Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Теория воплощенного сознания: Тело и разум — единое целое?

Теория воплощенного сознания: Тело и разум — единое целое?

Теория воплощенного сознания: Тело и разум — единое целое

Мнение большинства людей о том, как взаимодействует мозг и тело, сводится к следующему: тело получает информацию через зрение, тактильные ощущения и звуки и отправляет ее в мозг, где происходит обработка данной информации и принимается решение о последующем действии. Так, видя приближающуюся собаку, человеческое сознание пытается идентифицировать, соседская она или чужая, безобидная или нет, и дает сигнал телу погладить ее, обойти стороной или пускаться наутек. Это кажется простым и закономерным, не противоречащим опыту.

В своей книге «Разум во плоти» (Intelligence in the Flesh) когнитивный психолог Гай Клакстон пишет, что данное предположение ошибочно. Сознание не отделено от тела и не управляет телом, а скорее, взаимодействует с ним, делая человека разумным.

Свое предположение Клакстон основывает на теории воплощенного сознания (embodied cognition), которая утверждает, что мыслительные процессы неотделимы от физических ощущений и двигательных функций. По мнению Клакстона, «тело, нутро, чувства, иммунная система, лимфатическая система настолько тесно взаимодействуют с сознанием, что невозможно провести черту вдоль шеи и сказать, что все, что находится над чертой — это разумное, а все, что под чертой — нет».

Мышление, эмоции и искусственный интеллект

Ханс Моравек, преподаватель Института робототехники при Университете Карнеги-Меллон, известный своими работами в сфере искусственного интеллекта, заметил, что достижения в изучении компьютерного мышления и смежных областях открыли странный парадокс: задачи, определяемые человеческим сознанием как сложные, скажем, абстрактное мышление, легко воспроизводятся компьютерными программами, в то время как простейшие для человека действия, например, ровная ходьба по пересеченной местности — очень трудно трансформировать в действенный код.

Deep Blue, шахматный суперкомпьютер, созданный компанией IBM, выиграл матч из 6 партий у чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова в 1997 году, но роботы до сих пор не научились ходить как люди. Моравек в своей книге «Дети разума» (Mind Children) пишет: «Мыслительный процесс, который мы называем аргументацией, я полагаю, является лишь поверхностным качеством человеческой мысли, работающим только в силу того, что оно основано на более мощном, хотя обычно неосознанном, сенсомоторном знании».

Другие ученые провели эксперимент с Ботоксом (препаратом ботулотоксина). Предполагалось, что люди способны распознавать чужие эмоции благодаря подсознательному, едва уловимому копированию выражений лиц. В эксперименте приняли участие две группы женщин.

В одной группе испытуемые применили Ботокс для коррекции мимических морщин (Ботокс оказывает парализующий эффект на мышцы), в другой — Рестилайн, дермальный филлер, не оказывающий воздействие на мускулатуру лица. Результаты эксперимента разительно отличались. Женщинам, получившим инъекции Ботокса, хуже удавалось распознать эмоции на лицах, изображенных на фотографиях. Ботокс не оказывает прямого воздействия на сознание, но он парализует эмоциональное восприятие.

Клакстон приводит множество подобных примеров — студентов, держащих в руках в ходе эксперимента хладоэлементы и в последствии холодно встречающих своих друзей, людей, контролирующих азарт в ходе игры в лабораторных условиях и получивших задание держать спину прямо либо принять расслабленную позу и т.д..

Что такое наше «я»?

Но даже если тело играет большую роль, чем мы привыкли полагать, неужели мозг перестает быть мозгом? Cтроитель по имени Финеас Гейдж получил травму головы: металлический прут прошел сквозь его череп, повредив мозг, после чего он уже не был «тем самым Гейджем». Конечно, металлический прут, прошедший сквозь ногу и повредивший мышцы и связки, не оказал бы такого же эффекта — то была бы жуткая травма, но она бы не лишила Гейджа его личности.

Клакстон не ставит под сомнение значимость человеческого мозга, но и не отступает от своей теории. Он ссылается на книгу Оливера Сакса «Нога как точка опоры», в которой нейропсихолог описывает свое восстановление после тяжелой травмы, полученной на прогулке: «Я не мог придумать, как еще больше напрячь четырехглавую мышцу. Я не мог придумать, как мне подтянуть коленную чашечку и как согнуть бедро».

Помимо физических ощущений он также описывает психологические последствия травмы: «То, что мне казалось сначала не более, чем локальным, периферическим повреждением, теперь показало себя в ином, совершенно ужасном свете как нарушение памяти, мышления, воли; это было не просто повреждение мышцы, а повреждение моего «я»».

Травма Сакса мало похожа на случай Гейджа: нога здесь оказалась большим, чем просто нога. Однако фактически нога, являясь частью тела, одновременно воспринималась больным как частью его «я», его личности.

Для лучшего понимания себя Клакстон рекомендует медитацию осознанности, упражнения и тренинги по самоконтролю за физиологическим состояниями организма, такими, как потоотделение или сокращение мышц. Он пишет, что данные методики улучшают внутренний контроль, контроль над собственным телом, включая движения конечностями, сердечный ритм и даже ощущения в желудке. Рандомизированное контролируемое исследование пожилых людей старше 70 лет, показало, что занятия тайцзи (китайская гимнастика) существенно улучшили координацию пациентов, уменьшили страх падения.

Проблема работников умственного труда

Клакстон рекомендует почаще переключаться с работы за компьютером на ручную работу с реальными предметами/материалами и даже проводить время в мастерских:

«Устройства не способны заменить опыт, получаемый человеком в работе с материалами — тактильные ощущения, которые испытывают каждый день стеклодувы, переплетчики, плотники».

По мнению психолога, современная западная культура во многом ориентирована на абстрактное мышление и недооценивает либо преуменьшает значимость сенсомоторной информации, о которой пишет Моравек. Мы называем офисных сотрудников работниками интеллектуального труда, как будто дровосеки или сантехники работают без каких-либо мыслей в голове.

quote
Современная культура ориентирована на абстрактное мышление и недооценивает значимость сенсомоторной информации
 

Офисная работа далеко не всегда бывает креативной и вдохновляющей: в большинстве своем, она монотонна как работа Чарли Чаплина в его комедии «Новые времена». Однако люди все чаще предпочитают должности, связанные с абстрактным мышлением, и не важно, насколько это сложно или утомительно. В то время как любой труд, связанный с физическим усилием, с участием тела воспринимается пренебрежительно.

По мнению Клакстона, тело и сознание неразделимы, и не важно, для чего вы их используете — для решения математической задачи, распознавания человеческих эмоций или подсознательного понимания, что бегущая навстречу собака безобидна.

Высоких вам конверсий!

По материалам nymag.com, image source: Damian Michaels 

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Центр рекламных бюджетов". ИНН:5902052888, КПП:590201001, ОГРН: 1195958009730, Пермь, ул. Окулова, д. 75 к. 8 офис 501Б

ООО «Центр рекламных бюджетов» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний