Vitamin – сервис для выгодного управления вашей рекламой
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Агентское вознаграждение до 16% на личный счет или рекламу
  • Любые дополнительные услуги под ваши потребности
  • Бесплатное обучение маркетингу
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. UI/UX >
  4. Кастомизация vs Персонализация пользовательского опыта

Кастомизация vs Персонализация пользовательского опыта

Кастомизация vs Персонализация пользовательского опыта

Кастомизация, так же как и персонализация, связаны с контентом и отображают специфические особенности пользователей таким образом, что разные посетители видят разное содержимое страницы. Если между ними разница? И что из них лучше? Все зависит от ваших целей и того, насколько грамотно вы применяете данные методики.

Рассмотрим для начала определения терминов.

Персонализация осуществляется средствами системы. Она идентифицирует пользователей и предоставляет им тот контент, опыт или функционал, который соответствует их положению на пути покупателя. Персонализацию можно осуществить на индивидуальном (например, Amazon.com предлагает посетителям определенный товар на основе истории поиска и покупок) или групповом уровне (например, когда конкретная информация отображается только для людей, имеющих определенное местоположение).

Кастомизация же осуществляется самим пользователем. Система позволяет им самостоятельно вносить изменения в пользовательский опыт, корректируя расположение элементов на странице, контент или функционал.

Зачем нужна персонализация?

Главная цель персонализации — предоставить пользователям тот контент и функционал, который будет соответствовать их ожиданиям и интересам. Система сама составляет профиль каждого человека и подстраивает интерфейс в соответствии с ним. Разработчики могут сделать акцент на определенной информации, ограничить или предоставить доступ к каким-либо инструментам, основываясь на информации о пользователе.

Например, на лендинге туристической фирмы человек может увидеть акции или специальные предложения на путешествия в те страны, которыми он недавно интересовался. Кроме того, система может сохранять историю поиска и затем предоставить быстрый доступ к информации на основе этих данных. Ни в одном из приведенных примеров пользователю не придется делать ничего для осуществления этих изменений — система все делает самостоятельно.

Существует два типа персонализации:

  • Персонализация, основанная на ролях. Согласно этому принципу, пользователей объединяют в группы в соответствии с какими-либо характеристиками, которые известны заранее. Примером могут послужить внутренние базы данных менеджеров по персоналу. Данные системы содержат определенные данные о каждом сотруднике компании. Например, только сотрудники, собирающиеся выйти на пенсию, могут видеть свой пенсионный счет.
  • Индивидуализированная персонализация. Это словосочетание может показаться тавтологией, но этот тип персонализации в корне отличается от предыдущего. Здесь компьютеры создают индивидуальный профиль каждого пользователя и представляет разным людям различную информацию. Например, проанализировав поисковые запросы юзера-девушки, система может сделать вывод о том, что та беременна.

Компания Intermountain Healthcare имеет свою внутреннюю сеть, предназначенную для сотрудников. Контент страницы персонализирован в зависимости от занимаемой должности. Например, ниже представлен скриншот страницы для менеджеров. Там содержатся задачи, обязательные процедуры, формы отчетов и прочее, что необходимо менеджеру для работы.

Intermountain Healthcare

Ниже представлен скриншот страницы Amazon.com. Система подбирает индивидуальные предложения для каждого пользователя, основываясь на его предыдущих поисковых запросах и истории покупок.

Amazon.com

Положительным моментом персонализации является улучшенный пользовательский опыт без каких-либо усилий со стороны самого человека. С другой стороны, в этом случае мы полностью доверяемся компьютеру, который должен догадаться о наших интересах и потребностях, что не всегда удается сделать правильно. Кроме того, некоторых пользователей раздражает тот факт, что компьютер слишком много знает об их личных интересах.

Для чего нужна кастомизация?

Кастомизация позволяет человеку самостоятельно выбирать, что он хочет видеть на экране. Пользователь может организовывать и отображать информацию в соответствии с собственными предпочтениями. Это может улучшить пользовательский опыт, так как люди могут сами контролировать свое взаимодействие с системой.

Благодаря кастомизации человек может посмотреть погоду в других городах, добавить на свою корпоративную страницу список ссылок, которыми он часто пользуется. Кроме того, пользователь может перемещать контент по странице, чтобы у него перед глазами было только то, что ему действительно интересно.

Ниже можно увидеть скриншот приложения BBC News. Оно позволяет человеку самостоятельно выбирать интересующие его тематики, новости по которым затем будут отображаться в самом начале списка.

BBC News

Положительная сторона кастомизации заключается в том, что каждый пользователь может в итоге получить то, что ему нужно. Ее недостаток — многие люди по сути не знают, чего именно они хотят и что им интересно. Кроме того, кастомизация требует от пользователя некоторых усилий для того, чтобы подстроить интерфейс под себя.

Начните с юзабилити сайта

Как персонализация, так и кастомизация дают возможность улучшить юзабилити вашего ресурса, но не нужно применять их как панацею. Если человек не может найти нужную ему информацию, то следует поработать над структурой и способами представления контента.

Кастомизация эффективна, когда пользователь знает о своих целях и интересах, персонализация, напротив, подходит в тех случаях, когда посетитель сайта этого не знает. Кастомизация предполагает высокую стоимость информационного обмена. Иными словами, пользователю необходимо приложить усилия и потратить свое время для того, чтобы начать эффективно взаимодействовать с сайтом.

В процессе создания сайта у разработчиков возникает множество разнообразных идей. Также у них появляется искушение «перебросить ответственность» за выбор нужных функций на пользователя посредством кастомизации и персонализации. Не стоит этого делать, ведь задачей разработчика, в том числе, является расстановка приоритетов и грамотное расположение элементов на странице.

Персонализация и кастомизация должны улучшать уже созданный эффективный пользовательский опыт. В этом деле нужен разумный подход и четко сформулированная цель.

Высоких вам конверсий! 

По материалам: nngroup.com. Источник картинки: silvergold

blog comments powered by Disqus
Vitamin – сервис для выгодного управления вашей рекламой
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Агентское вознаграждение до 16% на личный счет или рекламу
  • Любые дополнительные услуги под ваши потребности
  • Бесплатное обучение маркетингу
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Феникс-Маркетинг". ИНН:7725812838, КПП:772501001, ОГРН: 513774619323915280, Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19, стр. 1, этаж/пом 3/25

Генеральный партнёр: STRATE FZ-LLC License number 47005249 Address: B03-227 Business Center 02 RAKEZ Business Zone-FZ RAK (Ras Al Khaimah), United Arab Emirates Email: corporate@strate.ae