В этой статье мы предоставим вам подробное руководство по использованию бизнес-аналитики для вашего продукта. Вы узнаете, какими задачами ваша компания должна руководствоваться на первых порах, какие сервисы вы можете использовать и какие отчеты принесут вам больше всего пользы.
Как начать использовать бизнес-аналитику
Вместо того чтобы сразу же акцентировать внимание на выборе аналитических инструментов, вы должны сосредоточиться на фундаментальных аспектах, которые сделают вашу жизнь проще в долгосрочной перспективе.
1. Учитесь связывать бизнес-цели с данными
Главная задача аналитики состоит в том, чтобы помочь вам в развитии вашего бизнеса. С ее помощью вы можете повысить прибыль, получить больше пользователей или рефералов. Многие компании располагают огромными объемами данных, но при этом они не понимают, как нужно использовать эту информацию для роста бизнеса.
Чтобы избежать такой участи, вы должны попытаться понять, какие аспекты вашего продукта можно улучшить благодаря большему количеству данных. Возможно, у вашей onboarding-схемы слишком низкая конверсия, а быть может, пересмотреть нужно стратегию удержания клиентов. Именно в таких вопросах вам будут полезны ваши данные.
Всегда помните, лучшие аналитические проекты начинаются с четко обозначенной цели (например, вы хотите выяснить, как увеличить вашу free-to-paid конверсию).
2. Создайте план отслеживания, прежде чем вставлять какой-либо код
Большинство инструментов, которые вы будете рассматривать, собирают данные на основе отслеживания событий. Это Kissmetrics, Mixpanel, Amplitude и Intercom. Событием называют действие, которое выполняет пользователь (к примеру, регистрация в вашем сервисе, загрузка изображения или воспроизведение песни).
При необходимости вы также можете назначать свойства рядом с любым событием. Скажем, если пользователь скачивает на вашем сайте какой-то снимок, они позволяют вам отследить не только факт загрузки картинки, но и ее формат (jpg,png, gif) или размер.
План отслеживания — это Google или Excel таблица, содержащая все события и свойства, которые вы хотели бы отслеживать. Выполняя планирование таким образом, вы сможете избежать критических ошибок.
Как выбрать правильный аналитический инструмент?
При выборе аналитической платформы вы должны понимать, что сервиса, который бы удовлетворял все ваши потребности в плане аналитики, попросту не существует. Скорее всего, вам придется использовать 2-3 инструмента, отвечающих на разные вопросы.
1. Kissmetrics
Суть работы Kissmetrics заключается в привязке каждого действия на вашем
веб-сайте к определенному пользователю. С помощью этой платформы вы можете проследить каждый шаг клиента от первого визита до покупки. Kissmetrics ориентируется, прежде всего, на мобильные приложения и медиа-компании. Совсем недавно они добавили в свой сервис уведомления, которые позволяют вам использовать email’ы, чтобы вовлекать клиентов и побуждать их к повторным сессиям.
2. Segment.com
Segment.com — это универсальная платформа, которая помогает вам работать с несколькими аналитическими сервисами одновременно. Предположим, что вы хотите пользоваться Kissmetrics и Mixpanel. Оба эти инструмента будут отслеживать примерно те же события и свойства для сбора информации. Вместо того чтобы настраивать каждый сервис, вы можете ввести свои данные в Segment.com и отправить их в Kissmetrics или Mixpanel.
С помощью этого решения вы можете отследить ваши данные один раз и разослать их в сотни инструментов. Кроме того, Segment.com позволят вам менять аналитические платформы без необходимости в переписывании трекингового кода.
3. Google Analytics
Google Analytics — это «золотой стандарт» в мире анализа маркетингового трафика. Практически каждая компания использует этот инструмент, чтобы анализировать свои маркетинговые каналы и понимать, что пользователи делают до регистрации.
4. Heap Analytics
Heap Analytics похож на Kissmetrics, однако этот сервис фокусируется на компаниях, которые не хотят внедрять на сайте масштабные изменения. Heap отслеживает все действия пользователей автоматически, без какого-либо дополнительного кода, и потому настраивается этот сервис проще, чем Kissmetrics, Mixpanel или Amplitude. Если у вас не хватает разработческих ресурсов, этот вариант вполне приемлем.
В конечном счете ваш набор инструментов будет выглядеть примерно так:
- Segment.com
- Google Analytics
- Kissmetrics или Mixpanel или Amplitude
Самые полезные аналитические отчеты
1. Отчет о воронке
Отчет по воронке помогает понять, где посетители «выходят» из вашей воронки. Вот как он выглядит в Kissmetrics:
В данном примере мы видим, что лишь 3% посетителей сайта регистрируются в сервисе. Чтобы улучшить этот показатель, вы можете сегментировать Funnel Report по каналам трафика и попытаться увеличить поток трафика с каналов, которые дают вам больше всего регистраций или квалифицированных лидов. Помимо этого, можно провести несколько сплит-тестов, чтобы увеличить конверсию из визита на сайт в регистрацию.
2. Когортный анализ
Когортный анализ позволяет вам видеть коэффициент удержания каждой группы пользователей. Этот отчет выглядит так:
Слева вы видите, сколько новых пользователей зарегистрировались в вашем сервисе. Справа показан % клиентов, которые возвращаются к продукту после одного, двух дней и т. д. С помощью когортного отчета вы можете понять, насколько эффективна ваша стратегия удержания в долгосрочной перспективе.
3. Сегментация для поиска инсайтов
Вы также можете сегментировать ваши данные для поиска ценных инсайтов. Именно здесь в игру вступают свойства.
В этом отчете сегментируется событие «signup_completed» по свойству «authentication_type», чтобы выяснить, каким способом чаще всего регистрируются пользователи. Как видите, 98% аудитории предпочитают делать это через email вместо Facebook или Twitter. Исходя из полученной информации, вы могли бы отказаться от обоих социальных опций и посмотреть, как это повлияет на коэффициент регистрации.
4. Уведомления на основе событий
Вы можете использовать события и свойства, чтобы рассылать таргетированные сообщения своим пользователям. Не отправляйте им 5 писем сразу же после регистрации — вместо этого постарайтесь отобрать для них только самые релевантные email’ы.
Представьте, что вы пытаетесь провести новых клиентов через onboarding-процесс. Одни пользователи могут завершить лишь первый его шаг, тогда как другие с легкостью пройдут несколько этапов. У вас есть возможность настроить уведомления таким образом, чтобы они рассылались людям, только если те выполнят (или нет) определенное действие.
Долгосрочные проблемы, которых следует опасаться
Используя аналитические данные в течение длительного периода времени, вы можете столкнуться со следующими проблемами:
1. Схема наименований
Ваша схема наименований должна быть логичной и простой для понимания. Например, если у вас есть событие, которое отслеживает моменты, когда пользователь что-то покупает, вам следует назвать его «покупкой».
Постарайтесь сделать схему наименований настолько простой, чтобы новые сотрудники могли освоить ее за несколько дней.
2. Недостаток обучения
Обучение является важной частью любого аналитического проекта. Если ваш продакт-менеджер не умеет пользоваться Kissmetrics, как по-вашему он сможет собрать сведения, которые его интересуют?
Вы можете провести общий курс по аналитике для всей вашей команды, но затем вам все равно нужно будет следить за каждым сотрудником по мере того, как они начнут создавать свои собственные отчеты.
3. Точность данных
И наконец, ваша компания должна будет активно работать, чтобы поддерживать точность данных. Если команда не может довериться собранной информации, она не станет ее использовать. Ожидайте появления ошибок отслеживания после запуска нового продукта или серьезных изменений в основном сервисе.
Делайте бизнес на основе данных!
По материалам: conversionxl.com, Изображение: chourmo