Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Запах старости: стереотип или научный факт?

Запах старости: стереотип или научный факт?

Запах старости: стереотип или научный факт

Есть ли у пожилых людей специфический запах? Если верить жалобам в интернете, то есть. Нельзя сказать, что он обязательно неприятный: его нередко называют травянистым или просто затхлым, — но он определенно присутствует, пронизывает дома престарелых и витает в комнатах пожилых людей.

Но является ли так называемый запах старости лишь формой дискриминации по возрасту, или это явление научно обосновано?

Причины появления запаха

«Действительно, есть определенный запах, ассоциируемый со старением, и у его появления несколько причин», — пишет доктор Эрик Шапира (Eric Shapira).

Эти причины сводятся к тому, что пожилые люди проводят много времени в закрытых помещениях; реже убираются, поэтому в доме заводится плесень, грибок и накапливаются мертвые клетки кожи; реже стирают одежду; чистят зубы менее тщательно, что способствует пародонтозу; страдают от обезвоживания и реже моются.

С возрастом обоняние большинства людей ухудшается, и они могут даже не знать, что от них пахнет. По результатам исследований Национального центра биотехнологической информации США, ухудшение обоняния наблюдается у более 75% людей в возрасте старше восьмидесяти лет.

Химия и запах старости

Но есть и другие причины, по которым наш запах изменяется с течением времени. В 2001 году в The Journal of Investigative Dermatology были опубликованы результаты исследования, показывающего, что так называемый запах старости, скорее всего, связан с конкретным химическим компонентом, который называется 2-нониналь.

В этом исследовании принимала участие контрольная группа из 22 здоровых людей — 13 мужчин и 9 женщин — в возрасте от 26 до 75 лет. Каждый из них пользовался мылом и шампунем без запаха и каждый спал в специальной футболке (выстиранной и подготовленной так, чтобы у нее не было никакого собственного запаха) три ночи подряд. После этого футболки были изучены на предмет различных химических соединений и жиров.

В результате исследования выяснилось, что большинство химических компонентов у людей разных возрастов одинаково, и только 2-нониналь — бесцветная жидкость, часто присутствующая в застоявшемся пиве и гречке, — отсутствует у людей среднего возраста и становится одним из основных компонентов у людей старше сорока лет.

Почему 2-нониналь появляется только в старости? Ученые предполагают, что омега-7 ненасыщенные жирные кислоты, тоже обнаруженные на футболках пожилых людей, распадаются и создают это соединение — скорее всего, из-за связанных с возрастом изменений метаболизма.

Ненасыщенный альдегид превалирует у людей, которым за шестьдесят. Самые старшие в группе, по словам ученых, выделяли в три раза больше 2-нониналя, чем люди среднего возраста.

Состязание в пахучести

Итак, исследование как будто подтверждает, что «запах старости» существует, но почему он воспринимается негативно?

В другом исследовании, проведенном Monell Chemical Senses Center, 44 человека были разделены на три возрастные группы: молодые (20-30 лет), зрелые (45-55 лет) и пожилые (75-95 лет). Они спали в одних и тех же футболках со впитывающей подкладкой пять ночей подряд. Затем эти футболки понюхали волонтеры, которым не сообщали, чьи это запахи. После этого волонтеры должны были оценить, приятны или неприятны эти запахи и насколько они интенсивны. Scientific American сообщает о результатах:

«Вопреки частым жалобам на “запах старости”, волонтеры посчитали запахи людей старшего возраста и менее интенсивными, и менее неприятными, чем запахи молодых и зрелых. Главный приз за “вонючесть” достался одному из зрелых мужчин. При этом волонтеры посчитали запахи женщин среднего возраста самыми приятными, а запах пожилого мужчины — наименее острыми».

Хотя запахи от пожилых людей не были восприняты как неприятные, они все же оказались наиболее узнаваемыми: тех же волонтеров попросили предположить, сколько лет обладателям запахов, — и испытуемые «учуяли» старых людей с шокирующей точностью.

«Я думаю, это правда, что у пожилых есть специфический запах, но представление о том, что он неприятен, может быть лишь социальным клеймом», — заявил ученый, проводивший это исследование.

Нигде его слова не будут так правдивы, как в Японии: здесь упоминания о запахе старости, также называемом «kareishu», не только воспринимаются негативно, но и считаются оскорблением. Представление о том, что пожилые люди неприятно пахнут, выдумано Shiseido Research Centre — филиалом японской косметической компании Shiseido. За многие годы японские косметические компании убедили пожилых в том, что они буквально воняют, внушили чувство вины и предложили им «лекарства» — от пропитанных дезодорантом костюмов до жвачки, которая изгоняет запах из пор кожи, когда ее жуют.

Вместо заключения

Насмешки над стариками из-за их специфического запаха стали медиа-вирусом, но в действительности люди любого возраста пахнут плохо.

Мы считаем себя чистыми и воображаем, что благоухаем свежестью, но на самом деле мы гораздо более неприятно пахнем, чем большинство млекопитающих. Мы выделяем комбинацию из протеинов, аминокислоты, молочной кислоты, аммиака, воды и мочевины – все это пахнет плохо.

Увы, но «общая вонь» не объединяет человечество, ведь пожилые люди в одиночку несут бремя дискриминации по запаху :)

Высоких вам конверсий!

По материалам priceonomics.com, image source: Son Truong 

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Центр рекламных бюджетов". ИНН:5902052888, КПП:590201001, ОГРН: 1195958009730, Пермь, ул. Окулова, д. 75 к. 8 офис 501Б

ООО «Центр рекламных бюджетов» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний