного позже также перебрался в США, и основал компанию Zip2. Zip2 был довольно примитивной комбинацией функций таких сервисов, как Yelp и Google Maps, но начал свою работу задолго до их появления. Цель проекта была в том, чтобы донести до предпринимателей одну простую мысль — пребывание в «желтых страницах» в какой-то момент перестанет быть актуальным и не обеспечит компаниям достаточное число клиентов, в то время как размещение на странице в интернет-сети — это то, за чем стоит будущее.

У братьев не было денег, они ночевали в офисе и проводили в обнимку с компьютером сутки напролет. В 1995 году было довольно трудно убедить бизнесменов в том, что реклама в интернете — это нечто перспективное и доходное (многие считали интернет-рекламу самой бестолковой вещью в мире на тот момент), но после долгих мучений они все же смогли подписать достаточное число компаний и проект братьев начал разрастаться. То был период интернет-бума, пузырь доткомов, который в 2001 громко лопнет, раздувался с невиданной скоростью, новые стартапы появлялись чуть ли не каждый день. В 1999 году братья продали Zip2 американской компании по производству персональных компьютеров Compaq за $307,000,000. Элон, которому тогда было всего 27, заработал $22,000,000.

После продажи Zip2 Маск тут же начал новый проект, еще более сложный и интересный. Следует сказать, что Элон уже тогда мог уйти от активной разработки и раскрутки стартапов и заняться, к примеру, инвестициями в чужие проекты, требующими и меньше времени, и меньше внимания, но он не последовал примеру большинства, а с головой ушел в новый стартап, в который вложил три четверти своего состояния. Новый проект был по существу онлайн-банком и, хотя сегодня такие проекты кажутся нормой, на тот момент пытаться конкурировать с традиционными банками было просто безумием. Компания начала свою деятельность под названием X.com.

В том же здании, где работала X.com, базировалась и другая интернет-финансовая компания под названием Confinity, которая была основана Питером Тилем (Peter Thiel) и Максом Левчином (Max Levchin). Одним из преимуществ X.com была та простота, с которой осуществлялись операции по переводу денег, и вскоре Confinity также разработала подобный сервис. Столкнувшись с большим спросом на услуги финансовых переводов, эти компании вскоре стали друг другу злейшими конкурентами. Это соперничество было невыгодно обеим компаниям, поэтому в итоге они решили слить активы воедино. Результатом этой сделки стала известная по всему мира платежная система PayPal.

Но два эго не могли ужиться под одной крышей. Элон Маск и Питер Тиль находились в постоянном соперничестве, что в итоге привело к радикальным переменам в руководящем составе. В конце 2000 года, когда Элон находился в свадебном путешествии со своей первой женой Джастин, у здания компании собралась внушительная толпа, требующая отставки Элона с поста CEO и его заменой Питером Тилем. По возвращении Маск заявил, что он не согласен с подобным решением, хотя и понимает, чем оно вызвано. Так или иначе, но Элон уступает место Тилю, все равно оставаясь однако на ведущих позициях в команде разработчиков, продолжает инвестировать в компанию и впоследствии сыграет ключевую роль при продаже PayPal интернет-гиганту eBay в 2002 году за $1,500,000,000. Доля Маска в этой сделке составила $180,000,000 (за вычетом налогов).

В 2002 году, еще до продажи PayPal, Элон Маск начинает с привычной увлеченностью изучать книги по ракетостроению и вскоре инвестирует $100,000,000 в самый невероятный и амбициозный проект за всю историю человечества — SpaceX. Целью этого стартапа было максимально снизить стоимость космического путешествия и сделать возможным колонизацию людьми Марса. В течение следующего столетия Маск планировал (и, возможно, планирует до сих пор) перевезти на другую планету до миллиона человек.

Затем в 2004 году Элон Маск основывает еще одну невероятную компанию — бренд по производству электрокаров Tesla Motors, главной целью которой было до неузнаваемости изменить автопромышленность всего мира, чтобы приблизить человечество к эпохе устойчивой энергетики. Маск занимался этим проектом лично и инвестировал в него порядка $70,000,000. Следует оговориться, что последний успешный запуск компании по производству автомобилей имел место в 1925 г. (Chrysler), а производством электрокаров вообще никто никогда не занимался.

Еще через два года Элон Маск вместе со своими двоюродными братьями основывает еще одну компанию под названием SolarCity. Цель этого детища Элона — революционизировать процесс производства энергии путем создания огромной сети солнечных батарей, установленных на крыши домов миллионов американцев, и резкого снижения уровня потребления традиционного топлива, что в итоге только ускорит наступление эпохи устойчивой энергетики.

