Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Психология >
  4. Темная сторона радуги, или Что такое предвзятость подтверждения

Темная сторона радуги, или Что такое предвзятость подтверждения

Темная сторона радуги, или Что такое предвзятость подтверждения

Концептуальный альбом Pink Floyd «Обратная сторона Луны» (The Dark Side of the Moon), выпущенный в 1973 году, вскоре стал культовым. Записи общей длительностью 43 минуты касались самых острых тем, таких как жадность, психические заболевания, течение времени, личные конфликты. Все это в сочетании с музыкой сделало Pink Floyd нетленной рок-легендой.

После выхода в свет The Dark Side of the Moon возглавил чарт Billboard и оставался в топе в течение 741 недели: с 1973 по 1988 год. Бешеная популярность треков позволила продать почти 50 000 000 копий по всему миру. Пластинка вошла в десятку самых продаваемых альбомов всех времен. И сейчас, спустя 40 лет, величайшее творение британской рок-группы продается в количестве от 8 000 до 9 000 экземпляров в неделю. Один музыкальный исследователь отметил, что каждый из четырнадцати человек старшего поколения в США владеет или владел пластинкой The Dark Side of the Moon!

Записанный на легендарной студии Abbey Road Studios в Лондоне, этот альбом признан одним из передовых для своего времени по использованию новейших технологий сведения звука и звуковых эффектов. Каждый трек — это полноценная история и целая жизнь. Внеземная природа «Обратной сторонаы Луны» (и, возможно, тот факт, что большая часть его слушателей употребляла психотропные вещества) натолкнула на странное наблюдение. В середине 90-х посетители интернет-форума отметили, что альбом будто создан как саундтрек к фильму 1939 года «Волшебник страны Оз» (The Wizard of Oz).

Странное совпадение

Где-то в апреле 1995 года интернет-пользователи форума Pink Floyd отметили, что многие треки альбома соответствуют определенным моментам фильма. Несколько месяцев спустя Чарли Савадж (Charlie Savage), 20-летний журналист издания The Fort Wayne Journal Gazette, решил провести свое расследование. Результаты оказались для него приятным шоком.

«Итоги исследования просто удивительны! Видеоряд фильма — это как клип для The Dark Side of the Moon! А сам альбом — как длинный артхаусный фильм. Тексты песен и названия соответствуют сюжету «Волшебника страны Оз». В зависимости от действий персонажей, музыка то усиливается, то успокаивается», — рассказывает Чарли.

Но является ли такое соответствие простым совпадением?

Статья Саваджа в газете дала старт целой серии исследований. Эстафетную палочку подхватили журналисты Associated Press, тысячи фанатов Pink Floyd и кинолюбителей. На форумах посетители находили все больше совпадений, ведущие радиопередач спорили о том, являются ли они случайными. Даже MTV news в эфире изучали этот феномен, показав отрывок из фильма.

В 2000 году компания Turner Classic Movies, владевшая авторскими правами на фильм с 1986 года, выпустила версию «Волшебника страны Оз» с The Dark Side of the Moon в качестве саунд-трека.

Pink Floyd

Среди фанатов группы нет однозначного мнения. Некоторые упорно твердят, что музыканты Pink Floyd создали треки специально для фильма. Другие отмахиваются от какого-либо сходства и называют всю эту историю обычным совпадением. Однако некоторые из этих совпадений неоспоримы. В своей статье Чарли Савадж приводит лишь несколько наиболее очевидных:

  • Во время первого трека «Breathe» Дороти балансирует и идет как канатоходец.
  • Строчка «никто не сказал, когда бежать» из трека «Time» возникает в тот момент, когда Дороти убегает из дома, чтобы спасти Тото.
  • Слова «домой, снова домой» из трека «Breathe» появляются, когда гадалка говорит Дороти вернуться домой.
  • Строка «И не нужно нести мне эту чушь насчет хороших дел» (Don't give me that do goody good bullshit) из трека «Money» соответствуют моменту, когда Глинда, добрая волшебница Севера, плывет внутри пузыря.
  • Строка «Черный... и синий» из трека «Us and Them» подходит к сцене, когда появляется злая ведьма Запада, одетая во все черное. Вскоре в песне мы слышим «а кто знает, что есть что» (игра слов в английском языке: «and who knows which is which» и «witch is witch» — две колдуньи противостоят друг другу).
  • трек «Brain Damage» (повреждение мозга) начинается почти в то же самое время, как в фильме персонаж говорит «если бы у меня только был мозг». В треке есть слова «душевнобольные на траве», и в фильме мы видим Страшилу, который лежит на траве, а потом отправляется по дороге из желтого кирпича.

Масла в огонь подлили и многочисленные фанаты Pink Floyd, на страницах ресурса alt.music.pink-floyd обсуждавшие десятки лирических, визуальных совпадений и ниточек, которые тянутся от пластинки к фильму. «Когда Дороти и Тото встречают парня из бродячего цирка, — пишет один из пользователей, — в песне мы слышим строчку: «И услышать произнесенное шепотом магическое заклинание», а парень смотрит в хрустальный шар».

«Меня совершенно не волнует, что эти догадки звучат невероятно, но некоторые детали отлично подходят друг к другу, — пишет другой пользователь. — Я дошел до того, что поставил диск на повтор, и до сих пор под впечатлением от увиденного: когда Дороти стучит в дверь, ведущую к Волшебную страну, в треке «Eclipse» мы слышим именно стук! Дороти открывает глаза как раз в тот момент, когда играет строчка «Домой, снова домой».

Кроме того, совпадения фильма и альбома выходят за рамки текста. Зачастую видео «Волшебника страны Оз» отлично ложится на музыку из «Темной стороны Луны». К примеру, пятый трек альбома «The Great Gig in the Sky», который представляет собой более четырех минут непредсказуемой импровизации, подходит к сцене с торнадо.

Еще одно совпадение, которое заметили фанаты: когда Дороти пытается послушать сердце Железного Дровосека, в альбоме возникает звуковой эффект наподобие сердцебиения. Даже перерывы в альбоме и фильме соответствуют друг другу: «Money» (первая песня на второй стороне альбома) и сцена в Волшебной стране (вторая часть фильма) начинаются одновременно.

Исследователи этого феномена заметили и одно главное совпадение. Знаменитая обложка альбома ассоциируется с оригинальной звуковой дорожкой к фильму, которая называлась «Somewhere Over the Rainbow» («Где-то над радугой») и символизирует некий переход из черно-белого Канзаса в многоцветие страны Оз. Сам феномен получил название «Темная сторона радуги» (The Dark Side of the rainbow).

А что говорит группа?

The Dark Side of the rainbow

Пока фанаты тратили тысячи часов, исследуя связи между «Темной стороной Луны» и «Волшебником страны Оз», члены группы категорически — и не раз — отрицали связь между альбомом и фильмом и называли все аргументы простым совпадением.

В конце 90-х в различных интервью гитарист и вокалист Pink Floyd Дэвид Гилмор (David Gilmour) высмеивал эту идею. Ник Мейсон (Nick Mason), барабанщик группы, в шутку добавлял: «Это абсолютная глупость. Альбом не имеет ничего общего с «Волшебником страны Оз». Позже участники группы уточнили, что на момент записи альбома у них даже не было возможности воспроизвести фильм в студии. Кинокритик Ричард Роупер (Richard Roeper) подтвердил это в своей книге, выпущенной в 2001 году, «Hollywood Urban Legends», отметив, что если бы музыканты действительно хотели создать звуковую дорожку для 101-минутного фильма, то не ограничились бы всего 43 минутами.

В 2003 году Алан Парсонс (Alan Parsons), легендарный звукорежиссер Pink Floyd , в интервью для Rolling Stone назван феномен полным бредом: «Я сам попробовал включить альбом и фильм и найти там эти совпадения, о которых так много говорят. Но был очень разочарован. Единственное, что я заметил, это совпадение в тот момент, когда Дороги идет как эквилибрист вдоль забора. Любой звукорежиссер скажет вам, что музыка и видео могут свободно «дрейфовать» при сведении. К примеру, запись уже закончена, а музыка может продолжаться в течение 20 секунд! Руководствуясь этим принципом, можно найти совпадения где угодно!».

И это именно то, что упорно продолжали делать фанаты группы. В лучших традициях феномена «Темной стороны радуги» поклонники искали и находили совпадения между треком «Echoes» и четвертой частью фильма «2001 год: Космическая Одиссея» (2001: A Space Odyssey). Некоторые также считают, что «The Black Album» группы «Metallica» является идеальным саунд-треком к «Матрице», а песня «Nevermind» (Nirvana) идеально ложится на видеоряд триллера «Помни».

Исследователи склонны предполагать, что данный феномен связан с таким когнитивным искажением как предвзятость подтверждения (confirmation bias). Психотерапевт Карл Юнг (Carl Jung) определял это искажение как склонность нашего мозга интерпретировать информацию и связи между объектами так, чтобы подтвердить уже имеющуюся концепцию (даже если связи иллюзорны в действительности).

На какую сторону вставать в этом споре — личное дело каждого. Но, как писал один из посетителей форума группы Pink Floyd, лучшее, что вы можете сделать — это проверить обе версии самостоятельно. В худшем случае вы просто послушаете хорошую музыку и посмотрите фильм, даже если не обнаружите сходства.

Высоких вам конверсий!

По материалам: priceonomics.com 

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Центр рекламных бюджетов". ИНН:5902052888, КПП:590201001, ОГРН: 1195958009730, Пермь, ул. Окулова, д. 75 к. 8 офис 501Б

ООО «Центр рекламных бюджетов» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний