Для начала стоит отметить, что сфера eCommerce куда шире стандартного о ней представления. Это не только продажа товаров или услуг через интернет: зарабатывать можно на проценте со сделок, обмене данными и т. д.
Кроме того, у товарно-денежных онлайн-интеракций крайне богатая история, корни которой уходят в середину прошлого века. Сегодня мы разберем, что такое электронная коммерция, рассмотрим ее виды, категории, а также преимущества и недостатки.
Определение термина
Электронной коммерцией принято называть бизнес-процесс (шире — сферу экономики), включающий торговые или денежные транзакции, проводимые посредством компьютерных, электронных сетей.
Еще в 50-х годах авиакомпания American Airlines в партнерстве с IBM начала разработку уникальной системы, автоматизирующей бронирование посадочных мест в самолетах. Cистема существует по сей день, носит название SABRE — в свое время она существенно облегчила авиаперелеты для пассажиров, помогая сориентироваться в тарифах, направлениях и т. д. Сегодня SABRE используют более 350 000 турагенств всего мира, 400 авиакомпаний, 100 000 отелей, 25 автомобильных брендов и 14 круизных маршрутов.
В 1971-72 годах с целью организации покупок-продаж между студентами Стенфордской лаборатории искусственного интеллекта и Массачусетского технологического института была применена знаменитая ARPANET — компьютерная сеть, разработанная Министерством обороны США для поддержания связи на случай ядерной войны. Денежные отношения, производимые через эту сеть, стали одной из предпосылок eCommerce. В 1979 году английский изобретатель Майкл Олдрич (Michael Aldrich) продемонстрировал первую систему онлайн-шоппинга, заключавшуюся в простейших транзакциях между покупателями и продавцами.
Последние два десятка лет рынок eCommerce развивается особенно бурно — что задано взрывом современных технологий, повсеместной доступностью интернета, распространением социальных сетей, а также эволюцией Web 1.0 в Web 2.0.
Категории eCommerce
Традиционно электронная коммерция в интернете делится на три группы, по сегменту потребителей: В2В, В2С и С2С. Некоторые называют еще две категории: В2А и С2А. Рассмотрим все 5 видов eCommerce.
1. В2В: «Бизнес для бизнеса». Суть проста — одна компания продает нечто другой компании. Интернет здесь способен существенно оптимизировать процессы: ускорить операции, взаимоотношения более прозрачными. Пример — перед вашими глазами. LPgenerator — сервис по созданию лендингов для бизнеса (хотя, конечно, можете запустить landing page, продвигающий человека, личный бренд — что угодно).
2. В2С: «Бизнес для клиента». Здесь тоже все очевидно. Компания продает напрямую физическому лицу. Часто в таком формате проходит реализация товаров, иногда — услуг (изучение английского через Skype, например). Именно сюда вписываются традиционные интернет-магазины, а также новый тренд — социальная торговля (поиск клиентов и продажа в социальных медиа).
3. С2С: «Потребитель для потребителя». Интересная модель, предполагающая торговые отношения между двумя людьми, ни один из которых не может называться бизнесменом. Ресурсы, предоставляющие данную возможность, похожи на что-то между блошиным рынком и газетой объявлений. Наиболее частый формат — интернет-аукционы. Покупателю они позволяют сэкономить, продающему — сбыть ненужное, отбив деньги.
4. В2А: «Бизнес для администрации». Специфический формат, суть которого во взаимодействии предпринимателя с некоторыми государственными структурами (локальными, федеральными). Пример — тендер, или некоторые бюрократические операции, которые возможно автоматизировать посредством интернета.
5. С2А: «Клиент для администрации». Самый экзотический вид электронной коммерции в интернете, активно развивающийся сегодня. Суть во взаимодействии гос.организаций непосредственно с людьми, пользующимися определенными услугами. Сфера скорее социальная. Примером можно назвать интерактивные порталы центров гос.услуг, существующих во многих городах.
Виды компаний
Западные исследователи выделяют 8 категорий электронной коммерции в сети интернет.
1. Крупный бизнес розничной торговли. Осуществляют прямые интернет-продажи. У таких компаний до автоматизма налажены процессы доставки, оплаты и т. д.
2. Многофункциональные online-порталы (отечественный пример: Яндекс.Маркет). Можно назвать их агрегаторами товаров и услуг. Дают клиенту доступ к ассортименту различных брендов, взимают комиссию либо плату за размещение с продавца.
3. Узкоспециализированные порталы, занятые только в одной сфере рынка.
4. Интернет-аукционы. Позволяют продавцу и покупателю «встретится» для заключения сделки.
5. Киберсанты — занимаются распространением интеллектуальной, цифровой собственности (фильмы, программы, литература).
6. Ресурсы коллективных закупок, оптовых скидок — объединяют людей, желающих сэкономить посредством покупки сразу большой партии товара на многих участников.
7. Посредники по предъявлению и погашению счетов: коммунальные услуги, страховку, медицинское обслуживание, за некоторый процент.
Юзабилити в сфере eCommerce
Существует как минимум три полезных совета, или даже тренда, применение которых повысит юзабилити вашего ресурса.
1. Крупные изображения
Качественный визуальный контент может быть куда выразительнее, чем сотни слов. Крупное изображение продукта (или чего-либо, связанного с ним/его использованием) раскроет значимые детали оффера, повысит осведомленность посетителей — следовательно, и уровень их удовлетворенности. Словом, правильно подобранный визуальный контент может принести вам большой дополнительный доход.
2. Отзывы, внушающие доверие
Отзывы — крайне полезный инструмент. Посетитель, просмотрев мнения других представителей той же целевой аудитории, может без лишних действий найти ответы на свои вопросы. Если решите разместить отзывы на своем ресурсе, сделайте так, чтобы посетители видели информацию об авторе: возраст, пол. Или же конкретные оценки характеристик продукта: удобство, цена и т. д.
3. Скидки, акции, купоны
Стимулирование продаж посредством купонов, скидок — давний тренд, идущий чуть ли не из самой зари онлайн-шоппинга. Предложите клиенту скидку на день рождения, за определенную сумму покупки, приурочьте ее к празднику или даже дарите новым пользователям после регистрации — возможности ограничены только фантазией.
Плюсы и минусы
Позитивные стороны
- Охват аудитории, большой масштаб;
- Оптимизация стандартных издержек;
- Возможность быстро вывести на рынок новый продукт;
- Персонализация;
- Широкий ассортимент и низкие цены (потребителям);
- Низкая себестоимость digital-продуктов, SaaS-сервисов.
Негативные стороны
- До сих пор бывает сложно полностью «узаконить» онлайн-бизнес, соблюсти все требования государства;
- Фактор недоверия у потребителей, которые не могут «потрогать» товар.
- Широкое распространение электронного мошенничества.
К слову, именно на повышение доверия аудитории работают многие аспекты интернет-маркетинга — да и бизнеса в целом. Коротко говоря: качественный сервис, социальные доказательства, контент-маркетинг — все это должно укрепить доверие ваших клиентов к бренду.
Высоких вам конверсий!
Image source: ArchitecturalAfterlife