Многие дизайнеры убеждены в эффективности минимализма. Таких же взглядов придерживался архитектор-модернист и функционалист Людвиг Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe). Одна из его работ — «Стеклянный дом», расположенный в штате Иллинойс, представляет собой остекленный белый каркас, стоящий на приподнятой на стойках над уровнем разлива воды плите:
В чем же причина? Успех продукта, каким бы он ни был, зависит от того, смогут ли покупатели быстро понять, как им пользоваться. Обычно людям трудно подолгу концентрировать свое внимание — лишь некоторым нравится проникать в суть вещей.
Если вы хотите создать продукт, который будет продаваться, нужно сделать невозможное — представить всю сложность и функциональность вашего решения в красивой и простой оболочке.
Естественная сложность, и как с ней бороться
Но чем обусловлено подобное стремление к простоте? Ведь что касается технологий, именно функциональность и разнообразные характеристики всегда обладали повышенным приоритетом. Если посмотреть на естественное развитие инструментов для письма — от гусиного пера и чернил к печатной машинке, а от нее — к всесильным текстовым редакторам, прогресс всегда был связан с наращиванием сложности.
Однако в какой-то момент мы достигли переломного момента. Больше теперь не значит лучше. Мы все также хотим широкие возможности и богатый функционал, но ждем, что все будет легко, просто и красиво:
«Всё следует делать настолько простым, насколько это возможно, но не проще» (Альберт Эйнштейн)
Достаточно посмотреть на такие приложения для создания текстов, как iA Writer или Ulysses — решение без лишних элементов. Все необходимые функции качественного текстового редактора сочетаются с простым и легким дизайном.
Основатель Twitter Эван Уильямс (Evan Williams) поделился секретной формулой построения многомиллиардной интернет-компании: «Возьмите сильное желание человека, предпочтительно то, которое преследует его долгое время... Изучите это желание и используйте современные технологии, чтобы удовлетворить его».
Делайте вещи легче и проще.
Почему мы знаем о силе простоты, но продолжаем усложнять свои продукты? Как достичь нужного баланса?
Создавайте лучшее путем сокращения
Мозг человека имеет определенные естественные ограничения, мешающие ему принимать решения. Наша оперативная память — та, которая временно хранит и обрабатывает информацию — может удерживать лишь от 5 до 9 объектов одновременно.
Если мы отвлекаемся или загружены большим количеством задач, наша способность делать правильный выбор ухудшается. Мы принимаем неверные решения или вообще отказываемся от выбора.
Исследование, проведенное компанией Google в августе 2012 года показало, что люди оценивают внешний дизайн сайта за 1/50-1/20 секунды — быстрее, чем щелкнуть пальцами. Но что интересно, именно простые сайты воспринимаются посетителями как более красивые.
Существует порог количества характеристик, после которого продукт становится неудобным. В этой ситуации, больше — однозначно значит хуже, и всегда есть предел, когда лучше что-то убрать, нежели добавить:
Кривая функционала: ось Y — счастье пользователя, ось X — количество характеристик. Восприятие продукта в зависимости от положения кривой:
— «Хорошо, но я хочу больше»
— «Я так благодарен, что они добавили это»
— «Класс!»
— «Я крут!»
— Пик счастья пользователя
— «Кажется, лучше посмотреть в инструкции...»
— «Куда, черт возьми, они засунули это?»
— «Как мне, в конце концов, добиться от этой штуки того, ради чего она куплена?»
— «Я вообще ничего не понимаю!»
Часто мы забываем, что покупатели — это обычные люди, которые постигают суть вещей через следующие рассуждения:
1. «Я знаю, где этому следует быть»
2. «Я знаю, как это должно работать»
3. «Я знаю, как это должно себя вести»
4. «Я знаю, как это должно называться»
Для дизайна — это так называемые прототипы. Каждый сайт, будь то интернет-магазин или fashion-блог, имеет ряд собственных прототипов.
Подумайте о таких элементах, как навигационная панель наверху или сбоку, регистрационный блок в правом верхнем углу. Чем понятнее и привычнее дизайн страницы, тем проще нашему мозгу воспринимать информацию и тем больше вероятность того, что мы запомним, как легко и удобно им пользоваться.
Психологи называют это когнитивная флюентность (cognitive fluency) — она определяет, что мы считаем простым. Если сайт или продукт не соответствует нашим ожиданиям, мозгу сложнее его воспринимать. В итоге, он автоматически кажется нам очень сложным, а значит, неудачным.
Это применимо к любой сфере жизни — к текстам, программам, музыке.
Последние исследования показали, что выбирая музыку, мы отдаем предпочтение произведениям, звучащим практически одинаково.
Анализ музыки с 1955 по 2011 год подтверждает, что менее сложные по мелодии жанры постоянно занимают более высокие позиции в чартах и продаются лучше. Также было отмечено, чем незамысловатее слова песни, тем вероятнее она станет популярной и востребованной, а если текст сложный, то потеряет позиции.
Это отчасти является следствием психологического феномена под названием «эффект симпатии к знакомому» (mere exposure effect) — чем чаще мы слышим или видим что-то, тем больше оно нам нравится. Также причиной может быть «эффект красоты-в-сходстве» (beauty-in-averageness effect), когда нас привлекают черты, имеющие похожие элементы.
Так или иначе, чем более знакомым и простым кажется нам продукт, тем больше удовольствия мы получим от взаимодействия с ним и вероятнее всего приобретем именно его.
Не уверены, что соблюдаете правило простоты? Попробуйте iPod тест
Если кто-то и был провидцем, понимавшим всю силу создания простых, но эффективных решений, так это Стив Джобс.
Вот его слова: «Простое сложнее сложного. Нужно усердно работать, чтобы очистить свои мысли для простоты. Но оно того стоит, потому что если однажды это получится, ты сможешь свернуть горы».
Создавая первый iPod, Джобс строго соблюдал правило трех кликов. Для того, чтобы открыть песню или найти нужную функцию, необходимо совершить не более трех действий.
Несмотря на сложное устройство iPod, Джобс знал, что для комфорта пользователей работа с ним должна быть максимально простой. Это означало, что продукт должен казаться знакомым визуально и функционально, даже если вы никогда не видели его раньше.
Причем дело не только в привычной полосе прокрутки, но и в интерфейсе, который совершенно не нагружает оперативную память. Как и другие продукты компании, iPod соединил в себе дизайн и функциональность — составляющие простоты.
Когда вы будете разрабатывать следующий продукт, задумайтесь об ожиданиях своих покупателей. Как создать у них чувство комфорта? От чего можно избавиться?
Что мешает вашему решению быть простым? Когда сложные вещи настолько просты, что могут быть понятны даже детям — это признак прогресса. Именно поэтому простое всегда продается.
Высоких вам конверсий!
По материалам blog.crew.co, image source angie mcmonigal