Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. 5 мифов о креативности, которые стоит забыть

5 мифов о креативности, которые стоит забыть

5 мифов о креативности, которые стоит забыть

«Никакой борьбы и никакого творческого ступора. Ко мне приходила муза, и я был готов к работе», — примерно таким образом Моцарт описывал свой творческий процесс в статье, опубликованной в General Music Journal в 1815 году.

Вероятно, в свое время эта статья многим показалась интересной, однако у нее имелся один недостаток — изложенные в ней факты были чистой воды вымыслом.

Впрочем, ложные представления о природе креативности бытуют в обществе и по сей день. Так, например, многие люди убеждены, что умение творить — это некий дар, который дается лишь избранным.

Список подобных заблуждений весьма обширен. Позвольте представить вам некоторые из них.

1. Креативность — врожденное качество

Данная точка зрения весьма распространена. Справедливости ради отметим: авторы современных учебников по психологии не исключают, что наследственность может играть определенную роль в процессе формирования у человека творческого мышления. Однако предположение о существовании «креативной касты», рождение в которой является единственным способом обрести «дар творчества», подавляющее большинство психологов считает абсурдным.

Американский писатель Джек Керуак (Jack Kerouac) считал, что гениями рождаются, а талантами — становятся. Результаты современных исследований однозначно говорят о том, что креативность можно развить. Психолог и писатель Эдвард де Боно (Edward de Bono) как-то сказал:

«Креативное мышление — это вопрос навыка, а не врожденного таланта. Сесть у реки и слушать классическую музыку в ожидании вдохновения обычно недостаточно для достижения поставленной цели».

Широко распространено мнение, что за креативность отвечает правое полушарие мозга. Однако современные исследования опровергают это. Согласно последним данным, творческая деятельность активирует самые разные участки мозга. Все зависит от специфики задачи, которую выполняет человек. Объяснять талант композитора тем, что он обладает неким «волшебным участком мозга» — большая ошибка.

креативность

Способность мыслить творчески не появляется в одно мгновение. Вы должны потратить силы и время на работу над собой, чтобы добиться результата.

Известный английский изобретатель Джеймс Дайсон (James Dyson) создал в течение пяти лет 5 000 прототипов циклонического пылесоса, прежде чем ему удалось довести технологию до ума.

Уолт Дисней (Walt Disney) в 1919 году был уволен из The Kansas City Star. По мнению редактора газеты, Дисней «был лишен воображения и не мог мыслить творчески».

2. Вдохновением нельзя управлять

«Муза сама решает, когда посетить человека, и стоит ли ей вообще делать это. Если вдохновение к вам пришло, остается только крикнуть «Эврика», если не пришло — вы ничего не можете с этим поделать». Подобной точки зрения придерживаются многие. Но правы ли они?

Внезапное озарение действительно может застать вас в душе или во время занятий в спортзале, когда вы и не помышляете о том, чтобы что-то изобретать. Но исследования доказывают, что такое озарение является лишь конечным результатом тяжелой работы, проделанной мозгом ранее.

Психолог из Гарвардского университета Шелли Карсон (Shelly H. Carson) считает: «Решение задачи часто приходит к человеку в тот момент, когда он отвлечен от поиска решения, а его разум свободно блуждает». Данное явление было названо дивергентным мышлением.

Таким образом, вдохновение — это не более чем заключительный этап мыслительного процесса. И если вы решили просто ждать вдохновения, не прилагая никаких усилий, ваши шансы дождаться его стремятся к нулю.

Один венгерский профессор психологии решил написать книгу, и направил просьбу об интервью 275 творческим людям. В итоге, треть из них ответила отказом по причине нехватки времени, а еще треть не ответила ничего, что также вполне могло быть связано с занятостью.

Аниматор Looney Tunes Чак Джонс (Chuck Jones) утверждал: «Вы должны сделать 100 000 плохих рисунков, прежде чем у вас получится хороший».

«Любители ждут вдохновения, пока профессионалы упорно трудятся», — произнес как-то один из самых известных представителей фотореализма Чак Клоуз (Chuck Close).

143 эксперта в области креативного мышления, принявшие участие в организованном психологом из Стэнфордского университета Кэролом Двеком (Carol Dweck) исследовании, согласились с тем, что именно настойчивость является главным фактором успеха в творческой деятельности.

А вот слова Кевина Эштона (Kevin Ashton):

«Время — исходный материал для творчества. Стоит дымке мифов о вдохновении рассеяться, и останется только работа: работа по развитию своих навыков через обучение и практику, работа по поиску решений проблем и проблем для имеющихся решений, работа методом проб и ошибок — творческая работа».

3. Вы не можете научиться творческому мышлению

Данное утверждение, по сути, представляет собой видоизмененную формулировку мифа о том, что креативность дается от рождения. «Творчество — удел избранных», — твердят нам едва ли не на каждом углу.

Тем не менее, креативность преподается по всему миру. В Нью-Йорке даже есть Международный центр исследования креативности (International Center for Studies in Creativity), созданный Алексом Осборном (Alex Osborn), основателем рекламного агентства BBDO (именно этот человек, кстати, является изобретателем мозгового штурма).

Творческие способности действительно могут развиваться. Недавнее исследование, к примеру, показало разницу между тем, как работают писатели с опытом от 10 лет, и тем, как подходят к делу новички. Двум группам писателей (первая из которых включала в себя ветеранов, вторая — их менее искушенных коллег) было предложено ознакомиться с началом истории и придумать продолжение. После этого участники получили 2 минуты на то, чтобы его записать. Исследователи в это время наблюдали за их мозговой активностью при помощи специального оборудования.

Лобная кора (участок мозга, который среди прочего отвечает за мотивацию, внимание и планирование) опытных писателей в ходе эксперимента показала большую активность. В особенности это касалось областей, напрямую связанных с чувством языка, таких как нижняя лобная извилина.

Лобная кора

Опытные писатели были более сфокусированы на обработке абстрактных мыслей, которые в итоге должны были обрести форму законченной идеи.

Алекс Фредера (Alex Fredera) из Британского психологического общества (British Psychological Society) описал это следующим образом:

«Идеи уже в их головах, и эти идеи просто ждут сигнала, чтобы вырваться наружу».

4. Творить нужно в изоляции от общества (миф «одинокого создателя»)

«Он сидит за маленьким деревянным столом. Свет от единственной лампы падает на его блокнот, страницы которого испещрены текстом с бесчисленными правками. В одной руке у него стакан виски, в другой — ручка. Он готов творить».

Примерно так многим видится портрет того самого одинокого создателя. И это неудивительно. Все дело в том, что люди довольно часто переписывают историю, присваивая результаты коллективного труда конкретной личности. Данное утверждение абсолютно справедливо и в отношении творческой деятельности.

Художники компании Pixar создают новых персонажей, сидя за одним столом. Когда у кого-то из них в голове рождается интересная идея, он делает рисунок, который сразу отправляется в центр стола и становится своего рода творческим трамплином для остальных участников процесса.

Кевин Эштон:

«Важно помнить: за каждым техническим изобретением, изящным математическим уравнением или великолепным живописным полотном стоит простой смертный, который, вполне вероятно, потерпел немало поражений, прежде чем сумел воплотить свою задумку в жизнь».

Дэвид Беркус (David Burkus), автор книги «Мифы о креативности» (The Myths of Creativity) вспоминает об «Инклингах» — неофициальной дискуссионной группе, объединявшей среди прочих таких писателей как Дж. Р. Р. Толкин, К. С. Льюис, Чарльз Уильямс. Участники группы встречались в пабах или друг у друга дома, чтобы поговорить о литературе, обсудить свои задумки или просто расслабиться. Льюису даже как-то пришлось убеждать Толкина в том, что «Властелин колец» достаточно хорош, чтобы быть изданным.

5. Творчество — привилегия узкого круга людей, имеющих время и возможности

В Средневековье творчество было уделом тех немногих, кому уникальные способности были дарованы свыше (все остальные, если верить современному кинематографу, сражались с драконами, возделывали землю или совершали набеги на деревни).

В эпоху Возрождения обществом была признана способность человека творить без вмешательства Высших Сил. Однако гордое звание творца в это время могли носить только по-настоящему великие люди, такие как Леонардо, Микеланджело или Боттичелли.

В XIX веке «мир креативности» начал раскалываться на две половины. К первой из них относились те, кто имел возможность использовать статус и богатство своих родителей. Ко второй — люди, сумевшие проделать путь к вершинам с самых низов, истории которых стали основой для множества романов викторианской эпохи.

На протяжении веков творческая деятельность считалась прерогативой избранных. И многие до сих пор придерживаются такой точки зрения, несмотря на то, что сегодня люди имеют гораздо больше возможностей для занятий искусством.

Впрочем, современные исследования свидетельствуют о том, что формированию креативного мышления часто способствуют ограничения. Столкнувшись с тем или иным ограничением, человек вынужден сделать шаг назад. При этом он отдаляется от своей цели, но зато получает возможность увидеть более полную картину.

Архитектор Фрэнк Гери (Frank Gehry) и изобретатель Макс Шепард (Max Shepherd) солидарны во мнении, что именно ограничения являются самым мощным драйвером креативности. Детская книга «Зеленые яйца и окорок» (Green Eggs and Ham) Теодора Гейзеля, который известен также как Доктор Сьюз (Dr. Seuss), была продана тиражом более 200 000 000 экземпляров. При ее написании автор использовал всего 50 разных слов (таковы были условия спора между Гейзелем и Беннеттом Серфом (Bennett Cerf), основателем издательства Random House).

Скрыть свою работу от посторонних глаз, потому что она недостаточно хороша — это просто. Еще проще вовсе отказаться от попыток что-либо создать, сославшись на неумение мыслить творчески. Но правда в том, что креативность — это не дар. Креативность — это навык, который вы можете развить в себе, если приложите необходимые усилия.

Энди Уорхол (Andy Warhol) говорил:

«Почему люди считают, что художники особенные? Это просто работа».

Независимо от того, каким именно видом творчества вы решили заняться, помните: великие скульпторы, художники, писатели, музыканты и композиторы тоже когда-то начинали с нуля. Но у них была страсть к своему делу и готовность неустанно совершенствовать свои навыки, которые позволили им добиться успеха.

Высоких вам конверсий!

По материалам: pickcrew.com, image source: pee vee 

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Феникс-Маркетинг". ИНН:7725812838, КПП:772501001, ОГРН: 513774619323915280, Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19, стр. 1, этаж/пом 3/25

ООО «Феникс-Маркетинг» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний