Профессор экономики Роберт Франк (Robert H. Frank) уверен: мы зря недооцениваем удачу. Немало случаев из жизни доказывают его позицию. Сам Роберт рассказывает о двух наиболее ярких.
Прохладным ноябрьским утром в Итаке он играл в теннис со своим другом, психологом Томом Гиловичем (Tom Gilovich). В начале второго сета Роберт почувствовал, что ему нездоровится, а после упал без сознания на корт. Том начал кричать, чтобы кто-то вызвал скорую, а сам попытался сделать Роберту массаж сердца. Как он признавался после, ему никогда не приходилось делать массаж, но он не раз видел это в фильмах. Роберт начал кашлять, но скоро вновь стал неподвижен, пульс не прощупывался. К счастью, в этот момент появилась машина скорой помощи.
Обычно врачам в Итаке требуется немало времени, чтобы добраться из другой части города. Но почему на этот раз они смогли приехать так быстро? Оказывается, неподалеку от корта случилась авария, и на место происшествия были отправлены две кареты скорой помощи. Одна из них не понадобилась и смогла поехать прямо на корт. Врачи увезли Роберта на вертолете в больницу Пенсильвании. Позже медики сказали ему, что это была внезапная остановка сердца. Почти 90 % людей в таких случаях не выживают, а у оставшихся 10 % наблюдаются значительные нарушения в работе организма. В течение трех дней Роберт не мог даже говорить, но на четвертый его выписали из больницы. Через две недели он снова играл в теннис с Томом.
«Если бы скорая не оказались рядом, я бы уже умер, — рассказывает он. — Но, конечно, не все случайности приводят к хорошим последствиям».
В 2010 году бывший виолончелист британской рок-группы «Electric Light Orchestra» Майк Эдвардс (Mike Edwards) ехал по сельской дороге, как вдруг на его машину упал огромный стог сена. Автомобиль выбросило на встречную полосу, и музыкант скончался на месте.
Большинство людей скажут, что Роберту просто повезло, а Майку нет. Однако в других сферах нашей жизни мы не склонны признавать главенствующею роль удачи. К примеру, когда дело касается бизнеса, мало кто из успешных людей скажет, что он во всем полагается лишь на колесо фортуны. Многие владельцы компаний отказываются признавать, что своими успехами они обязаны и удачному стечению обстоятельств в том числе. Как оказалось, многие и вовсе не осознают той роли, которую удача играет в их жизни.
Успех — это удача или закономерность?
Результаты опроса, проведенного исследовательским центром Pew, показали, что люди, которые зарабатывают немного, более склонны признавать влияние удачи на свою жизнь. А вот успешные личности в большинстве случаев вообще отрицают роль везения. Они всерьез считают, что их богатство и успех — это на 100% результат упорного труда, а не умения оказаться в нужном месте в нужное время. Казалось бы, что плохого в том, чтобы перестань надеяться на авось и полагаться только на собственные силы? Оказывается, если человек считает, что «сделал себя сам», что удача и везение не играют абсолютно никакой роли в его жизни, он становится менее щедрым и не принимает никакого участия в развитии полезных инициатив, которые касаются даже таких важных сфер, как улучшение инфраструктуры или образование.
Недавнее исследование, проведенное политологами Бенджамином Пейджем (Benjamin Page), Ларри Бартельсом (Larry Bartels) и Джейсоном Сирайтом (Jason Seawright) показало, что топ американцев-владельцев больших бизнесов гораздо чаще, чем остальные люди, противится любым реформам налогообложения. Они уверены, что их состояние — результат труда и таланта, и не хотят растрачивать свой капитал. В этом есть доля правды, но такая позиция приводит к игнорированию тех общественных инициатив, которые были бы полезны каждому жителю страны (и им в том числе).
Психологи в таких случаях говорят о склонности к запоздалым суждениям (тенденция людей воспринимать события как более предсказуемые, чем они есть на самом деле). Мы привыкли думать, что большинство событий в нашей жизни вполне закономерны и их можно было предугадать, даже если это совсем не так.
В своей приветственной речи к выпускникам Принстонского университета 2012 года американский писатель и финансовый журналист Майкл Льюис (Michael Lewis) описал серию случайных событий, которые помогли ему стать знаменитостью. Несмотря на то, что у него был высокий старт — он родился в состоятельной семье, получил образование в престижном Принстонском университете — Майкл не отрицает роли везения в жизни.
«Однажды меня пригласили на ужин, где я сидел рядом с женой одного из управляющих инвестиционного банка на Уолл-Стрит, компании Salomon Brothers. Она смогла убедить мужа дать мне работу. Тогда я практически ничего не знал об этой компании. Но колесо фортуны уже завертелось, и я оказался на Уолл-Стрит в момент реорганизации Salomon Brothers. Меня назначили на одно из лучших мест», — рассказывает Льюис. На основе этого опыта он создал свой бестселлер «Покер лжецов». Читатели во многих странах восхищаются описанными маневрами гениев с Уолл-Стрит, которые меняют весь финансовый мир.
«Мне говорили, что я прирожденный писатель. Но это был полный абсурд! Каковы были шансы, что меня посадят на званом ужине рядом с женой управляющего, что я получу хорошее место и впоследствии смогу написать бестселлер?», — продолжает свою речь Льюис. Писатель отмечает, что богатые люди часто считают успех закономерностью, но никак не удачным стечением обстоятельств.
