Практический online-курс

Как победить зависимость от телефона и соцсетей, и откуда она берется?

Как победить зависимость от телефона и соцсетей и откуда она берется?

Вам знаком этот ужасный и в то же время приятный звук, который издается при обновлении страницы мессенджера Facebook? Когда вы делаете что-то трудное, важное и невеселое, такие моменты передышки — словно мираж для томимого жаждой человека в пустыне рутинных дел.

Мозг внушает нам, что, хотя работа, которую мы намереваемся сделать, очень важна, прямо сейчас жизненно необходимо проверить и Facebook, и Instagram, и электронную почту. И еще раз, а потом еще разок.

Виновник зависимости от телефона и соцсетей — дофамин

Дофамин является одним из химических факторов внутреннего подкрепления и служит важной частью «системы вознаграждения» мозга, потому что вызывает чувство удовольствия и таким образом влияет на процессы мотивации и обучения. Он играет ключевую роль в формировании желания проверить, произошло ли что-то с тех пор, как вы заходили в социальные медиа последний раз (пару минут назад). Этот нейротрансмиттер искушает искать то, что доставляет удовольствие — съесть печенье, посмотреть сериал или принять участие в викторине в баре, и избегать того, что вызывает отвращение.

Наслаждение от такого вознаграждения обрабатывается другой системой нейротрансмиттеров — опиоидами, которые нейтрализуют побуждение для того, чтобы удовлетворить желание. С точки зрения эволюции, если вы чувствуете удовлетворение от своих действий, то можете отдыхать, потому что мир в порядке. Дофамин связан с ожиданием вознаграждения и мотивирует людей на какие-либо действия на пути к нему.

Исследования грызунов показывают, что в обоих случаях — когда дофамина слишком мало и слишком много — нейроны могут вредить здоровью. Если они разрушаются, крысы голодают до смерти, потому что у них нет желания есть, а если дофаминовые нейроны чрезмерно стимулируются, то грызуны голодают, так как предпочитают удовлетворять свое желание в получении дополнительного дофамина вместо того, чтобы питаться.

Подобные высказывания неизбежно упрощают запутанные процессы, которые лежат в основе этого явления, в то время как мозг является потрясающе сложным органом. С такой оговоркой, кажется, что дофамин помогает предсказать варианты вознаграждений в окружающем нас мире, фильтруя массы поступающей информации и выявляя закономерности, которые приводят к желаемым результатам.

Откуда берется привычка проверять телефон и соцсети

В поисках индикаторов многообещающих вознаграждений дофаминовая система склоняется в сторону новых и неожиданных результатов — поэтому игровые автоматы, уведомления от Facebook и текстовые сообщения от того, кто вам нравится, приводят к максимальному высвобождению дофамина.

Все это обеспечивает непредсказуемые вознаграждения в неожиданные моменты, которые находятся вне нашего контроля (это называют «режимом подкрепления с вариативным соотношением»). Дизайнеры могут использовать эти знания о человеческой психологии, чтобы создать окружающую среду (онлайн и оффлайн), ориентированную на нашу дофаминовую систему, и побудить нас действовать определенным образом.

Поскольку мы стремимся узнать, какая последовательность событий ведет со временем к желаемому результату, то высвобождение дофамина сдвигается с момента вознаграждения к более ранним сигналам о том, что последует награда. На самом деле именно ожидание вызывает высвобождение дофамина.

Четкие сенсорные сигналы, такие как звук, движение, цвет или запах, которые обозначают скорое вознаграждение, активируют наши ожидания, даже (и особенно) если вознаграждение следует не каждый раз. Они инициируют определенное поведение в надежде на то, что что-то хорошее произойдет, и если человек не получает удовлетворяющее его вознаграждение, то такая схема действий закрепляется, и поиск дофамина может стать привычным.

Значение для бизнеса

Если у вас свой бизнес, то имейте в виду возможность долгосрочного взаимодействия с клиентами при принятии решения о том, следует ли разрабатывать технологию, которая потенциально может вызывать привыкание. Конечно, вы можете мотивировать их к действию, создавая потребности и предлагая пути для их удовлетворения, но если ваши клиенты несколько раз не смогут найти то, что они ищут, их разочарование будет расти, и они уйдут к конкуренту, когда он предложит менее разочаровывающую альтернативу.

Значение для людей

Есть вы хотите снизить отвлекающее влияние краткосрочного удовлетворения, то можете снизить количество сигналов, которые обещают немедленное вознаграждение, удалив приложения, в которых можно бесконечно прокручивать ленту, и отключив уведомления и телефон, когда возможно. Еще один вариант — проанализировать ситуацию, в которой вы оказались, чтобы понять, в какие моменты жаждете отвлечься:

  1. Есть ли у них что-нибудь общее?
  2. Можете ли вы удовлетворить свою потребность другим нетехнологичным образом, который более полно усмирит ваше желание отвлечься?

Помните, что, в то время как возможность отвлечься вездесуща и привлекательна, люди способны задерживать получение вознаграждения довольно долго – мы можем учиться в течение десяти лет, чтобы устроиться на работу в отдаленном будущем, откладывать деньги на пенсию и принести в жертву радость настоящего момента ради счастья в будущем.

Сила сознательного выбора

У вас есть возможность сделать сознательный выбор, изменить свое окружение и вернуть контроль над своим вниманием. Один из способов добиться этого – установить четкие правила для себя, касающиеся управлением медиа, например, во время еды время, в вечернее время или сразу после того, как вы проснетесь.

При взаимодействии с другими людьми, думайте о том, как вы хотите обратиться к ним — вы хотите привлечь их с помощью какого-то звука, прерывая поток их сознания, или медленно, через более глубокую и богатую коммуникацию?

Письмо, голосовое сообщение, телефонный звонок, визит или записка – все это может обеспечить дополнительную глубину через усилие, необходимое для доставки сообщения, которое может привести к более сильному ощущению от вознаграждения, чем любое изменение статуса в Facebook обещает вам.

Высоких вам конверсий!

По материалам nathalienahai.com

18-07-2016

Продающие лендинги от отдела
дизайна LPgenerator

Используем технологии:
4U, AIDA, ХПВ, психология влияния Р. Чалдини, управление взглядом
  • 4U
  • AIDA
  • ХПВ
  • психологии влияния Р. Чалдини
  • управления взглядом
  • нейромаркетинг
Готовность от 7 дней
blog comments powered by Disqus
copyright © 2011–2017 by LPgenerator LLC. Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "ЛПгенератор".