Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Почему все дроиды мира принадлежат компании Lucasfilm?

Почему все дроиды мира принадлежат компании Lucasfilm?

В наше время слово «droid» становится все более распространенным. Оно служит брендовым названием множества смартфонов от Verizon. Оно украшает строки сотен научно-фантастических романов и присутствует в бесчисленных кинофильмах.

Термин используется для определения широкого спектра человекоподобных и других типов роботов. И где бы оно ни упоминалось, компания Lucasfilm либо получает с этого прибыль, либо отстаивает права на эти деньги в судебном разбирательстве.

Такова реальность, ведь фактически именно Джордж Лукас (George Lucas) впервые применил это слово в 1977 году. И спустя каких-то 30 лет, как раз перед релизом нового «Droid» от Verizon, Лукас сделал его торговой маркой, что вылилось для некоторых компаний в значительные финансовые затраты.

Что же такого в этом дроиде?

андроид

Гравюра XIX века из второй части «Фауста» Гете изображает человека, создающего «андроидов» (маленьких людей) при помощи алхимии.

Хотя фактически Джордж Лукас придумал понятие «droid» для своей саги «Звездные войны» в 1977 году, на самом деле оно является исковерканной формой слова «android», упоминавшегося около 300 лет назад.

Впервые «android» использовался в виде слова «Androids» на страницах английского словаря механических и научных терминов Циклопедия (Cyclopædia) Эфраима Чемберса (Ephraim Chambers), в 1728 году. Изначально оно применялось для обозначения действий алхимиков, создающих так называемого гомункула, или «миниатюрного, полностью сформированного человека». Прежде всего, это касалось Альбертуса Магнуса, Католического святого, который жил в XII веке, во времена Священной Римской империи.

К середине XIX века это понятие начало понемногу приближаться к своему современному определению и применяться для обозначения робота с человекоподобными качествами. В 1886 году, на страницах своего научно-фантастического романа «Ева будущего», французский автор Фили́пп Огю́ст Матиа́с Вилье́ де Лиль-Ада́н (Auguste Villiers de l'Isle-Adam) рассказал историю о Томасе Эдисоне (Thomas Edison), разрабатывающем «android-версию» жены своего друга, желая создать женщину «без постоянных упреков». Сохраняя этот смысл, термин постепенно перебрался в Соединенные Штаты, о чем свидетельствует ряд патентов на механизированные человекоподобные куклы «Doll Androides», полученные производителями игрушек.

В качестве термина «Android» тысячи раз использовался в различных научно-фантастических произведениях XX века. К примеру, в творении Эдварда Хамильтона (Edward Hamilton) «Капитан Фьючер» (1940) были определены различия между роботами (механическими существами, непохожими на людей) и андроидами (механическими существами, схожими с людьми). А Филип К. Дик (Philip K. Dick) прекрасно оперировал этим термином в своих фантастических рассказах в конце 60-х и начале 70-х годов, также соглашаясь с человеческой природой андроидов.

В 1977 году, когда популярность термина достигла своего пика, Джордж Лукас сократил его до более простого «droid» и начал использовать это слово для обозначения C-3PO, R2D2 и других автономных механизмов в Звездных войнах. Сегодня это понятие относится к любому роботу, даже если речь идет о формах машин, непохожих на человека.

При этом компания Lucasfilm все так же является обладателем прав на эту торговую марку.

Все ваши дроиды принадлежат нам

Торговая марка «droid»

Торговая марка «droid» компании Lucasfilm, заверена в бюро патентов и товарных знаков США

В сентябре 2008 года, спустя 31 год после премьеры Звездных войн, компания Джорджа Лукаса Lucasfilm сделала слово «droid» торговой маркой. Размещенный выше документ, врученный в мае 2009 года, подтверждает исключительные права на использование этого термина в следующих случаях:

«Устройства беспроводной связи, включая мобильные и сотовые телефоны, портативные девайсы, персональные электронные органайзеры, аксессуары и комплектующие к ним, а также компьютерное программное обеспечение и беспроводные телекоммуникационные программы; мобильные цифровые электронные устройства, предназначенные для отправки и приема телефонных звонков, электронных писем и других цифровых данных, для использования в качестве цифрового аудио-плеера или портативного компьютера, электронного органайзера, электронного блокнота и цифровой камеры; устройства, загружающие рингтоны и заставки; камеры, пейджеры и телефонные карты».

Получение Лукасом этого свидетельства оказалось своевременным и весьма удачным: спустя несколько месяцев, в октябре 2009 года, компания Verizon представила линейку своих droid-телефонов HTC и Motorola. По оценкам экспертов, за первую неделю им удалось продать около 250 000 мобильных устройств, а за следующие 2,5 месяца эта цифра выросла до 1 050 000. И все это время Verizon выплачивали солидные комиссионные компании Lucasfilm за использование их торговой марки.

Чтобы сохранить свои права на товарный знак подольше, его необходимо защищать всеми доступными способами; именно этим принципом руководствовались в Lucasfilm. Начиная с 2009 года, они предъявили судебные иски множеству компаний, использующих самые разнообразные вариации слова «droid». Среди них оказался даже небольшой видео-рекламный стартап из Лос-Анджелеса под названием Addroid.

«Мы создаем рекламные объявления, а наша онлайн-платформа позволяет конструировать и внедрять их в автоматическом режиме», — говорит исполнительный директор Мэт Купер (Matt Cooper). «Именно из-за автоматизации мы назвали ее Addroid, ведь она словно робот».

Купер начал бороться за брендинг своей компании в июле 2010 года, как раз перед ее запуском.

«Я пытался придумать название», — отвечает он. «Это что-то вроде робота, создающего объявления. Аdrobot? Нет. Adbot? Тоже нет. И тут я понял — это же Addroid».

К несчастью для Купера и его компании, адвокатов Lucasfilm этот ход весьма воодушевил.

«Честно говоря, я даже не задумывался о Звездных войнах. Я просто пытался найти имя для домена, которое смог бы себе позволить, но никак не рассчитывал потратить на него $60 000», — признается Мэт.

Пару недель спустя, в августе 2010 года, Куперу пришел по почте зловещий подарок от Lucasfilm — письмо, постановляющее немедленно переименовать компанию. В случае отказа его ожидало судебное разбирательство. В письме адвокаты аргументировали свою позицию тем, что использование слова «Addroid» негативно скажется на популярности наиболее известных Droid-брендов и поставит под вопрос их своеобразие.

Но Купер считал несколько иначе.

«Я ответил им, что собираюсь использовать это только в рекламных целях. Я встретился со своим адвокатом, написал каждое слово, хоть как-то затрагивающее цифровую рекламу на листе бумаги, и сказал ему, “Вот полный объем того, для чего я собираюсь использовать эти пять букв”».

Отправив письмо, компания Lucasfilm пыталась предотвратить потребительское замешательство. Они считали, что фанаты Звездных войн могут обратить внимание на сайт Купера, ошибочно связав его с Джорджем Лукасом. Однако Купер настаивал на том, что его компания не имеет никакого отношения к потребителям и не пытается одурачить их для продажи атрибутики Звездных войн.

«Мои клиенты не собираются покупать пластиковые световые мечи за $9», — возразил он. «Да и вообще, сама идея о том, что ваши покупатели запутаются, окажутся на моем портале, а затем займутся созданием и размещением банеров, звучит просто смешно».

Этот ход сработал. Адвокаты из Lucasfilm пошли ему навстречу и предложили компромиссное решение: Купер подписал документ, запрещающий ему создавать видео-игры или любую другую потребительскую продукцию, а взамен с него сняли обязательства по переименованию компании.

Вспоминая об этом случае, Купер считает, что ему просто повезло. Еще бы, ведь ему удалось избежать судебного разбирательства не только с Lucasfilm, но и с технологическим гигантом Google, получившим права на торговую марку «Android» в 2007 году, спустя несколько лет после приобретения Palo Alto-based Android Inc.

«Скорее всего, у Google были определенные претензии, но все-таки мне повезло», — утверждает Купер. На тот момент компания уже была втянута в судебное разбирательство, касающееся другого товарного знака: техасец Эрик Шпехт (Eric Specht), ранее владеющий правами на торговую марку Android и утративший их из-за бездействия, вызвал Google в суд за использование его собственности. В итоге сам Шпехт это дело и проиграл.

По словам Купера, именно такого бездействия пыталась избежать компания Lucasfilm.

«Да, если вы молоток, все действительно выглядит как гвозди», — говорит он. «А если вы адвокат Джорджа Лукаса, ваша реакция будет примерно такой: “Приятель, меня совсем не волнует, какие буквы предшествуют слову droid в названии твоего бренда. Ты можешь говорить что угодно, но это мое. Эти пять букв принадлежат только мне”».

Забавный факт: в торговой марке на слово «Droid», принадлежащей Lucasfilm, есть еще одна особенность. В 2012 году эту компанию приобрела студия Disney, а ее крупнейшим акционером являлся Стив Джобс, владеющий 7,7% акций. Поскольку Lucasfilm (а сейчас Disney) принадлежат права на слово «Droid», Стив Джобс получает посмертную прибыль с каждого проданного телефона Motorola Droid — в прошлом одного из основных конкурентов Apple iPhone.

Высоких вам конверсий!

По материалам priceonomics.com 

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Феникс-Маркетинг". ИНН:7725812838, КПП:772501001, ОГРН: 513774619323915280, Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19, стр. 1, этаж/пом 3/25

ООО «Феникс-Маркетинг» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний