Так как мне пришлось побывать по обе стороны баррикад: как фрилансером, так и клиентом, я часто даю “инсайдерские” советы дизайнерам для лучшего взаимодействия с их клиентами. Одной из наиболее частых проблем, о которой я слышал, это то, что дизайнерам хотелось бы отказывать в сотрудничестве своим худшим клиентам - тем, кто поздно платит, или не платит вообще, или тем, кто приносит огромное количество проблем. Тем не менее, дизайнеры иногда не могут перестать работать с такими вот кадрами.
Им нужно оплачивать счета, кормить семью и тому подобное. Всякий раз, когда я слышу от кого-нибудь подобное, я стараюсь докопаться до сути данной проблемы. Что является причиной такого менталитета у дизайнеров? Почему они не в состоянии понять, что обладают роскошью отказывать плохим клиентам? Я полагаю, причина в том, что рассматривают это с неправильного ракурса. Все что они видят ” мне нужно платить по счетам, т я не могу позволить себе быть разборчивым”, хотя весь процесс взаимоотношений с клиентом, гораздо шире, и больше, чем это.
Сядьте ровно
Когда вы начинаете делать что-то неверно, вы получите неверный результат. Это правда жизни, которую можно применить практически к чему угодно.Я поделюсь своим собственным примером, который пожалуй знаком вам всем: издержки работы дизайнером. У меня был отвратительнейший в мире стул, из-за которого у меня болела спина и плечи, пока наконец-то в этом году я его не сменил. Большое количество осложнений, касающихся спины, плеч и запястий вызваны плохой осанкой ( и конечно же мерзкими стульями – уверен по этому поводу есть многотомный труд).
Если вы сидите за компьютером, ваш позвоночник слегка искривляется, или ваша рука держит мышь как-нибудь криво, конечно сразу вы ничего не почувствуете. Вы вероятнее всего не испытаете боли в первый час- может даже два. Но, делая так каждый день в течение года, – вы обнаружите себя оплачивающими огромные счета за физиотерапию. Как можно этого избежать? Для начала садитесь прямо, держите осанку. Я знаю, знаю, ваша мама это уже говорила. Однако она права. Профилактика, гораздо лучше самого заболевания. И ешьте, уже свои овощи!
Вам нужно хорошо начать, чтобы получить хороший результат.Если вы хотите прочного, взаимовыгодного сотрудничества с отличными клиентами, то вам нужно понять, что придется чем-то пожертвовать в самом начале. Возможно вам придется столкнуться с финансовыми сложностями( да, я действительно это говорю), или отказаться от работы с определенным типом клиентов, с которым у вас возникают сложности.
Это далеко не значит, что я пытаюсь вам привить определенные идеалы “чести” или чего-то подобного, я просто пытаюсь до вас донести, что каждая поганая работенка отодвигает вас от истинной цели – делать работу, которую вы любите, и не стесняться показывать свои работы окружающим. Может показаться сомнительным, отказываться от легкой наживы, однако, то, что действительно вызывает сомнения – не оказывать качественные услуги ценным клиентам.
Сядьте ровно! Перестаньте обделять себя правом отказывать плохим компаниям. Вместо этого, поймите уже – это ваша прямая обязанность. Как еще вы собираетесь найти потрясающих клиентов, если тратите свое время на плохих? Работайте над изменением себя, а не своих клиентов.
Плохой клиент никогда-никогда-никогда не станет хорошим. Никогда. Я могу повторять это сколько угодно раз. Вас даже начнет тошнить от этой фразы. Но я все еще хочу повториться, потому что не перевелись еще дизайнеры, которые не понимают этого. Вот почему, данное утверждение стало моим основным тезисом, я вижу вышеописанное положение дел снова и снова.
Хватит уже возиться с грязью, найдите для себя нечто стоящее.
Обедайте по-королевски
Как же дизайнеру отойти от борьбы за хлеб насущный к изгнанию плохих клиентов поганой метлой? Многие обижаются на предложения отказываться от работы – неужели ты не понимаешь, мне надо кормить семью и\или купить пива? Да все я понимаю. Я знаю, что такое быть голодающим фрилансером, браться за любую подвернувшуюся работу.
Но, я также знаю, что такое отказываться от работы, которая не подходит для меня, как для профессионала. Путь из пункта А в пункт Б не был для меня сложным, и это произошло однозначно не потому, что мне повезло, или же было простым стечением обстоятельств. Я не бог креатива, с раздутым самомнением, и вам не нужно быть чем-то подобным.
Суть в том, что нужно менять отношение. Я признал, что не могу предоставить качество правильным клиентам, пока продолжаю работать с плохими. Я предоставлял хорошие услуги, которые были нужны моим идеальным клиентам, но это было невероятно нелогично с моей стороны не искать их. Вы обязаны ради клиентов вашей мечты, ради самих себя, сфокусироваться на том, чтобы отсеевать плохих клиентов.
Помните, нишевый = хорошо; дженерик = ПЛОХО. Если вы посвятить себя поиску и помощи людям, которые подходят именно вам, вы скоро обнаружите, что тратите меньше времени и получаете гораздо больше денег. И в качестве бонуса, перестанете расстраиваться и чувствовать стресс.Может хотя бы после этого, вы будете меньше сталкиваться с ужаснейшими историями о мерзких клиентах, и мне не придется так много говорить об этой проблеме. И смерд может мечтать…
Адаптируйтесь к новым возможностям
Люди по природе своей легко приспосабливаются. Просто задумайтесь насколько мы разнообразны. Мы эволюционировали, для того чтобы адаптироваться к любым возможным ситуациям – плохим или хорошим. Если вы привыкли работать со всеми клиентами, которые к вам обращаются, даже не убеждайте себя в чем-то ином – это просто привычка к плохой ситуации. Вы можете думать, что политика “открытых дверей для всех подряд”, даже отвратительных клиентов, это в порядке вещей, для дизайнеров, работающих на фрилансе, однако, это заблуждение.
Будучи талантливым и креативным специалистом, вам нужно понимать что вы можете гораздо больше, чем думаете. Возьмите контроль над собственными мыслями и действиями и освободите место в своей жизни для новой ситуации. Создавайте новые возможности и не бойтесь избавляться от ненужного.
Высоких конверсий!