Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Стартапы и гроуз хакинг >
  4. GitHub: тайный код успеха

GitHub: тайный код успеха

GitHub, основанный в 2008 году Томом Престон-Вернером, Крисом Ванстрасом и Пи Джей Хайет (Tom Preston-Werner, Chris Wanstrath, PJ Hyett), — изначально предполагался как сообщество по разработке и управлению открытым исходным кодом, использующим Git.

Спустя год после запуска, компания уже имела первые 100 000 пользователей. В июле 2012-го GitHub получила $100 000 000 венчурного капитала от фонда Andreessen Horowitz, огромное подспорье для производящей софт компании на этой стадии развития, демонстрирующее уверенность инвесторов в росте. Эти инвестиции, на сегодняшний день самые крупные в истории GitHub, привели к тому, что компания была оценена в $750 000 000. В том же году Forbes назвал стартап одной из 10 топовых технологичных компаний.

Репозитории на GitHubРепозитории на GitHub

К январю 2013-го GitHub вырос до 3 миллионов пользователей и 4,9 миллионов репозиториев (или архивов кода, которым поделились на сайте). А к декабрю того же года число последних достигло 10 миллионов. Из блога компании: «Первый миллион репозиториев был создан всего лишь за 4 года, 3 года 18 месяцев и 15 дней, если быть точными. Последний миллион занял лишь 48 дней. На самом деле более 5,5 миллионов — то есть больше половины — появились лишь в этом году».

В список наиболее известных клиентов компании входят Amazon, Twitter, The White House, Facebook, использовавший GitHub для создания инструмента, отслеживающего баги, и LinkedIn, поддерживающий свои функции «Люди, которых вы можете знать» и «Навыки и их подтверждения» (People You May Know и Skills & Endorsements) с помощью GitHub.

Так как же компании удалось превратиться из «проекта выходного дня», как они сами себя называли, в одну из наиболее влиятельных мировых софт-корпораций, оцениваемых в $750 000 000 и получающих в среднем по 10 000 новых пользователей каждый день?

Решить проблему

Программист Линус Торвальдс (Linus Torvalds) создал Git в 2005 году в ходе разработки ядра Linux в качестве системы управления версиями (Version-Control System, VCS). Разработчики быстро начали применять ее в своей работе, поскольку она была (и остается) быстрее и сильнее альтернатив. Несмотря на то что программа не была идеальной, Git считалась выходом на следующий уровень по сравнению с другим доступным ПО для управления версиями.

В частности, Престон-Вернер указывает на существовавшую проблему совместной работы. Git делала ее «возможной», хотя и не «простой». Последний фактор и послужил причиной появления GitHub как способа решения проблемы кооперации с помощью Git.

Крис Ванстрас объясняет: «Поначалу GitHub был таким проектом выходного дня. Том Престон-Вернер поделился идеей создания хостингового сайта Git. Это было бы местом для легкого расшаривания кода и изучения программы, своеобразный центр Git. Начало всему положила именно необходимость, а не что-то другое: нам обоим нравилась Git, но тогда не существовало подходящего способа делиться кодом с другими. Том подумал, что меня могло бы это заинтересовать, и так оно и было».

GitHub родился как решение проблемы, а взлет сайта был обеспечен не только этой начальной задачей, но и добавлением к оригинальной функциональности Git многих других возможностей, а именно дублирование, он же форкинг (Forking), запросы на включение в проект изменений (Pull Requests) и слияние (Merging).

Вот, что говорит по этому поводу Клинт Финли (Klint Finley) из TechCrunch: «До GitHub если вы хотели внести вклад в проект с открытым исходным кодом, вам нужно было вручную загружать исходный код проекта, локально вносить свои изменения, создавать список изменений, называемый «патчем» (patch), а затем отсылать его по электронке ведущему проекта, или мейнтейнеру (maintainer). Тому, в свою очередь, требовалось оценить патч, отправленный зачастую совершенно незнакомым человеком, и решить, проводить ли слияние с изменениями».

Функция форкинг от GitHub позволяет скопировать любой опубликованный репозиторий в свой профиль и уже там модифицировать его. Сделанными изменениями затем можно поделиться с владельцем репозитория посредством запроса на включение. Если владельцу нравятся изменения, то он может слить их с первоначальным репозиторием.

