В ноябре 2015 года недалеко от пляжей Гавайских островов последняя инкарнация военной ракеты под названием Super Strypi отправилась в свое первое космическое путешествие. Ракета была построена еще в начале 1960-х, но взлет прошел без каких-либо осложнений, и, казалось, она без труда преодолеет расстояние в 260 миль, чтобы выполнить свою миссию.
Примерно через минуту после взлета что-то пошло не так (Министерство Обороны США не раскрывает всех подробностей), и некоторое время спустя ракета начала терять высоту и в итоге разбилась о воды Тихого океана. Сами по себе провалы при запуске ракет — события не примечательные. Но эта ракета была особенной: ее грузом были человеческие останки, упакованные в металлические кубы.
По плану ракета должна была вывезти урну с прахом покойного на околоземную орбиту, чтобы потомки усопшего могли с благодарностью и любовью смотреть в ночное небо, понимая, что где-то там далеко находится их близкий человек — своего рода, ритуал будущего.
Кроме орбиты Земли, прах человека могут доставить на Луну или отправить в открытый космос. Основными (и, пожалуй, единственными) компаниями, которые занимаются коммерческими космическими перевозками, являются SpaceX Элона Маска (Elon Musk), Virgin Galactic Ричарда Бренсона (Richard Branson) и Blue Origin Джеффа Безоса (Jeff Bezos), и все они обещают, что в будущем любительские полеты в космос станут обычным делом, на земной орбите появятся принципиально новые космические коммуникационные системы, а полеты на Марс станут реальностью. Уже сегодня любой желающий с ноутбука может наблюдать за перемещениями спутников по орбите. Новая космическая эра откроет совершенно новую нишу космических продуктов, одним из которых как раз и являются похороны в космосе.
Следует сказать, что останки американского психолога Тима Лири (Tim Leary) и создателя культового сериала Star Trek Джина Родденберри (Gene Roddenberry) уже отправлены в глубины мироздания. Однако цены пока заоблачные: захоронение в космосе сродни похоронам на бейсбольном поле на Земле. И тем не менее, именно в этой плоскости бизнес и космические перевозки продолжают сращиваться все сильнее и сильнее.
В данной статье предпринята попытка понять, чем же космос привлекает людей как место их вечного упокоения, и предугадать тенденции этого претенциозного рынка.
Чарльз Шафер (Charles Chafer), владелец компании, занимающейся космическими похоронами Celestis, считает настоящим вызовом объединить две такие разноплановые индустрии на планете — погребальный бизнес и космические перевозки.
В поисках вечного упокоения
Похороны Спока (Spock), персонажа сериала Star Trek (Звездный Путь).
Пока мысли о том, чтобы отправить останки любимого человека в космос, кажутся несколько эксцентричными, сама идея между тем естественна для человеческой природы. В культурах многих народов усопших неизменно провожали в последний путь — где молитвами, а где — отправляя тело в открытое море (викинги). Космос — такая же дорога, к тому же он всегда почитался больше, чем земля, ведь там располагалась обитель богов.
Сегодня космос, конечно же, стал менее сакральным местом и не таким мистическим. Появились специальные службы, такие как Celestis или Elysium, которые за определенную плату подготовят контейнер с прахом покойного и отправят его в межзвездное пространство. Пепел, как правило, не требует каких-то особых норм перевозки, ведь это прах. Другое дело — капсулы, те самые контейнеры. Предварительно они проходят серию всевозможных испытаний, которые должны исключить возможность взрыва капсулы во время полета.
Чарльз Шафер не исключает возможность, что каждый может построить контейнер самостоятельно, но не думает, что это хоть как-то повредит бизнесу. Он утверждает, что с тем же успехом вы можете похоронить и самих себя.
А ведь еще эту урну нужно как-то доставить в космос.
В августе компания Elysium анонсировала договор, заключенный с Astrobotic Technology (лунная логистическая компания), участником Google Lunar Xprize (премия, которую учредили Фонд X Prize и компания Google; будет вручена команде, которая сможет создать луноход, удовлетворяющий заданным условиям), создавшей спускаемые на Луну аппараты и доставляющей на Луну грузы различных исследовательских организаций.
Наконец, чтобы преодолеть земное притяжение и доставить урну с прахом в космос, необходимы космические ракеты. Здесь-то и приходят на помощь такие организации, как SpaceX. Однако следует учитывать, что запускать ракеты лишь для того, чтобы доставить чей-то прах в космос, не совсем рентабельно. Да и сами рейсы уже расписаны на много лет вперед. Поэтому перед самым взлетом в ракете находят свободное место для контейнера и только тогда отправляют в космос.
Конечно, в этой системе нередки сбои, и бывает, что ракеты терпят крушение. В этой ситуации похоронные фирмы типа той же Celestis предоставляют клиентам возможность повторно запустить прах покойного в космос (бесплатно), но иногда они (клиенты) остаются довольны и подобной зрелищной концовкой.
Увидеть свет
Алан Гинсберг (Alan Ginsberg), Тимоти Лири (Timothy Leary) и Джон Лили (John Lilly).
Когда Тимоти Лири, будучи в преклонных годах, увидел по телевизору видео-презентацию идеи похорон в космосе, она показалась ему очень близкой. Он так и не отказался от своей затеи, и в апреле 1997 года на Канарских островах в Испании останки Лири, Родденберри и 22 других участников силами компании Celestis отправились в первый космический мемориальный полет в космос.
New York Times отреагировал на это событие следующей заметкой:
«Официальная цель запуска ракеты, осуществленной с самолета Lockheed L-1011 — выведение первого спутника Испании на земную орбиту. Однако, помимо этой важной миссии, была еще одна, а именно — доставка в космос контейнера с прахом 24 человек, каждый из которых был заключен в алюминиевую капсулу с выгравированным на ней именем человека и какой-либо памятной фразой».
Впоследствии эти капсулы будут кружить на высоте в 350 миль над планетой, делая за сутки по 15 витков, пока не сгорят в плотных слоях атмосферы пять лет спустя в мае 2002 года.
Но не каждое путешествие завершается так феерично. Некоторые капсулы выносятся ракетой недостаточно далеко от планеты, и спустя некоторое время они падают обратно на Землю. В этом случае капсула извлекается и передается клиентам, которые теперь могут сказать, что их покойный родственник все-таки смог побывать в космосе.
Расценки на услуги
Скриншоты прайс-листа похоронных служб Celestis (сверху) и Elysium
Как видите, Celestis и Elysium предлагают разные варианты полета в космос, однако имеющиеся ограничения не позволяют размещать на ракете больше заранее оговоренного веса праха. Во времена Лири стоимость полета составляла $4800, а разрешенный вес — не более 7 грамм праха.
Что изменилось к сегодняшнему дню? Пожалуй, лишь то, что стоимость полета будет зависеть от веса груза, который вы отправите на земную орбиту. Выше указаны цены Celestis за один грамм веса. При этом нужно иметь в виду, что обычно после кремации от человека остается около 5-8 фунтов (3-4 килограмма) праха, и в отношении той части, что не отправится в космос, нужно иметь конкретные соображения.
Как эта стоимость соотносится с традиционными похоронами? Национальная ассоциация управляющих похоронных фирм (National Funeral Directors Association) заявляет, что средняя цена за комплекс похоронных услуг — заказ гроба, погребение и такие дополнительные услуги, как катафалк или бальзамирование — в 2014 году была равна $7,181, что на 28,6% выше, чем десятилетие назад. Если тело будет кремировано, то стоимость снижается на тысячу долларов — отсутствие необходимости заказывать гроб и хоронить тело.
Средняя стоимость кремации равна $2,000, поэтому будь она частью стандартной похоронной церемонии или запуска капсулы с прахом в космос, итоговая цена и в том и в другом случае будет примерно одинаковой.
Трудно прогнозировать, как изменятся цены в будущем. Это зависит и от уровня спроса, и от того, как изменятся сами ракеты, и множества других факторов.
Мемориал на Луне
Посадочный модуль Astrobotic
Один из экзотичных сценариев погребения в космосе — похороны на естественном спутнике Земли, Луне. Людям, которые заказывают именно эту услугу, вероятно, нравится думать, что вечный покой их близкого человека никто не потревожит, и к тому же каждую ночь они могут смотреть на светящийся лик Луны и представлять, как их ушедший друг или родственник так же наблюдает за ними.
В 1999 Celestis уже отправила на южный полюс Луны останки д-ра Юджина Шумейкера (Eugene Shoemaker), американского планетолога и астрогеолога, так что вы уже в любом случае не станете первым.
Следует сказать, что и до сегодняшнего момента отправка на Луны даже урны с прахом связана с большими трудностями. Представители Celestis и Elysium верят, что разработка посадочного модуля Astrobotic сделает возможным предоставлением этой услуги по вполне приемлемой цене и с достаточной регулярностью, однако не рассчитывают, что запуск ракет состоится раньше 2018 года.
Astrobotic способен мягко приземляться на Луну (тогда как раньше модули просто разбивались о ее поверхность) и специально разработан для перевозки коммерческих грузов. К сожалению, о возвращении на Землю этого модуля после посадки на спутник речь пока не идет.
Что касается правового регулирования перемещений на Луне, то никаких документов и постановлений ратифицировано не было.
Размер лунных капсул и их стоимость: доступны варианты по 0,5 и 0,75 дюймов, а также 1-дюймовые капсулы.
Вместо заключения
Похоронный бизнес выходит в межзвездное пространство. Пока вы недоумеваете по поводу прочитанного, находятся люди, готовые отправить останки своих близких не просто на орбиту Земли или поверхность Луны, но и в дальний космос. Celestis была близка к тому, чтобы выполнить первый такой полет в 2015, но NASA отменила запуск. Celestis заявляет, что подобные полеты будут совершаться, но деталей пока не сообщает.
Несмотря на то, что коммерческих запусков такого плана совершено еще не было, прецедент уже есть. Космический корабль New Horizon (Новый горизонт), запущенный NASA и в июле 2015 года прошедший мимо Плутона, несет на борту, помимо всевозможного оборудования, и останки американского астронома Клайда Томбо (Clyde Tombaugh). Можно сказать, что Клайд открыл Плутон дважды: сначала глядя в телескоп в 1930 году, а затем пролетая мимо него в 2015.
Высоких вам конверсий!
По материалам priceonomics.comImage source hq.nasa.gov