Если вы запускаете новый продукт, но у вас нет ничего, кроме идеи — первым делом убедитесь, что продукт сможет решать проблемы аудитории.
«Сделать то, что захотят люди. Вот фундаментальная проблема. Вы провалитесь потому, что не дали людям то, чего они хотят».
Пол Грэм (Paul Graham), инвестор, сооснователь Y-Combinator
Создать продукт, решающий проблему, кажется делом несложным. Но увы, многие примеры на реальном рынке не решают проблем или «болей». Ваш оффер может иметь много замечательных функций — но зачем они, если с ними жизнь клиента не становится лучше?
В качестве первой версии часто разрабатывается минимально жизнеспособный продукт. Это прототип, обладающий основными функциями и дающий представление о работе финальной версии. Это может быть сайт или приложение — но что бы вы ни делали, делайте это простым на данном этапе.
Термин «минимально жизнеспособный продукт» (Minimum Viable Product) стал популярным несколько лет назад, с приходом эпохи «бережливых стартапов» (Lean Startup). Суть метода — снизить издержки при построении бизнеса. Поэтому MVP — продукт с минимальными расходами на старте. Конечно, создание MVP в рамках метода бережливого стартапа — не единственный подход к разработке продукта. Но смысл этой статьи — определить, что такое Minimum Viable Product и как его разработать.
Во-первых, MVP сэкономит время и деньги — но это не повод делать плохой продукт. Чтобы создать MV, нужно продумать все элементы будущего продукта, — каждой функции, каждой потенциальной страницы — и выбрать то, что максимально проиллюстрирует его функционал и пользу для аудитории.
Из-за целого ряда факторов (рынок, альтернативные способы решения проблемы и пр.) ваш MVP будет значительно отличаться от чьих-либо других. Поэтому задайтесь вопросом: «Какой минимальный функционал убедительно докажет аудитории, что продукт решает проблему?» Думая так, вы куда меньше времени потратите на второстепенные задачи и сэкономите ресурсы на ранних этапах.
Кейс Unsplash
Unsplash — фото-сток, созданный людьми, уставшими от низкого качества и дороговизны «больших» стоковых сервисов. Создатели предположили, что эта проблема волнует не только их, и решили проверить свою гипотезу.
Вместо того, чтобы тратить недели и месяцы на разработку сайта, который мог бы провалиться, они запустили бесплатный блог на Tumblr, где за $19 можно было скачать тему и 10 фотографий высокого качества от местных фотографов. Первая версия Unsplash заняла три часа.
Unsplash был представлен на Hacker News сообществу дизайнеров, разработчиков и предпринимателей. Именно на этой площадке могли найтись люди, заинтересованные в подобном проекте.
В течение нескольких часов после размещения Unsplash на Hacker News было загружено более 20 000 фотографий. Поскольку создатели не знали, насколько пользователям будет интересен их проект, они изначально принимали изображения через личный аккаунт в Dropbox. В конце концов лимит трафика был превышен и изображения перестали открываться. Возникла необходимость переместить их куда-то, чтобы сохранить площадку.
Несмотря на то что первая версия Unsplash была примитивной и едва работала, этого оказалось достаточно, чтобы пользователи поняли — сайт решает их проблемы. Сегодня на Unsplash загружается более 2 000 000 фотографий в месяц. Интересно, что дизайн почти не изменился с первой версии. Его простота в итоге сделала Unsplash особенным.
Иногда необязательно даже писать код или проектировать дизайн продукта, чтобы доказать — он действительно решает проблемы.
«Пишите код только тогда, когда не можете проверить гипотезу иначе».
Марк Рэндалл (Mark Randall), главный стратег VP Creativity в Adobe
Например, для начала поговорите по телефону с представителями аудитории, или набросайте идею сайта на бумаге. Другая распространенная тактика — дымовое тестирование (Smoke Test), тоже показывает, решает ли продукт проблему людей.
Один из примеров дымового тестирования — создание лендинга с описанием функций и пользы продукта, и возможностью подписаться на рассылку. По сути, сервиса еще нет, но вы уже можете оценить объем аудитории, заинтересованной в вашем оффере.
Хотя все это далеко от финального видения продукта — которое наверняка сформировалось у вас, — такие тесты станут важным первым шагом к успеху.
Все с чего-то начинали. Чтобы мотивировать вас, разберем три примера MVP от брендов, сегодня лидирующих в своих нишах.
MVP популярных брендов
eBay
eBay, популярнейший онлайн-аукцион, первоначально назывался AuctionWeb и был запущен в 1995 году. Ниже представлен первый вариант домашней страницы eBay — и версия 2014 года.
Домашняя страница eBay, 1997 год
Домашняя страница eBay, 2014 год
Apple
Сегодня Apple — один из самых дорогих брендов в мире. Но после основания в 1976 году компания предлагала только печатную плату. Не было ни клавиатуры, ни монитора, ни корпуса.
Apple 1, 1976 год
Apple iMac, 2014 год
Kickstarter
Kickstarter совершил переворот в краудфандинге, позволив людям поддерживать и финансировать создателей проектов со всего мира. Сейчас идея кажется очевидной, но с момента, когда она зародилась у основатель Kickstarter Перри Чен (Perry Chen), и до запуска проекта прошло около 7 лет. Хотя Перри не был дизайнером, он обрисовал свое первое видение Kickstarter еще в 2006 году.
Страница Kickstarter, 2006 год
Страница Kickstarter, 2014 год
Вместо заключения
Мы видим, насколько успешны эти продукты сегодня, но забываем, что у них ушли годы на достижение нынешнего уровня.
Балансировка приоритетов продукта не заканчивается после запуска MVP. Она продолжается на всем жизненном цикле продукта. Даже когда у вас появится клиентская база и прибыльная компания, вам все равно придется выбирать, что делать в первую очередь, а что оставить на потом.
Минимально жизнеспособный продукт — это не «сырая» версия, а «скелет» будущего решения, содержащий самое важное из того, что в нем будет.
По материалам: crew.co