Новый процесс устраняет существенную проблему и фрикцию предыдущего опыта совместной разработки программного обеспечения, заменяя его беспрепятственным, управляемым и масштабируемым решением, позволяющим любому пользователю расшаривать, улучшать или развивать имеющиеся на GitHub проекты с открытым доступом.

Зарегистрированные клиенты GitHub со своими репозиториями могут максимизировать данный функционал внутри своей команды разработчиков, при этом последние получают возможность развивать принадлежащий кому-то код, а также улучшать сам сервис.

Сетевой эффект + площадка для обмена идеями

Именно вышеупомянутые возможности и функционал привлекли первых пользователей и стали причиной того, что в проекте стали участвовать другие разработчики. Центр талантливых компьютерных инженеров и их открытые репозитории повлияли на появление сетевого эффекта, продолжающего притягивать новых людей каждый день. 

Символ Github, ресурса «социального кодирования», — Октодекс, гибрид кота и осьминогаСимвол Github, ресурса «социального кодирования», — Октодекс, гибрид кота и осьминога

Уникальным аспектом проекта является то, что движет его ростом: сетевой эффект и роль площадки для обмена идеями. Компания извлекает выгоду из этих двух несвязанных и усиливающих друг друга факторов. С одной стороны, GitHub является неким подобием социальной сети, объединяющей программистов во всем мире, с другой — постоянно развивающимся кодовым репозиторием, служащим идеальным местом для тех, кто ищет элементы кода для своих проектов.

Новые участники привлекаются с помощью разных каналов: через поиск кода, приглашение от существующих пользователей GitHub или сотрудничество по проектам с открытым исходным кодом.

GitHub не зря называют «Александрийской библиотекой примеров кодов». Вот как этот феномен объясняет один из создателей ресурса Престон-Вернер: «Сетевой эффект колоссален. Теперь уже существуют стандарты, базирующиеся на GitHub, так что любой может прийти с новым проектом и сразу же понять, как получить код, как сделать вклад в код, как проанализировать код, как сообщить о проблемах в базе кода… Чем больше людей это делают, тем сильнее эффект и больше улучшений, получаемых от единообразной, хорошо известной, стандартизированной системы. И происходит все это очень и очень быстро».

В этом и проявляется сетевой принцип во всей его красе: чем больше людей и проектов на GitHub, тем более ценным проект становится для всех пользователей.

Поскольку GitHub сейчас де-факто является стандартом для многих разработчиков и компаний, это означает, что самые великие умы в деле кодирования собираются в одном месте, разрабатывая вещи вместе, а GitHub не только облегчает эти процессы, но и фиксирует их для всеобщего обозрения и ознакомления. Профили сайта регистрируют вклад того или иного пользователя в различные проекты. Когда кто-то делает pull request, ведущий проекта ставит оценку его профиля, примерно как в резюме. Если патч принимается, то в профиле становится одним похвальным отзывом больше.

Сетевой эффект GitHub активизируется с каждым новым пользователем, неважно, отдельное это лицо или целая компания. И в том, и в другом случае появляется потенциал для привлечения дополнительных людей. Компания может решить присоединиться к проекту всей командой, а отдельный пользователь, которому нравится GitHub, может порекомендовать платформу своим руководителям.

Эффект также распространяется на тех, кто хочет работать непосредственно с разработчиками. Маркетологи с технологическим уклоном в работе и другие специалисты сегодня используют GitHub как способ связаться с разработчиками, в этом случае платформа превращается в нечто вроде блога. Изначально эти люди не являются прямыми клиентами GitHub, но они помогают развитию системы, ее распространению и всеобщему принятию.

Из уст в уста

Вдобавок к вышеотмеченным обстоятельствам, рост GitHub также был обусловлен народной молвой: людям искренне хотелось поделиться полезной находкой.

Один из бывших работников GitHub Зак Холман (Zach Holman), стоявший у ее истоков, объясняет, что о платформе говорили потому, что она дарила одновременно и радость и удивление. Вместо разговоров о больших улучшениях команда делала эти изменения. «Нет ничего лучше, чем сказать: “Сюрприз! Сегодня просто обычное утро вторника. Но, между прочим, вот вам что-то, улучшающее и упрощающее вашу жизнь”», — продолжает Холман. — «Это безопасный и несложный способ заставить заговорить о себе».

Сарафанным радио двигали и «суперфанаты», то есть те, кому не просто нравился продукт, но кто публично выступал с его поддержкой или, наоборот, с критикой, таким образом помогая компании гласно и в частных разговорах.

Залогом популярности Холман считает умение удивлять, дарить приятное впечатление и быть полезными.

Фримиум

Возможно, вы помните нашу статью о достоинствах freemium-бизнес-модели, обеспечившей рост Evernote. Как и в том случае, фримиум во многом повлиял на развитие GitHub. В то время как философия совместного труда и демократической эволюции предполагала пользование ресурсом на бесплатной основе всем и каждому, основатели компании также остро осознавали, что сервис по своей природе устроен так, что будет стоить определенных денег.

Крис Ванстрас обращает внимание на следующие моменты: «Одна из вещей, усвоенных Престоном-Вернером в ходе работы с его предыдущим венчурным проектом Gravatar, заключалась в том, что предлагать ресурсоемкий сервис бесплатно было обреченной на провал затеей. Конкретно в том случае дело было в хостинге большого количества изображений, а в случае с GitHub — в хостинге Git. Хранение и перемещение кода привело бы к появлению огромного счета за пользование сервером. Нам нужен был способ компенсации затрат».

К счастью, идея запуска в качестве бесплатной общедоступной бета-версии направила GitHub на путь развития по фримиум-модели. Ванстрас объясняет, что первые пользователи могли создавать открытые и закрытые репозитории бесплатно, из-за чего все больше и больше людей стали использовать сайт для тех же целей, что и сами Хайет и Ванстрас, — для кодирования в бизнес-целях.

«Вскоре, — рассказывает Ванстрас, — нам стали писать люди, спрашивающие, как они могут заплатить за частные репозитории. В тот момент мы поняли, что GitHub, скорее всего, способен принести больше, чем простое возмещение затрат, что это может стать настоящим бизнесом. Мы решили продолжать предлагать неограниченные бесплатные открытые репозитории, но ввести плату за частные. Иными словами, мы стали брать деньги от тех, кто сам предлагал их за подобные услуги».

Именно так GitHub начал поворот к существующей ныне ценовой модели: открытые проекты бесплатны, а частные пакеты стоят от $7 для физических лиц и от $25 для организаций. Есть также ценовой сегмент для корпораций, чьи доходы измеряются миллионами долларов в год, к нему прибегают такие компании, как Lockheed Martin, Microsoft, LivingSocial, VMware и Walmart.

В данном случае фримиум не влияет негативно на платные предложения, поскольку случаи применения того и другого совершенно различны. Платные опции важны для компаний, желающих использовать инструменты GitHub, сохраняя при этом конфиденциальность. Благодаря всему этому, устраняется распространенная беда фримиум-бизнеса, когда исчезает побуждающая причина к обновлению ресурса.

Лидеры открытого исходного кода  

Открытый исходный кодОткрытый исходный код. Способность к взаимодействию. Без ограничений на свободное распространение. Настраиваемый под заказчика. Используемый совместно. Коллективность. Переносимость. Бесплатная лицензия

Предоставляемая GitHub платформа для кооперации не только упрощает работу по существующим проектам с открытым исходным кодом — она позволяет изначально создавать новые проекты с открытым исходным кодом. Теперь физические и юридические лица могут выкладывать в открытый доступ свои проекты для их улучшения сообществом программистов.

Сложно переоценить значение такой перемены. Раньше, если частная компания хотела оупенсорсить определенный проект, ей приходилось сталкиваться с вышеупомянутыми проблемами поддержки версий и внедрения патчей. При ограниченности времени и ресурсов большинство компаний не хотели тратить усилия на поддержку проектов с открытым исходным кодом. С GitHub делать это стало намного проще, поскольку платформа берет на себя управление патчами, версиями и хостингом.

Новые возможности привели к появлению серии заметных проектов с открытым исходным кодом, выпущенных разными компаниями, включая Bootstrap от Twitter и Ink от Zurb, доступных для бесплатного использования и улучшения разработчиками. Для этих компаний проект GitHub создал новое пространство, где они могут сделать свой вклад в сообщество, и таким образом серьезно поощрил интерес частных фирм к движению открытого исходного кода.

Высоких вам конверсий!

По материалам growthhackers.com

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Центр рекламных бюджетов". ИНН:5902052888, КПП:590201001, ОГРН: 1195958009730, Пермь, ул. Окулова, д. 75 к. 8 офис 501Б

ООО «Центр рекламных бюджетов» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний