Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Психология >
  4. Реверсивная психология: как это работает?

Реверсивная психология: как это работает?

Реверсивная психология: как это работает

Вы наверняка делали это много раз, и даже не подозревали, что занимаетесь именно ей — реверсивной психологией. Этот феномен имеет простой принцип работы. Вы хотите чтобы кто-то сделал что-то, но абсолютно уверены в отказе, даже после вежливой просьбы. Поэтому вы просите человека сделать нечто прямо противоположное тому, что вам нужно. Например, вы безуспешно просите своего мужа покрасить спальню. Но как только вы скажете ему : «Не беспокойся, я сама покрашу — все равно я лучше тебя умею красить стены», будьте уверены, муж сразу возьмет в руки кисть.

«Реверсивная психология часто работает потому, что каждый человек нуждается в независимости, — говорит доктор Джанет Раймонд (Dr. Jeanette Raymond), лицензированный психолог, психотерапевт и эксперт по отношениям из Лос-Анджелеса. — Намного сильнее воодушевляет ощущение, что ты сделал что-то по своему собственному желанию, а не потому что тебя кто-то принудил, заставил, пристыдил или пригрозил разрывом отношений».

В психотерапии реверсивная психология носит название «парадоксальной интервенции» (термин «реверсивная психология» появился под влиянием медиа). В парадоксальной интервенции терапевт говорит клиенту вести себя именно так, как клиенту больше всего хочется. Например, если клиент хочет побороть прокрастинацию, терапевт предлагает ему прокрастинировать один час в день. Смысл в том, что это поможет клиенту сфокусироваться на поведении и его возможных последствиях и позволить ему увидеть, что поведение — явление добровольное и поэтому контролируемое.

Есть некоторые сомнения по поводу этичности парадоксальной интервенции в исполнении профессионала. Иногда проблема пациента может представлять собой, страх или боль, и в этом случае просить пациента намеренно создать это состояние не кажется допустимым.

На ком работает реверсивная психология?

Реверсивная психология, или парадоксальная интервенция — относительное новое понятие в психотерапии, но она имеет народные истоки. Например, считается, что родителям не стоит предостерегать своего ребенка от брака с неудачной пассией, иначе свадьба непременно состоится. Но работает ли это на всех и в любой ситуации?

Эксперты уверены, что реверсивная психология имеет больше шансов сработать на тех, кто не любит быть под контролем — подростки. бунтовщики, нарциссы, например. Большинство людей с пассивным складом характера спокойно сделают то, что вы попросите, так что для них в реверсивной психологии нет необходимости. Также она лучше сработает на тех, кто часто принимает эмоциональные решения, а не спокойно обдумывает свои шаги.

quote
Реверсивная психология имеет больше шансов сработать на тех, кто не любит быть под контролем
 

Джанет Раймонд утверждает, что эффективность этого метода в меньшей степени зависит от типа личности, чем от динамики отношений. «Там, где человек борется за свою независимость и индивидуальность, парадоксальная интервенция может сработать, потому что человек стремится сделать то, что вы ему запрещаете».

В качестве примера она упоминает Джулиана Ассанжа, главу WikiLeaks. «Чем больше его призывали остановиться и чем больше угроз от могущественных стран, вроде США, он получал в свой адрес, тем больше он их игнорировал и тем скорее приобретал ореол мученика», — говорит психотерапевт. — «Если бы ему сказали, что его работа — это круто и потребовали продолжать в том же духе, вероятно, он не гнул бы свою линию так упорно».

К счастью, не часто перед нами стоит задача с помощью реверсивной психологии остановить распространение сверхсекретной правительственной информации. Большинство из нас использует этот метод по намного более мирным поводам — по отношению к детям и своему партнеру, а также для достижения бизнес-целей, о чем вы узнаете далее.

Реверсивная психология и дети

Когда ни что иное не помогает, родители часто используют приемы реверсивной психологии со своими детьми.

Каждый, у кого есть дети, наверняка нередко использует испытывал этот метод в отношениях с ними. Дети очень часто делают совершенно противоположное тому, что от них хотят родители. И как многие из нас, они не любят, когда им указывают, что делать.

В одном эксперименте 2-летним малышам запретили играть с определенной игрушкой. И вот им внезапно очень понадобилось играть именно с ней. Детей старшего возраста попросили выбрать любую картинку из пяти — но сразу после этого сообщили, что одну из них выбирать нельзя. И что в итоге? Запрещенная картинка срочно понадобилась всем. Другие исследования также показали, что специальные предостерегающие знаки делали предмет очень привлекательным для детей — например, те, которые появляются на экране во время телешоу с кадрами насилия.

Итак, в чем суть? Родители могут использовать реверсивную психологию, чтобы не позволить естественному стремлению детей к независимости помешать их разумным желаниям. Но родители должны делать это ответственно и выборочно. Если вы станете применять реверсивную психологию слишком часто, она станет привычной и перестанет работать. Ваши дети будут воспринимать вас как манипулятора, что, конечно же, не очень хорошо.

Кроме того, никогда нельзя использовать «негативную» реверсивную психологию , которая может нанести вред личности ребенка. Например, никогда не говорите ребенку, что спрячете его велосипед, потому что он не может заехать в гараж, не поцарапав стоящие рядом машины. Подбирайте позитивные и безобидные формы воздействия. Например, ваша дочка не хочет ужинать. Скажите, что это прекрасно, но когда время обеда закончится, будет пора спать и поесть она просто не успеет.

С подростками хорошо работает подход, когда вы предоставляете им самим сделать выбор. Например, если ваш 16-летний ребенок хочет пойти на какое-то подозрительное мероприятие, скажите ему или ей, что вы не можете принудить его остаться дома, даже если вам кажется, что там может быть опасно. Так что придется самому решить, как будет умнее поступить. Таким образом, вы успешно сложите с себя полномочия, и в итоге ребенок может даже послушаться вашего совета.

«Парадоксальная интервенция не дает разрешения делать ребенку то, что хочет он, а не его родитель, — говорит Раймонд. — Вы просто вдохновляете ребенка поступить неправильно, и в итоге это становится ему просто не интересно».

Некоторые психологи выступают против использования реверсивных методов в любых обстоятельствах. Доктор Вики Паначиони (Dr. Vicki Panaccione), детский клинический психолог, считает, что если вы хвалите ребенка за то, что он сделал не то, что вы просили, — например, вы сказали сыну продолжать отращивать длинные волосы, а он в ответ сделал короткую стрижку, — вы учите его не слушаться вас. Ребенок также поймет, что ваши слова не всегда соответствуют действительности.

Использование реверсивной психологии в отношениях и бизнесе

Иногда в отношениях партнеры уклоняются от откровенного разговора на определенные темы и не говорят о своих чувствах и эмоциях. Если вы понимаете, что это происходит в вашей паре, вы можете попробовать применить реверсивную психологию. Может быть, ваша половина говорит вам, что хочет взять тайм-аут, потому что вы слишком дотошны. Радостно сообщите ему, что вы как раз поняли, что вероятно свалили на него слишком много. И на некоторое время оставьте его в покое. Скорее всего, он резко изменит свое мнение и ваши отношения продолжатся.

Или, возможно, вы обсуждаете иметь или не иметь детей с вашей женой. Вы твердо уверены, что она хочет детей прямо сейчас, но говорит, что разумнее будет немного подождать. Вы говорите: «Хорошо, давай подождем пару лет». Будьте готовы к тому, что она внезапно скажет — не будем ждать, давай прямо сейчас.

В случае с бизнесом, реверсивная психология наиболее эффективна в продажах. Не стоит применять эту технику, чтобы заставить людей покупать то, что им не нужно. Но использовать ее с покупателями, заинтересованными в вашей продукции, вполне оправдано.

Есть несколько способов применения реверсивного подхода в продажах. Первый — «дисквалификация клиента». В этом сценарии, вы говорите клиенту, что он не может себе позволить конкретный товар или он ему не очень нужен, рассчитывая при этом, что покупатель захочет этот продукт еще сильнее.

Например, вы помогаете паре подобрать машину. Вы показываете им все машины в салоне, кроме двух дорогих автомобилей в углу. Они спросят вас, почему им не показали эти машины. Вы отвечаете им, что эти машины слишком дороги и вам кажется, что, скорее всего, пара не сможет себе их позволить. Покупатели настаивают на просмотре и в итоге покупают одну из них, чтобы доказать вам вашу неправоту.

Другая распространенная техника — предложить покупателю оценить ваш продукт по шкале от 1 до 10 после того, как вы дали клиенту полную информацию о товаре. Покупатель оценивает товар в 7 баллов. Вы изображаете удивление и говорите, что по его реакции ожидали оценку не выше 3-4 баллов. Зачастую далее клиент аргументирует свою оценку и по мере объяснений продает этот продукт сам себе.

Высоких вам конверсий!

По материалам: science.howstuffworks.comimage source dave-h8fl 

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Феникс-Маркетинг". ИНН:7725812838, КПП:772501001, ОГРН: 513774619323915280, Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19, стр. 1, этаж/пом 3/25

ООО «Феникс-Маркетинг» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний