Здравствуйте, уважаемые читатели блога LPgenerator.
Меня зовут Виталий Кромин, я инженер по образованию, но маркетолог в душе. На данный момент являюсь совладельцем и директором по развитию проекта «Кушать подано».
На протяжении долгого времени занимался маркетингом и рекламой в оффлайн- и онлайн-сферах. В этом посте я хотел бы поделиться с вами историей создания собственного бизнеса, от идеи до первых продаж.
Надеюсь, материал будет полезен для вас.
Идея бизнеса (март)
В марте 2014, на праздновании дня рождения друга, я впервые услышал историю про интересную идею с едой, суть которой была в доставке свежих продуктов для приготовления блюд по рецепту дома.
Меня заинтересовал сам концепт идеи, и на следующий день я договорился с партнерами встретиться и обсудить более подробно все детали.
На следующее утро я проснулся, и как всегда, сразу начал проверять новости в социалках :)) И знаете, что я увидел в ленте новостей instagram?
Похожий питерский сервис :) Как вы уже поняли —это был очередной знак свыше.
Исследование рынка (апрель)
В общем, дальше начались просчеты и мониторинг рынка. Мы наткнулись на очень крутые сервисы США, Германии и Швейцарии, например: Hello Fresh, Blue Apron и Plated — они доставляют продукты и, соответственно, рецепты к ним. В настоящее время бренды являются лидерами своего рынка в этом направлении.
Концепция этого бизнеса заключается в том, что компании составляют меню на каждую неделю, на 3 дня и доставляют просто набор продуктов для приготовления 3-х ужинов в неделю с иллюстрированными рецептами.
Все блюда ресторанного уровня и состава. Продукты разложены в соответствии с рецептурой, поэтому с готовкой справится даже ребенок.
Соответственно, не нужно идти в магазин после работы и тратить время на очереди, достаточно просто по дороге с работы сделать заказ на сайте и приготовить ресторанное блюдо в домашних условиях очень быстро — великолепно:)
В Германии, например, в самих супермаркетах есть отдел с наборами продуктов, для приготовления определенного блюда. Что-то похожее на конструктор, но только для еды.
Как оказалось, такая услуга очень востребована на рынке Европы и США, плюс экономит кучу времени для занятых людей. Причем целевая аудитория таких сервисов — не только семейные пары, которые хотят сэкономить время и решить вопрос «Что же готовить сегодня на ужин?», но и одинокие люди, которые не против пригласить близких на ужин, а также молодые люди, которые совсем не умеют готовить, но благодаря таким услугам, с легкостью учатся.
Реализация бизнес-плана (май-июнь)
Мы решили позаимствовать идею, но внесли несколько своих кардинальных дополнений (это называется бизнес-трансфер):
- нарезка и чистка некоторых овощей и мяса,
- фасовка по граммам всех необходимых ингредиентов,
- вакуумирование некоторых продуктов (для более долгого их хранения),
- подробные рецепты, чтобы приготовить смог даже ребенок,
- оформить заказ можно на 3 и 5 дней,
- доставка каждое воскресенье до дверей клиента в удобное время
- и самое главное: вес порции гораздо больше, чем в ресторане!
Дальше запустили разработку сайта, сделали несколько посадочных страниц с различными офферами и под разные стратегии. Активно используем приемы лидогенерации и email-маркетинга, что позволяет выращивать новых клиентов.
Следующей целью стала подготовка производства: поиск помещения, закупка холодильного, вакуумного и технического оборудования, тестирование продуктов, составление технологической карты, поиск крупных поставщиков и, самое главное — команды для реализации различных бизнес-цепочек проекта.
Инвестирование и маркетинг (июль)
На все про все у нас ушло 5 месяцев, вместе с построением самих рабочих процессов.
Общие затраты на производство составили порядка 400 000 рублей. Затраты на маркетинг и рекламу были относительно небольшие и составили около 50 000 рублей, но они пополняются ежемесячно.
В этом проекте нет заоблачной маржинальности, а модель бизнеса, как вы уже поняли, настроена на масс-маркет.
Итог — в августе запустили первые продажи продуктовых корзин.
Сразу было понятно, что стандартная реклама и продажи в лоб для такого сервиса не будут релевантными, все должно идти через обучение людей, так как услуга относительно новая на рынке.
Поэтому основной упор был сделан на социальные сети (VK, Instagram, Facebook и Одноклассники), форумы нашей целевой аудитории, кулинарные блоги и, конечно же, сарафанное радио.
План (KPI) на первый месяц был — 250 ужинов, по факту доставили 300 — и нас больше порадовала не финансовая составляющая, а то, что польза была очевидна! Мы решали проблемы людей! И в Обнинске про нас знают уже многие, спасибо вам :)
В сентябре 2014 была проведена масштабная подготовка к выходу на московский рынок: от поиска большого склада до работы с курьерами; и 19 октября москвичи уже получат свои первые продуктовые корзины :)
В планах к началу ноября выйти в оборот на 100-120 корзин в неделю, к чему мы, собственно, и идем.
Как работает модель?
Шаг 1: Закупка
Каждое воскресенье клиенты получают пакет с подготовленным набором свежих продуктов для 2-х или 4-х человек на 3 или 5 дней (по выбору), который хранится в холодильнике до момента использования.
Шаг 2: Приготовление
- Достаете ингредиенты на сегодняшний день;
- Готовите по фото-рецепту блюдо (время приготовления не превышает 30 минут);
- Радуетесь приятному ужину в одиночестве, с друзьями или вместе с семьей;
- Повторяете на следующий день.
Все просто и удобно: потребитель экономит кучу времени и пополняет свою базу рецептов. А также каждый день употребляет разные блюда и продукты, что полезно для организма!
Те, кто не умеют готовить вообще — уже через месяц в качестве клиента могут готовить не хуже шеф-повара, я проверил лично :)
Заключение
Резюмировать данный пост хотелось бы словами известной поговорки «Под лежачий камень вода не течет» и далеко не сразу все получается. На протяжении этих 5-ти месяцев возникало множество подводных камней и трудностей. Например, с поиском помещения под производство и прохождением всех служб, начиная от СЭС и так далее. Затем в первую неделю продаж корзин ввели «эмбарго», сложилась нестабильная ситуация с долларом и евро, что до сих пор сказывается на ценах продуктов в том числе.
Иногда нервы и силы были на пределе, но как известно, путь делает нас счастливыми, а не сама цель. За все спасибо опыту и желанию, которые двигают нас вперед.
Виталий Кромин,
домашний ресторан «Кушать подано», группа в ВК