Термин «веб-психология», введенный в 2011 году британским психологом и дизайнером Натали Нахи (Natalie Nahai), представляет собой эмпирическую науку о том, как онлайн-среда влияет на наши мысли и поведение.
Опираясь на знания и исследования из других областей — социальной, личностной и когнитивной психологии, поведенческой экономики, нейробиологии, маркетинга, а также принципы человеко-машинного взаимодействия, веб-психология является инструментом для создания эффективных веб-сайтов и положительного пользовательского опыта.
Natalie Nahai
Проблематика
Главной проблемой интернет-маркетинга Натали считает недостаточно убедительный контент и невыразительный месседж, причиной чему служат следующие три фактора:
1. Слишком высокая конкуренция
2. Ограниченное количество времени
3. Невнимание к ценностям нового поколения
Единственный способ решить эту проблему — как можно лучше узнать своих покупателей и дать им то, чего они действительно хотят.
Big data или такие параметры целевой аудитории, как возраст, гендер, месторасположение, предпочтения при использовании устройств, браузеров и ОС — безусловно, важная информация, но ее недостаточно.
Копайте глубже: постарайтесь понять, почему ваши посетители ведут себя так, а не иначе?
Люди живут и действуют в определенном психологическом контексте, в соответствии со своими мнениями, желаниями и характерами, и адаптация продукта к личности реальных людей — отличный способ выделить его среди сотен других.
Веб-психология занимается учетом тех психологических факторов, знание о которых поможет вам составить убедительное, по-настоящему ценное предложение.
Большая пятерка
Личные характеристики человека определяют, на что именно он обращает внимание и какие решения принимает. Чтобы адресовать продукт лично, вы должны хорошо представлять личные качества ваших потенциальных покупателей.
Перечислим лишь некоторые из них, а также вопросы, необходимые для их определения:
- Открытость: «Любознательны ли вы? Проявляете ли вы интерес ко всему новому и необычному?»
- Сознательность: «Стремитесь ли вы все планировать заранее? О вас можно сказать, что вы организованный, дисциплинированный человек?»
- Уступчивость: «Договариваться и объединяться с другими людьми для вас предпочтительнее, чем вступать в конфликт?»
- Экстраверсия: «Вы энергичны, позитивны, настойчивы и постоянно ищете общества других людей?»
- Нейротизм: «Легко ли вы испытываете такие неприятные эмоции, как гнев, беспокойство, депрессия и обида?»
Социальные нормы
Немаловажным фактором также является учет влияния социальных норм на поведение людей.
Мода, общественное мнение и социально одобряемые модели поведения играют большую роль в том, как мы ведем себя в повседневной жизни. Разузнайте, что имеет значение для вашей целевой аудитории, на какие нормы она ориентируется?
«Бородатая» мода
Стереотипы
Анализ и оценка вариантов требует значительных когнитивных усилий. Для того, чтобы упростить себе задачу, люди часто прибегают к использованию стереотипов — ментальных шаблонов, облегчающих выбор при принятии решений:
1. «Эффект якоря». Первоначальное впечатление или информация оказывают влияние на все последующее восприятие. Так, если на первом месте вы разместите самое дорогое предложение, то остальные варианты будут смотреться в выигрышном свете.
Второй тариф кажется очень выгодным в сравнении с первым
2. Доступность. В вопросе принятия решений мы опираемся на первую мысль или ассоциацию, которая приходит нам в голову. Например, какая страна начинается с буквы К? Скорее всего, вы подумали «Китай», хотя в запасе у вас был еще минимум десяток стран: Канада, Кения, Киргизия, Корея, Куба...
3. «Правило пика и конца». При оценке собственного опыта или впечатления от какого-либо продукта, события или взаимодействия решающее значение имеет только кульминация и конец, а не вся сумма впечатлений.
Будьте убедительны!
Когда вы достаточно узнали о вашей целевой аудитории, начните применять полученную информацию. Создайте вдохновляющие образы и убедительные призывы к действию, а помочь вам в этом смогут ключевые слова.
Ваш продукт рассчитан на открытых, энергичных экстравертов? Сильный, активный, динамичный — вот слова, которые привлекут внимание ваших покупателей:
«Испытай дух приключений с дезодорантом Degree, серия «Адреналин»
Делаете ставку на воображение и стремление людей ко всему новому и необычному? Инновационный, интеллектуальный, креативный — эти прилагательные опишут ваш продукт как нельзя лучше:
«Думай иначе»
Разные слова по-разному откликаются в душе людей. Если вы хорошо представляете себе вашу целевую аудиторию, ваш точный и эффективный месседж надолго останется в их памяти.
Триггеры и заголовки
Вы замечали, как приковывают к себе взгляд удачные заголовки? Весь секрет — в числах и особых триггерных словах. Странный, загадочный, подозрительный, необычный, тщательный, легкий, бесплатный, поразительный, абсолютный, важный, неимоверный — вот лишь некоторые из них.
Согласно статистике BuzzFeed, заголовки статей ресурса, получивших больше всего «лайков» на Facebook, содержали следующие фразы:
101 112 — каким персонажем вы
53 856 — перед тем, как вы умрете
28 895 — вероятно, вы не
27 056 — в вашей жизни
26 562 — причины, по которым вы должны
26 130 — [x] вещей, которые
26 019 — [x] самых важных
23 853 — скорее всего не знаете
23 473 — вещей вы возможно
22 420 — [x] признаков, что вы
21 937 — всех времен
Как все это совместить?
Вы изучили психологические особенности ваших покупателей и вооружились секретным оружием в виде ключевых и триггерных слов — пришло время создания неотразимого предложения, для чего достаточно применить следующую формулу:
Числа/триггеры +
прилагательные/ключевые слова +
обещание =
УБИЙСТВЕННЫЙ ЗАГОЛОВОК
Например, вы хотите похвастаться своим умением жарить яичницу. Вы можете написать статью и назвать ее «Как жарить яичницу» или «Мой любимый способ жарить яичницу», но не лучше ли, если вы используете формулу и получите по-настоящему впечатляющий заголовок?
«13 невероятных способов пожарить яичницу при помощи носка» —
эта фраза уже претендует на звание идеального призыва к действию.
Единственное условие — выполняйте обещанное. Никому не нравится, когда его обманывают.
Ценности XXI века
Недостаток доверия — одна из самых больших преград в области eCommerce. Для того, чтобы вашей компании начали доверять, вы должны вести честную и открытую политику. Более 81% миллениалов считают важными следующие ценности:
- Хороший, зарекомендовавший себя бренд и месседж
- Этические принципы, честная модель ведения бизнеса
- Собственная философия и стиль
Так, компания TOMS представляет собой новый тип корпораций со знаком «B Corps», которые используют возможности бизнеса для решения социальных и экологических проблем. Ее обувь, продающаяся под девизом: «Купи одну пару — подари другую», идет на помощь малообеспеченным жителям развивающихся стран.
Вместо заключения
Разрабатывая лендинг или сайт, не забывайте почаще переходить на сторону пользователя. В дизайне нет эффективнее принципа, чем «Поступайте с другими так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами».
Однако для создания по-настоящему качественного продукта одних благих намерений мало: всякое решение нуждается в обосновании. Мы все вместе — пользователи, разработчики и дизайнеры — стоим на пороге нового мира, где каждое мнение имеет значение. Какое будущее нас ожидает?
Высоких вам конверсий!
По материалам thewebpsychologist.com