Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Заметки об интеллектуальной собственности: часть 1

Заметки об интеллектуальной собственности: часть 1

Заметки об интеллектуальной собственности

Для многих предпринимателей выражение «интеллектуальная собственность» ассоциируется с чем-то аморфным и непонятным. Кажется, что в России это просто не нужно, никакой интеллектуальной собственности вовсе нет, так как защитить ее нереально. Поэтому можно свободно брать и воровать, не задумываясь о последствиях.

Другие думают, что созданное ими не является чем-то привлекательным, поэтому никто, ни при каких обстоятельствах не захочет у них это украсть.

Хочу сразу начать с примера из собственной практики, дабы расставить все точки над i и развеять различные мифы.

Однажды, еще в самом начале нашей карьеры, к нам обратились обычные студенты, авторские права которых грубо нарушил известный музыкальный телеканал.

Суть ситуации была в следующем: ребята осуществили постановку сценки на обычном студенческом КВН у себя в ВУЗе, записали свое выступление на видео и выложили на одном из порталов.

Позже на телевидении вышел мультфильм, в котором персонажи точь-в-точь повторяют фразы ребят из выступления на КВН. Конфликт удалось достаточно быстро урегулировать в досудебном порядке путем заключения лицензионного соглашения между телеканалом и авторами-студентами. Ребятам заплатили тогда достаточно большую сумму (около 100 000 рублей) за разрешение на использование их сценария для создания мультфильма. Оказалось, что телеканал подвел его же подрядчик.

В этом примере четко прослеживается очень простой тезис: любой продукт творчества можно и нужно юридически защищать. Никакое воровство никогда не пройдет незамеченным со стороны закона.

В свете последних событий в российской экономике, многие компании стали искать пути консолидации и сокращения расходов, дабы сделать свой бизнес более эффективным, внедрив оригинальные управленческие решения, методы и собственные наработки. Кризис обостряет многие проблемы, заставляет мозг думать эффективно и выдавать нестандартные результаты.

В это время, как ни странно, на первый план выходит интеллектуальная собственность. Появляются интересные разработки, либо их появление существенно ускоряется.

Одним из известных примеров является кафе «Антикризова кнайпа» в городе Львове, которое появилось после кризиса 2008 года. Официанты, одетые в костюмы банкиров, трейдеров, аналитиков, слоган «Зачем нам этот дебильный Египет? Езжай в Карпаты!», сдача копейками или семечками, блюда в виде сухарей на черный день.

Мало кто знает, что, к примеру, специфика организации труда сотрудников ресторанов «Макдоналдс» является интеллектуальной собственностью корпорации «Макдоналдс», потому что именно благодаря такой организации труда обеспечиваются дополнительные прибыли сети.

Подобных примеров достаточно большое количество, и они есть в любом бизнесе – малом, среднем, крупном. К интеллектуальной собственности могут относиться скрипты продаж, оригинальные методики обучения, маркетинговые материалы, тексты, сайты, логотипы, отдельные технические решения и многое другое.

Так что же такое интеллектуальная собственность? Этому вопросу посвящено огромное количество трудов, часов лекций, страниц учебников и прочей научной литературы, но есть весьма простые вещи, которые нужно знать любому предпринимателю.

1. Признаки интеллектуальной собственности

  • Интеллектуальная собственность является результатом творческого и интеллектуального труда человека. Да, именно человека. Ни животные, ни роботы не могут создать интеллектуальную собственность. Постановки кошек, их выкрутасы с лазерными указками сами по себе интеллектуальной собственностью не являются, хотя, безусловно, они иногда весьма забавны и оригинальны.
  • Интеллектуальная собственность должна быть всегда выражена в какой-либо устойчивой материальной форме (на бумаге, на CD, в памяти компьютера и т. д.) Если вы напишите стихи на смородиновом желе, и потом его кто-нибудь съест, то можно сказать, что вы ничего и не создавали и никаких стихов не было. Закон также не может проникнуть к вам в голову и начать защищать ваши мысли.
  • Интеллектуальная собственность, для ее защиты, должна быть законной по содержанию и не противоречить моральным устоям, конституционному порядку. Закон не защищает различного рода экстремистские произведения, признавая сам факт их создания в качестве преступления.

Таким образом, подводя небольшой промежуточный итог, дабы говорить о том, что вы создали интеллектуальную собственность, вы должны создать ее сами (либо заказать создание исполнителю), должны зафиксировать ее на материальном носителе и ее содержание должно быть законным.

2. Виды интеллектуальной собственности

Есть интеллектуальная собственность, которая охраняется только после государственной регистрации, а есть та, которая охраняется уже в силу факта ее использования или создания.

К примеру, чтобы защищать товарный знак, его необходимо для начала зарегистрировать в государственном патентном ведомстве (в России этим занимается Роспатент), а чтобы защищать права на различного рода технические решения, их также необходимо зарегистрировать и получить соответствующий патент.

Для произведений – объектов авторского права (текстов, рисунков, архитектурных проектов, фотографий) не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Достаточно самого факта создания.

То есть, вы создали контент для сайта, или же интересный и оригинальный текст письма для рассылки, или написали хорошую статью. Для того, чтобы это уже охранялось, вам не нужно прилагать дополнительных усилий и неким образом заверять созданное.

3. Физически один объект может относиться к нескольким видам интеллектуальной собственности одновременно

К примеру, вы создали рисунок, а потом решили, что он должен индивидуализировать вашу компанию на рынке и захотели оформить товарный знак. После регистрации рисунок стал товарным знаком, но при этом не перестал быть рисунком с точки зрения интеллектуальной собственности.

Продолжение следует.

image source picography.co

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Центр рекламных бюджетов". ИНН:5902052888, КПП:590201001, ОГРН: 1195958009730, Пермь, ул. Окулова, д. 75 к. 8 офис 501Б

ООО «Центр рекламных бюджетов» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний