Плацебо (от лат. placebo, буквально — «поправляюсь»), используемые в рамках этики, являются мощнейшим инструментом маркетинга. Они могут лечить заболевания, делать еду вкуснее и существенно улучшать воспринимаемую нами действительность. Плацебо способны влиять на стиль преподавания, успешность обучения или то, как мы оцениваем нашу собственную безопасность.
Однако не все плацебо работают и далеко не везде. Ниже мы перечислим некоторые свойства, характеризующие данный эффект.
Они действуют, когда улучшают что-либо, трудно измеримое объективно
Этот стерео звук лучше, чем вот этот? Ваша голова болит сегодня меньше, чем вчера? Насколько сильно вам надоело ждать автобус на новой автобусной остановке?
Иногда результат сложно измерить объективно, потому что он абстрактный, а иногда — потому что он слишком личный.
Если вы утверждаете, что новое устройство заставляет мяч для гольфа пройти дальше обычного, то банального теста, основанного на двойном слепом методе, будет достаточно, чтобы проверить правдивость вашего утверждения — и если оно не подтвердится, продать свой товар вам будет гораздо сложнее.
Это и есть ключ к применению эффекта плацебо.
Если сказать учителю что-то хорошее о его учениках, и это знание заставит его принять более снисходительный подход, результаты тестов улучшатся. Плацебо изменит отношение учителя (которое тяжело измерить), а это, в свою очередь, повлияет на результаты тестов.
Злоупотребление доверием — реальная опасность для действия плацебо
В 1796 году, когда была впервые открыта гомеопатия, люди знали очень мало об атомах, молекулах и научном методе. В результате, идея, которая стояла за всеми этими «зельями», казалось достаточно обоснованной — она позволила многим людям убедить себя в том, что им становится лучше.
Сегодня, в век информации, слишком хорошо осведомленные пациенты знают, что гомеопатия не может работать, и поэтому она не работает. То же самое верно и для астрологии, которая была «изобретена» до Коперника, и столько лет люди верили ей, пока не осознали: знаки Зодиака — это просто объединенные в условные созвездия небесные тела, расположенные на огромном расстоянии друг от друга, а значит, они никак не могут влиять на характер человека, живущего на Земле, и происходящие с ним события.
Двадцать лет назад аудиофилы покупали цифровые будильники за $495, которые якобы заставляли их стерео звучать лучше. Эта мода быстро прошла в основном потому, что было стыдно признаться — вы попались на очередную уловку. Но сегодня usb-кабели за 100 долларов продолжают продаваться, возможно потому что есть вероятность, что на что-то они все-таки влияют.
Вы можете сколь угодно спорить о том, можно или нельзя использовать плацебо в маркетинге, но весьма вероятно, что правильное плацебо с правильной историей способно существенно увеличить ваш доход.
Кроме того, если вы хотите поднять производительность, плацебо — часто самый безопасный и дешевый способ сделать это. Суть в том, чтобы найти то плацебо, которое будет работать и продаваться наиболее этичным и эффективным путем.
Высоких вам конверсий!
По материалам: sethgodin.typepad.comimage source benheine