Если интернет нас чему-то и научил, то одной вещи точно: благодаря ему мы приобрели удивительную способность мастерски тратить время впустую. Сеть переполнена огромным количеством информационных лабиринтов, блуждание по которым в большинстве случаев совершенно бесполезно. Однако наиболее забавной слабостью многих людей являются так называемые фейл-видео.
Все знают, о чем идет речь: это компиляции коротких роликов, герои которых вполне могли бы засветиться в каком-нибудь юмористическом шоу, вроде «Сам себе режиссер». Нам нравится смотреть на неудачные прыжки экстремалов-байкеров, или на то, как девушки сжигают свои волосы щипцами для завивки. И, судя по количеству просмотров подобных видео на YouTube, число любителей понаблюдать за чужими неудачами увеличивается с каждым днем.
Истоки злорадства
Фейл-видео — отнюдь не новый феномен. То же шоу «Сам себе режиссер», как и его зарубежные аналоги, были очень популярными еще до того, как люди стали массово пользоваться интернетом. Не исключено, что и в Средние века одни прыгали через костер, опаляя свои ягодицы, в то время как другие смеялись над ними. Здорово досталось и придворным шутам, шедшим на все для развлечения господ. Люди злорадствовали везде и всегда. Каковы же истоки и функции этого явления?
В Германии придумали термин «schadenfreude» (буквально переводится как «страдание-радость»), чтобы описать те эмоции, которые вы испытываете, когда слышите, что, например, Джастин Бибер в очередной раз был оштрафован за вождение в нетрезвом состоянии, или Том Брэди был дисквалифицирован на четыре матча за нарушение футбольных правил. Злорадство привлекает все большее внимание психологов и философов. Чтобы изучить эту эмоцию, к ней применили экспериментальный метод.
Ли Беккер, ученый из Кельнского социологического университета, попросил немецких футбольных болельщиков смотреть, как сборная Голландии пропускает пенальти (существует давняя вражда между этими странами), а команда Германии успешно забивает мячи. Испытуемые демонстрировали большую радость, когда наблюдали за неудачами голландцев, чем за успехом своих. Беккер думает, что злорадство связано с самооценкой: «Вы чувствуете себя более значительными в сравнении с людьми, делающими ошибку».
В Fail Blog, одном из самых больших ресурсов, посвященных фейл-видео, также подчеркивается, что содержание данного сайта поднимает самооценку. Это отражено в их слогане: «Мы ежедневно помогаем вам думать о себе лучше». Главный редактор сайта Эмили Ха говорит: «Когда вы посещаете Fail Blog, вы начинаете относиться к себе чуть лучше. Наша задача — позволить людям на пять минут почувствовать себя счастливыми».
Ричард Смит, психолог из Университета Кентукки, написавший книгу, посвященную злорадству, считает, что наша любовь к страданиям других людей имеет эволюционное происхождение. Дарвин предположил, что все живое находится в постоянной борьбе за ресурсы и половых партнеров, и Смит считает, что чувство злорадства может быть связано с получением преимущества над конкурентами:
«Предположим, вы влюблены в женщину. Однако у нее есть еще один поклонник. Ей предстоит сделать выбор: вы или он. Если ваш соперник падает в грязь, или с ним происходит еще что-нибудь неприятное, его позиции ослабевают. Будете ли вы сожалеть об этом? Вряд ли — вы получаете большее преимущество, и это хорошо».
Злорадство и отвращение
Беккер считает, что зависть является противоположностью злорадства. Видео о неудачах могут иметь терапевтический эффект, поскольку они снижают степень нашей завистливости. Эти ролики — своеобразный противовес социальным сетям, вроде Facebook, на которых люди, как правило, пытаются выставить себя в приглядном свете. А такая односторонняя самопрезентация вызывает зависть и понижает самооценку других пользователей.
Однако все же существует предел, до которого люди могут получать удовольствие от страданий других. Видео, содержащие кровь и насилие, популярны в темных уголках интернета, таких как печально известный раздел /b/ на 4chan.org.
Беккер предполагает, что появление подобных экстремальных видео может быть связано с тем, что люди просто не могут отвести взгляда от несчастий, вроде ураганов и аварий с участием поездов: «Каким-то образом эти видео привлекают людей. Однако никто не будет смеяться над ними. Возможно, все дело в поиске острых ощущений», — говорит она.
Поиск границы между злорадством и отвращением зависит от обстоятельств того или иного события. Так, смерть человека на видео не вызовет злорадства у нормального зрителя, однако и это правило оказывается относительным в некоторых случаях. Например, когда американские солдаты убили Усаму бен Ладена, президент Барак Обама тактично уклонился от вопроса о том, был ли он рад смерти террористического лидера, сказав, что здесь нечему аплодировать. Но простые граждане проявили меньшую дипломатичность: они собирались в публичных местах, скандировали «США!» и открыто праздновали убийство.
Ликование вокруг смерти бен Ладена демонстрирует еще один из факторов, способных усилить степень злорадства: справедливость. Большинство людей считает, что Усама получил то, что заслужил своими поступками. Нам нравится видеть, как водителя, «подрезавшего» нас на дороге, останавливает полиция. Некоторые из замечательных видео о неудачах начинаются с похожих случаев проявления дерзости и высокомерия, за которыми следует наказание. Особенно приятно наблюдать, если герой видео делает селфи.
Вместо заключения
К людям, считающим, что они лучше окружающих, часто испытываешь неприязнь. И одного акта самолюбования в виде записи своих подвигов с их стороны достаточно, чтобы зрители отбросили всякую эмпатию и начали злорадствовать. Ведь, снимая себя, они думают: «Взгляните, какие классные трюки я умею делать!»
В интервью журналу Parade 2012 года Джей Ленно спросили, как повлиял цифровой век на юмор. Он ответил: «Знаете, юмор вообще особо не изменяется. Какая-нибудь комедия 1920-ых годов, в которой богатый толстяк выходит из Кадиллака и падает в грязь, будет смешна и сегодня». Это точно. Любой бы посмеялся над этим сюжетом.
Высоких вам конверсий!
По материалам: nautil.us