В большинстве случаев, все конкурентные преимущества стартапов можно разделить на пять категорий: непосредственно сам продукт, стоимость, позиционирование, дистрибуция и функционирование.
Улучшенная версия уже существующего на рынке продукта может быть существенным преимуществом. Такими улучшениями могут быть: продвинутый онлайн-чат, использование нового типа данных для анализа, удобная доставка в рекордные сроки и т.п. Ваши собственные «фишки» могут быть скопированы вашими конкурентами, но это произойдет лишь спустя пару лет.
Стоимость продукта также может быть его конкурентным преимуществом, в случае, если владелец компании понимает, каким образом можно минимизировать затраты. Например, Amazon Web Services предлагает надежные, масштабируемые и недорогие сервисы облачных вычислений. Экономия достигается за счет эффекта масштаба, проявляющегося в снижении долговременных затрат на создание одного продукта. В итоге, как только на рынке обозначается лидер, остальным очень тяжело угнаться за ним. Преимущества, связанные со стоимостью, могут возникнуть и тогда, когда при создании продукта задействованы новейшие производственные и технические средства.
Позиционирование является более неопределенным конкурентным преимуществом, чем все остальные. Однако это не делает его менее убедительным. Вам необходимо подумать и решить, является ли ваш бренд премиальным или бюджетным.
Вы сможете выделиться на фоне конкурентов, если вашему бренду удастся создать целую категорию уникальных товаров. Но добиться успеха здесь можно, только если ваш оффер найдет отклик у покупателей. Например, компания Intercom уже стала синонимом коммуникации между людьми.
Преимущества, связанные с дистрибуцией, появляются не очень часто. Чтобы понять, о чем идет речь, достаточно вспомнить зарождение поискового маркетинга, распространение магазинов мобильных приложений и т.п. Подобный бизнес основан на взаимодействии с основным каналом дистрибуции. Примерами таких компаний являются:
- Dropbox – «приведи друга и получи дополнительное место на диске»;
- Zendesk с их реферальным маркетингом;
- Bill.com, основанная на взаимодействии с национальным банком.
Очевидно, данное преимущество делает продукт стартапа максимально рентабельным. Кроме того, подобные технологии будет очень трудно повторить.
Ну и еще одна особенность стартапа, приносящего прибыль своим владельцам, заключается в бесперебойном функционировании за счет увлеченной своим делом и отличающейся высоким профессионализмом команды, благодаря которой вашим соперникам будет за вами не угнаться.
Чтобы стартап был успешен, ему достаточно иметь всего лишь одно или два из вышеперечисленных конкурентных преимуществ. Если вы будете пытаться достигнуть всех сразу, то вы только усложните свои бизнес-процессы. Наилучшим решением в начале пути будет сфокусироваться лишь на двух из них, и тогда вам не составит труда выделиться на фоне остальных.
Высоких вам конверсий!
По материалам: tomtunguz.com, image source amyjanz