Жизнь дизайнерских трендов коротка. Впрочем, создается впечатление, что на некоторые из них сама вечность наложила свою печать. Минимализм относится к их числу.
HTML5, CSS3 и весь back-end за прошедшее десятилетие настолько разрослись, что сайты приняли наиболее сложную форму за всю историю своего существования. Однако, минимализм остается в силе.
— Наши учёные совершили то, что ещё никому не удавалось.
— Согласен. Но они даже не задумались: «а нужно ли это?»
«Парк Юрского периода», 1993.
В самом начале фильма Джефф Голдблюм в роли слегка хипстерского доктора поднимает эту тему, разговаривая с создателями «парка». Так же и в веб-дизайне: сама возможность добавлять на сайт все эти ленточки, бубенчики и кухонные раковины не означает, что это делать нужно.
Вот, что получится, если смешать все тренды в один безумный коктейль:
Это не шутка, а реальная страница компании с говорящим названием «Possible». Ядро темы нащупать невозможно. Однако, если подобный монстр существует, остается признать: каждой жертве — свой велоцираптор.
Но даже если отбросить плохие дизайнерские решения, остается ряд причин, по которым сайт в минималистичном стиле отлично закроет бизнес-задачи.
Плюсы минимализма для маркетинга
1. Минимализм заставляет сформулировать и отшлифовать ключевой посыл
В чем смысл вашего сайта, какую информацию вы хотите донести до пользователя? Сфокусируйтесь и не дайте ответам затеряться среди шума.
С минималистичным дизайном сложнее промахнуться: вы сознательно помещаете на сайт каждый элемент, где он служит конкретной и четкой цели. Вы не сможете позволить себе вялые формулировки и тысячи бессмысленных слов, стоковые фото и графические элементы. Придется оставить только то, что работает на адекватное и эффективное донесение вашего сообщения.
2. Проще представить УТП
Снижение шума и беспорядка на странице позволит лучше донести УТП (уникальное торговое предложение) и выделиться среди конкурентов. Взгляните на HelpScout: дизайн их сайта можно назвать ясным и элегантным — примерно 10 слов (помимо меню) и одно предельно понятное фоновое изображение, на котором люди заняты работой.
Обратите внимание на наш список «хороших и плохих УТП». Среди положительных примеров большинство решено именно минималистично.
3. Меньше шума = больше конверсии
То, что должно быть очевидным, до сих пор не является таковым. Посмотрите на скриншот сайта Threadless, сделанный пару недель назад. Вы сможете найти кнопку подписки?
А знаменитый контраст между Google и Yahoo? Очевидно, на каком из двух сайтов пользователь нажмет на «поиск».
Минималистичный дизайн позволяет ясно и недвусмысленно выделить призыв к действию (CTA).
4. Нет проблем с отзывчивостью
Мобильная версия — это кристальное выражение пословицы «лучше меньше, да лучше». Авторы проектов по принципу mobile-first уже привыкли к рамкам, которые задает экран смартфона, и в дальнейшем обращаются к более минималистичным решениям. На трехдюймовом экране беспорядок недопустим.
Этот принцип действует и в обратную сторону: минималистичный дизайн куда проще портировать для мобильным устройств и сделать отзывчивым. Все благодаря простому шаблону, меньшему количеству элементов и предельной выразительности оставшихся деталей.
С точки зрения UX
5. Пространство, «whitespace» и «breathing space»
Кажется, не только я один испытываю спокойствие, созерцая белое пространство: «Все окей, не торопись». Сайт, эффективно организующий белое пространство, рождает ощущение спокойствия и власти: так, словно он сам знает, о чем он, и что действительно важно. Этот сайт не вываливает на вас груду ненужного информационного хлам, а, напротив, дает пользователю собственное место и свободу. Блог The ZenHabits прекрасно отражает этот чистый дзен.
6. Простая навигация
«Отсечь все лишнее» — этот принцип минимализма застрагивают и создание меню: оно должно вмещать лишь самое необходимое. Вспомните вышеупомянутый HelpScout — всего 4 элемента в главном меню, которые отражают лишь самое важное для пользователя: Product, Pricing, Blog («Продукция», «Цены» и «Блог»).
Прочие разделы — «О нас», юридическая документация и FAQ — скрыты под кнопкой «More». Никакого загромождения в шапке сайта, никакого многоуровневого меню. Все это лишь упрощает поиск нужной информации на сайте.
6. Изысканность и элегантность
Минимализм сам по себе излучает элегантность: вы ощущаете себя уверенно, бизнес развивается спокойно и органично, а компания отстаивает собственные идеалы. Посмотрите на ZenHabits или TruthLabs.
8. Меньшая ресурсоемкость и более быстрая загрузка
Один из наиболее ярких побочных эффектов минимализма в веб-дизайне — то, что вы затрачиваете куда меньше ресурсов. Это значит, что на сервере вам нужно куда меньше места на хранение данных: никаких тяжелых видео, никакого флэша и прочей пестроты. К тому же, отсутствие лишних плагинов ускоряет загрузку.
47% пользователей не ждут дольше 2 секунд.
На сайте Kissmetrics можно посмотреть инфографику, отражающую связь между скоростью загрузки и ростом доходов. Кстати, даже Google штрафует сайты за низкую скорость.
9. Меньше затрат при обслуживании
Минималистичный дизайн не только ускоряет работу сайта, но и требует меньше ресурсов для поддержки. Вы наверняка знаете, что обновление плагинов, библиотек и фреймворков может обернуться настоящим кошмаром. К тому же, обновления заставляют перепроверять сайт на проблемы с совместимостью.
Минималистичный дизайн без всех этих ленточек-свисточков не требует особых затрат на обновление.
В заключение
Некоторые из этих принципов можно нарушить умышленно — при должном опыте и умении, но чаще они просто игнорируются в угоду быстрым деньгам и под влиянием кризиса. Дело в том, что минималистичный дизайн прежде всего заставляет проектировщиков задуматься и осознанно использовать то или иное решение. Нужно придирчиво рассмотреть каждый элемент и каждую деталь на сайте — то, что мы бессознательно принимаем как должное. Однако, детали должны заслужить свое место. Не бойтесь отбросить все лишнее.
Нужно понимать, что минимализм не является абсолютно универсальным и единственно верным решением — для некоторых сценариев и областей бизнеса он не подойдет. Каждый конкретный дизайн требует своего ответа на вопрос, насколько он должен быть «традиционным» или мнималистичным.
Помните, что возможности, благодаря которым мы можем выбирать яркие и модные решения, не являются однозначным призывом к действию. Добавление все новых и новых элементов в CSS не означает, что нужно их использовать (тем более, использовать их одновременно).
Главное — не упустить из виду основную цель проекта. Минимализм в данном случае гарантирует, что вы сможете сосредоточиться на пользователе и основной идее.
Грамотный минимализм провоцирует высокий ROI.
Высоких конверсий!