К такому суждению их подталкивает когнитивное искажение под названием «эвристика доступности». Мы склонны оценивать вероятность события исходя из того, насколько доступно оно в нашей памяти и насколько легко мы можем вспомнить подобные случаи из прошлого. Никто не станет спорить, что успешная карьера — это совокупность многих факторов, таких как трудолюбие и талант. События, связанные с этими факторами, повторяются чаще, поэтому их легче вспомнить. Другие же, например, счастливое стечение обстоятельств или полезный разговор, встречаются лишь эпизодически, и мы склонны совсем забывать об их влиянии.
Неудивительно, что когда талантливые, трудолюбивые люди в развитых странах становятся успешными, они склонны «винить» в хороших результатах свой талант и трудолюбие. Конечно, они упорно работали изо дня в день, решая сложные задачи, но, тем не менее, многие даже не осознают, что в их успехе немалую роль играет удача. Таких высоких результатов было бы невозможно добиться (даже прилагая те же усилия), родившись они, скажем, в стране третьего мира.
Роберт Франк вспоминает о Бирхамане Раи (Birkhaman Rai) из азиатской страны Бутан, который был поваром во время его волонтерской работы в Непале. Роберт признает, что Бирхаман был одним из самых изобретательных людей, которых он когда-либо встречал. Его никто не учил читать, но он мог выполнить любую задачу на высшем уровне, мог провести любую сделку или даже отремонтировать часы. То вознаграждение, которое он получил после завершения своей работы, скорее всего, было одним из самых больших в его жизни. Но если бы он вырос в развитой стране, то вполне возможно, смог бы стать преуспевающим бизнесменом. Поэтому не стоит забывать о том, что родиться в благоприятной среде — это уже большая удача.
Упомянутый выше психолог Том Гилович описывает это явление одной яркой метафорой. Представьте, что вы едете на велосипеде против ветра. Вы, конечно, не можете не замечать сопротивления воздуха, ведь оно мешает вам. Но когда вы поворачиваете и ветер начинает дуть вам в спину, то постепенно забываете о нем. Именно так работает наш мозг — мы просто не замечаем этот попутный ветер, а концентрируемся на том, что нам мешает идти к цели.
Благодарный судьбе = щедрый
Признание удачи в какой-то мере стимулирует щедрость человека. В подтверждение этой теории научный сотрудник Юджоу Хуо (Yuezhou Huo) провела интересный эксперимент. Его участникам было обещано денежное вознаграждение. Одну группу попросили написать список внешних факторов, которые повлияли на недавние положительные события в их жизни, вторую — перечислить личные качества, которые помогли им добиться цели. Третью группу попросили объяснить, почему, по их мнению, те или иные события произошли с ними.
После завершения эксперимента участникам предложили отдать часть своего вознаграждения на благотворительность. Представители первой группы, которые отметили в качестве внешних факторов удачу, поддержку и помощь близких, пожертвовали на 25 % больше, чем участники второй группы.
Эксперименты психолога и профессора Северо-Восточного университета Дэвида Дэстено (David DeSteno) доказывают, что чувство благодарности приводит к готовности действовать ради общего блага. Он и его соавторы смогли придумать несколько манипуляций, чтобы участники эксперимента почувствовали себя благодарными. После их попросили помочь незнакомцам. В результате эксперимента выяснилось, что те люди, которые испытывали чувство благодарности, на 25% чаще совершали что-то хорошее и бескорыстное, чем представители контрольной группы.
Социологи Роберт Эммонс (Robert Emmons) из Калифорнийского университета в Дэвисе и Майкл Маккалоу (Michael McCullough) из Университета Майами изучили этот феномен. В одном из экспериментов они попросили первую группу вести дневники и записывать те события, которые вызвали у них чувство благодарности. Участники из второй группы фиксировали те моменты жизни, которые вызывают у них раздражение. Третья группа должна была просто записывать то, что с ними происходит. По истечении 10 недель участники из первой группы отметили позитивные изменения: они стали лучше спать, избавились от недомоганий, чувствовали себя более открытыми для окружающих и менее изолированными. Никаких подобных изменений не наблюдалось ни во второй, ни в третьей группе. По словам психологов, чувство благодарности приносит и другие позитивные изменения, к примеру, снижение тревожности и агрессивных импульсов.
Конечно, все вышесказанное не значит, что вы не должны гордиться своими успехами. Гордость — это довольно мощный мотиватор. Кроме того, если вы не задумываетесь об удаче, то вполне вероятно делаете все возможное для успеха и полагаетесь только на себя, что также немаловажно в бизнесе. Но стоит отдать должное судьбе за все, что с вами произошло.
Экономисты любят говорить о кризисе, но благодарность — это та валюта, которую можно тратить без опасения банкротства. Спросите успешных людей об их удаче и везении. Вполне возможно, что, рассказывая свою историю, ваш собеседник пересмотрит свой взгляд на события и осознает, что с ним произошло немало счастливых случайностей. И вы поймете, что чувство благодарности и ощущение успеха заразительны для всех, кто находится рядом.
.
Высоких вам конверсий!
По материалам: theatlantic.comimage source meeganjane