Новый сайт Московского театра сатиры
Сайт для коммерческой компании — нечто само собой разумеющееся, для государственных структур они и вовсе обязательны по закону. Однако есть организации совершенно не вписывающиеся в эту стройную и простую классификацию. Например, театры. В свое время театры, работавшие за бюджетный счет, вдруг оказались вынужденными зарабатывать себе на жизнь самостоятельно.
Так, сайт Большого театра появился в 1998 году; у Московского театра сатиры, о котором пойдет дальше речь — в 2001 году; у главного театра Петербурга — на год ранее; у Александринского — только в 2005-м.
Московский академический театр сатиры — драматический театр, существующий в Москве с 1924 года. Его художественный руководитель — Александр Ширвиндт, директор — Мамед Агаев. В разное время на сцене театра играли Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Анатолий Папанов. Сейчас в театре работают заслуженные звезды российского театра и кино Ольга Аросева, Вера Васильева, Михаил Державин, Федор Добронравов и другие.
Каким же должен быть сайт театра?
Времена, когда сайты театров оформлялись исключительно классическими греческими колоннами, портиками, лирами и арфами – остались где-то в середине прошлого десятилетия.
В Союзе театральных деятелей РФ прошла целая панельная дискуссия «Театр в сети». В ее рамках театралы и ИТ-специалисты обсудили – каким же должен быть сайт театра?
Вот основные тезисы:
Дизайн
- Всегда полезно задуматься: для какого зрителя вы делаете спектакли.
- Проникновение мобильного интернета по сравнению с 2011-м годом выросло приблизительно на треть — до 46%. Различные гаджеты для выхода в Сеть применяют 65 млн абонентов. А значит сайт должен быть адаптирован для мобильных устройств и планшетов или иметь мобильную версию. Современный минималистский дизайн — главный тренд последних двух лет.
- Flash не поддерживается на устройствах Apple.
- Эти цитаты говорят сами за себя: «Не стоит использовать в качестве элементов оформления занавес. Он и так уже весьма потаскан» и «Заставки вместо главной страницы раздражают, как минимум со второго захода».
- Театральный сайт не должен выглядеть как сайт трубопрокатного завода.
- Хороший театральный сайт сделан для пользователя, а не для управления культуры и худрука.
- Поменьше коричневого разных оттенков.
Юзабилити
- Не стоит в заголовках и элементах управления противопоставлять театр зрителю. Фразы «Наш театр» вызывают отторжение.
- Чуть меньше творчества, используйте стандартные названия для стандартных разделов: Афиша, Репертуар, Спектакли и т.п.
- Сайт должен «продавать», но не «впаривать»
Техническое
- У вас должна быть установлена система аналитики и вы должны ею пользоваться. Так вы сможете узнать, что реально ищут на вашем сайте и как находят.
- Тестируйте сайт на разных браузерах и разных устройствах.
- У вас должна быть удобная CMS, чтобы обновления появлялись легко и вовремя.
Информация
- Следите за актуальностью контактной и прочей информацией.
- Указывайте телефон с кодом города.
- Уделяйте внимание фото- и видео-контенту. Он должен быть профессиональным. И не отпугивать потенциальных зрителей.
Третий дизайн за 12 лет
За время существования сайта театра Сатиры (www.satire.ru), дизайн менялся лишь дважды. Первый — в 2008 году, когда дизайн, созданный в начале этого века и рассчитанный на экраны с разрешением 600х800 пикселей сменился на популярный в то время дизайн в 2 колонки. Второй раз — в конце 2012 года.
Разработкой нового сайта Московского театра сатиры занималось ИТ-подразделение петербургской компании «Лекс Медиа Групп» (www.leks.me).
«Утверждение макета сайта для театра Сатиры произошло со второго раза, первый был отвергнут», — говорит руководитель «Лекс Медиа Групп» и куратор проекта Николай Щербаков. — «И на самом деле это хороший показатель, что лишь один макет отправился в корзину. У руководства театра, как административного, так и художественного, были очень четкие представления о том, что именно они хотят увидеть».
Одной из главных задач, которую перед «Лекс Медиа» поставил театр — сделать так, чтобы находясь на любой странице сайта, в любой части этой страницы, посетитель понимал бы, что он находится на сайте именно театра Сатиры.
«Для решения этой задачи и был предложен второй вариант макета, где шапка сайта с логотипом и меню — верхние 70 пикселей — оказались статично закреплены», — говорит дизайнер компании Кристина Винер.
Сайт работает на бесплатной CMS — WordPress. Это было продиктовано как гибкостью и устойчивостью самой системы, так и экономическими соображениями.
«Конечно же нам пришлось много дорабатывать в CMS, а какие-то части просто переписывать под себя», — рассказывает руководитель проекта Николай Щербаков. «У WordPress’a, как у других CMS, попросту не существует шаблонов, скажем, для театральных афиш».
Работа над сайтом, с учетом согласований на всех этапах, первичного наполнения, которое включало текущие спектакли театра и всю его труппу и персонал, заняло 4,5 месяца. Одних только фотографий на сайте изначально было больше 1,000.
Первые плоды
Новый сайт, ориентированный на разные технологические платформы и удобство пользователей, принес свои первые плоды. Так, например, значительно выросло количество продаваемых через сайт театра билетов. Да и сама статистика посещаемости сайта радует. За неполных два месяца работы сайта количество его посетителей выросло на 20% до 50,000 человек в месяц, а глубина просмотров выросла более чем в 2 раза и составила 6,2 страниц на человека — это почти треть миллиона страниц в месяц!
Комментарии заказчика — представителей театра Сатиры:
Александр ШирвиндтАлександр Ширвиндт, художественный руководитель Московского академического театра сатиры, народный артист России:
«Мы идем в ногу со временем. У меня лично времени осталось мало, поэтому эту “ногу” очень поддержал наш новый сайт».
Лиана БединадзеЛиана Бединадзе, помощник художественного руководителя:
«Благодаря нашему новому сотруднику Никите Молчанову, мы познакомились с замечательными людьми из компании Лекс Медиа — они и помогли нам с новым сайтом, который, на мой взгляд, удобен в использовании, не перегружен лишней информацией и игрушками и создан в соответствии с нашим общим обновленным полиграфическим дизайном. Конечно, впереди еще много работ по усовершенствованию сайта, но мы вместе стараемся сделать все, чтобы он стал максимально посещаемым и нравился поклонникам Театра сатиры».
Никита МолчановНикита Молчанов, администратор сайта Московского академического театра сатиры:
«Спасибо Лекс Медиа за удобный и уютный сайт. Светлый и позитивный – он заинтересовал зрителей не только визуальным рядом, но и своей информационной насыщенностью. Сайт – это некий посредник между театром и его поклонниками. Такое посредничество играет на руку обеим сторонам: зрители регулярно узнают массу интересного о любимых актёрах, о новых постановках и с завидным постоянством посещают спектакли любимого театра».
текст: Алина Саюнкова