Если проанализировать тот путь, который Элон Маск прошел после продажи PayPal, то можно подумать, что финал ее будет грустным: охваченный бредом интернет-миллионер, который делает все возможное, чтобы бестолково растратить все свое состояние.

К 2008 году SpaceX вполне разобрались с тем, как строить ракеты, вот только все три запуска, что они совершили, оказались неудачными: ракеты взрывались еще до достижения ими орбиты Земли. Чтобы привлечь к проекту серьезных инвесторов, компании требовалось на деле доказать, что их разработки чего-то да стоят. Денег у Маска оставалось только на один запуск, и после него стало бы ясно, спишут ли компанию в утиль или она все же добьется успеха и привлечет к себе внимание общественности.

Между тем, дела Tesla Motors тоже шли весьма неважно. Их первая разработка — электрокар Tesla Roadster — был совершенно не приспособлен для рынка, что только дало повод популярному блогу Valleywag окрестить этот опыт самым грандиозным провалом 2007 года. Эта неудача не оказалась бы такой фатальной, если бы не случившийся в 2008 году мировой экономический кризис. Число инвесторов существенно снизилось и мало кто хотел вкладываться в неизвестную и еще не проявившую себя технологию. Ресурсы Tesla Motors быстро истощались.

Эта полоса невезения дополнилась и трещавшим по швам браком, который завершился спустя 8 лет грязным и скандальным разводом.

Но не нужно думать, что Элон был глупцом, основавшим никчемные компании. Напротив, все его начинания были удачными. Согласитесь, запустить ракету в космос, как и наладить выпуск автомобилей, — дело далеко не самое простое, но мало кто хотел инвестировать свои средства под столь невероятные проекты, поэтому Маску некоторое время приходилось полагаться только на собственные накопления. PayPal сделал его по-настоящему богатым, но не настолько богатым, чтобы обеспечивать жизнедеятельность этих компаний в одиночку в течение долгого времени. Без дополнительных вливаний и Tesla Motors, и SpaceX были обречены. Они не были плохи сами по себе, просто им требовался длительный период развития, а его попросту не было.

Но затем все встало на круги своя. Во-первых, в сентябре 2008 года SpaceX осуществил четвертый запуск ракеты, который наконец-то завершился успехом. Этого было достаточно, чтобы NASA подписала со SpaceX контракт стоимостью $1, 600,000,000 для проведения 12 запусков. SpaceX выжил.

Пять месяцев спустя Tesla Motors удалось заполучить чек на $50,000,000 от немецкого автомобилестроительного концерна Damiler. Tesla Motors также остался на плаву.

Следующие 7 лет оказались для Элона Маска и его проектов временем взрывного роста и успеха.

После подписания контракта SpaceX осуществила еще 20 успешных запусков ракет. Сегодня NASA является постоянным клиентом компании, осуществляющей перевозку грузов на орбиту Земли по рекордно низкой цене. Успешно осуществляя свою деятельность, коммерческая компания SpaceX стала в один ряд с такими странами, как СССР, США и Китай, которым также удалось вывести космические корабли в открытый космос и вернуть их обратно. Сегодня инженеры SpaceX заняты разработкой совершенно нового космического модуля, который обеспечил бы регулярную доставку в космос людей. Помимо этого они также конструируют огромный межпланетный звездолет, который мог бы доставить на планету Марс более сотни человек. Это вполне реально, учитывая то, сколько совсем недавно инвестировали в эту компанию Google и Fidelity — 12 млрд. долл.

Tesla Model S — пятидверный электромобиль производства Tesla Motors — одна из первых ласточек завода, которой удалось снискать интерес автолюбителей по всему миру. Сегодня Tesla Motors готовятся выпустить в свет свою самую доступную модель электрокара — Model 3 — при этом рыночная капитализации компании составляет порядка $30 млрд.

Что касается SolarCity, то ее нынешняя стоимость оценивается экспертами суммой в 6 млрд. долл (публичной компания стала в 2012 году). Кроме того, SolarCity является важнейшим в США инсталлятором солнечных панелей. Сегодня компания занята строительством крупнейшего завода по производству солнечных панелей, который территориально будет расположен в Буффало, и, вероятно, заключит партнерские соглашения с Tesla Motors, которая готова вывести на рынок свой новый продукт — Powerwall, новый тип домашней солнечной батареи.

Но и на этом Маск не собирает останавливаться. В свободное время он разрабатывает совершенно новый концепт транспорта — Hyperloop.

За пару лет Маску удалось поставить на ноги все учрежденные им проекты и создать рабочие места для 30,000 человек. После ряда неудач в 2008 Маск был убежден, что в скором времени ему и его жене придется жить в подвале дома ее родителей, но текущее финансовое состояние Маска оценивается в $13,2 млрд. (15 позиция журнала Forbes).

Все его заслуги и достижения сотворили из Маска некое подобие живой легенды. За его дальновидность и стремление охватить всю страну сетью станций по быстрой подзарядке электрокаров, Элона Маска часто сравнивают с такими крупными промышленниками, как Генри Форд и Джон Рокфеллер. Экспериментальная деятельность SpaceX привела к сравнениям с Говардом Хьюзом (известным пионером авиации и предпринимателем), а многочисленные успехи в различных областях науки и техники — c Томасом Эдисоном. Наконец, чаще всего его сравнивают со Стивом Джобсом, за его замечательную способность развивать застойные области экономики, предлагая покупателям такие продукты, о возможности существования которых они не могли и подумать. По словам биографа Элона Маска Эшли Венс (Ashlee Vance), тот имеет шанс стать гораздо грандиознее, чем Хьюз или Джобс вместе взятые. Маск сумел преуспеть в таких крупных отраслях, как аэрокосмонавтика и автомобилестроение, и предложить такое, что американский народ расценил как нечто фантастическое и невероятное.

Крис Андерсон (Chris Anderson), куратор ежегодной конференции TED, зовет Маска «самым замечательным предпринимателем». Другие знают его, как «настоящего железного человека» и не без причин — именно Элон Маск стал прообразом голливудского супергероя: Роберт Дауни, исполнитель главной роли в фильме, гостил у Маска некоторое время и даже посетил с ним SpaceX, чтобы лучше узнать Маска и затем перенести его характер на экран. Элон Маск также появляется в одном из эпизодов культового мультсериала «Симпсоны».

SpaceX и Tesla Motors

Обе компании можно назвать главными в жизни Элона Маска и всецело отражающими его футуристические взгляды и стремление сделать жизнь людей много лучше. И SpaceX, и Tesla Motors — это огромные заводы, под завязку набитые всевозможными механизмами и электроникой, и оба они находятся в Калифорнии.

Заводы удивляют своей чистотой и опрятностью, они выкрашены в белый цвет, имеют невероятно высокие потолки и больше похожи на научные лаборатории, чем на традиционные промышленные цеха. И на SpaceX, и на Tesla Motors инженеры и рабочие трудятся буквально плечом к плечу, и сделано это намеренно — Маск верит, что для инженеров крайне важно видеть, как функционируют механизмы, которые они проектируют. Условия, в которых работают представители обоих направлений, заметно отличаются от тех, которые мы привыкли видеть на заводах, и устраивают и тех, и других. Закрытых подразделений или даже кабинетов нет вовсе — каждый работает в сотрудничестве со всеми остальными.

По размеру занятой площади завод Tesla Motors является вторым во всем мире. Ранее фабрика находилась в совместном распоряжении таких гигантов, как General Motors и Toyota, пока не была продана Tesla Motors. Как вы можете видеть на изображении ниже, сборочные залы практически полностью заставлены автоматизированным роботами красного цвета.

Tesla

Tesla

Tesla

Tesla

Стоимость этого гигантского пресса составляет $50,000,000. Давление, которое он оказывает на металл, равно 4,5 тысячам тонн. Все равно, что поставить 2,500 автомобилей на поверхность чего-нибудь.

В настоящий момент руководство завода планирует увеличить выпуск автомобилей в год с 30,000 до 50,000 (чуть меньше 1,000 электрокаров в неделю). Кажется, что это невероятное количество, но, к слову, Toyota собирала в этом же здании 1,000 автомобилей за день.

«Железный человек»?

Глядя на все эти высокотехнологичные заводы, хочется узнать, как Элон Маск проявляет себя в качестве руководителя? Авторитарен он или демократичен, идет на уступки своим рабочим или, напротив, приверженец жесткой дисциплины?

Интересен ответ на этот вопрос бывшего работника SpaceX, который с горечью вспоминает провальные для предприятия годы, когда три запуска ракет не принесли никакого результата. На тот момент это был роковой удар для каждого сотрудника компании, которые отдавали все свои силы и умения, чтобы выполнить задачу. Но даже в периоды кризиса Элон Маск оставался харизматичным лидером, который сумел зажечь в сердцах всей своей команды страсть к поставленной цели. «Даже если бы он направился в ад, мы бы все последовали за ним».

С другой стороны, нередки и такие высказывания, в которых нет ничего кроме раздражения Маском. Некоторые считают, что работать с ним некомфортно, потому что и себя, и всех вокруг он видит машинами и относится соответственно, тогда как далеко не все его сотрудники разделяют подобные убеждения. Маск всегда стремится быть быстрее, больше, лучше, поэтому к работе своих сотрудников относится с большой критикой, которую не все могут принять с достоинством.

Так или иначе, все, кто работал с Элоном, но занимают противоположные позиции относительно его стиля руководства, подчеркивают, что очень уважают его: за его ум, рабочую этику, масштабы его мысли и за стремление добиться того, что другие считают просто фантастическим и нереальным.

Многие говорят о целостности его личности и о том, что эта целостность проявляется, прежде всего, в последовательности всего, что он делает. Что бы он ни говорил в интервью, все это так или иначе имеет место в его жизни. Не бывает таких ситуаций, когда Маск говорит одно, а мыслит другое.

Кто-то может считать его тираном, который заставляет своих сотрудников трудиться по 80 часов в неделю, но нельзя забывать и о том, что сам он работает все 100.

Что касается его видения относительно будущего человечества, то этот вопрос следует раскрыть более детально.

1. Маск очень обеспокоен небывалом размахом исследований в области создания искусственного разума. Он считает, что разработка искусственного супер-интеллекта может привести к глобальной катастрофе. Поэтому Маск инвестирует миллионы долларов в исследования по обеспечению безопасности AI. По его мнению, это одна из трех вещей, о которой он думает почти все время. Другие две: устойчивая экономика и становление человека как межпланетного индивида. Учитывая то, сколько Маск знает об искусственном интеллекта и насколько осведомлен обо всех трудностях в этой области, повторение сценария «Терминатора» не кажется таким уж несбыточным и немного пугает.

2. Он также обеспокоен парадоксом Ферми, который заключается в отсутствии видимых следов жизни инопланетных цивилизаций, которые должны были бы населить всю Вселенной за миллиарды лет своего развития. Вообще, всех приверженцев этого парадокса можно разделить на два лагеря: тех, кто предполагает наличие Великого Фильтра, из-за которого существование других высокоразвитых цивилизаций представляется маловероятным, и тех, кто считает, что иноземные цивилизации существуют, но они не могут с нами связаться ввиду разных причин.

Маск не уверен, какая из этих групп ближе к истине, но отсутствие контактов с внеземным разумом с течением времени огорчает его все больше и больше. Но все это только утверждает его в мысли о крайне важном значении дела SpaceX: «Если мы настолько уникальны, что смогли преодолеть Великий Фильтр, то нужно позаботиться о том, чтобы это достояние Вселенной не пропало ни в коем случае. Для этого нужно максимально быстро заселить окружающие планеты и обеспечить выживание человечества как вида при любых обстоятельствах».

3. Маск не верит в полезность генной инженерии и в ее способность остановить старение человека. «У каждого есть свой срок годности, и никто не в силах это исправить», — считает он. «Любая система со временем рушится. Абсолютно любая.

Если вы хотите предотвратить это, то вам, видимо, следует либо перепрограммировать ДНК человека, либо заменить в его организме каждую деталь, вплоть до мельчайшей клетки. Однако ученые отказываются предпринимать какие-либо попытки в этом направлении».

Заключение

К успеху ведут множество троп. Элон Маск выбрал те, которые в итоге позволили ему не просто стать финансово независимым и обеспечить свою семью, но и стать частью истории. Его стремление быть впереди и искренний гуманизм нашли свое воплощение в ряде проектов, которые, возможно, в будущем могут спасти жизнь всему человечеству.

Ну, а пока он вполне доволен тем, что произвел поистине тектонические сдвиги как в области энергетики, так и в области ракетостроения и автомобилестроения. Чтобы достичь этого, и впрямь нужно быть «железным человеком» до мозга костей.

Высоких вам конверсий!

По материалам waitbutwhy.comImage source: LikeZZnet LikeZZnet 

blog comments powered by Disqus
Vitamin – сервис для выгодного управления вашей рекламой
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Агентское вознаграждение до 16% на личный счет или рекламу
  • Любые дополнительные услуги под ваши потребности
  • Бесплатное обучение маркетингу
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Феникс-Маркетинг". ИНН:7725812838, КПП:772501001, ОГРН: 513774619323915280, Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19, стр. 1, этаж/пом 3/25

Генеральный партнёр: STRATE FZ-LLC License number 47005249 Address: B03-227 Business Center 02 RAKEZ Business Zone-FZ RAK (Ras Al Khaimah), United Arab Emirates Email: corporate@strate.ae