Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Как появился феномен #хэштега, который изменил мир?

Как появился феномен #хэштега, который изменил мир?

Как появился феномен #хэштега, который изменил мир

Как изменить мир? Стать президентом могущественной страны? Или, может, гениальным юристом, способным побороть любую несправедливость? Или же достаточно повлиять то, как люди общаются друг с другом?

Крис Мессина (Chris Messina), создатель самого главного и самого повсеместного символа «Твиттера» — хэштегов — никогда не хотел изменить мир. Но придумав совершенно новый способ организовывать информацию в цифровом пространстве, Мессина невольно занес свое имя в историю, изменив саму суть общения в Сети. Один только факт, что в 2014 году слово «хэштег» официально вошло в Оксфордский словарь английского языка, говорит сам за себя.

Чтобы понять, как зародился феномен хэштега, нужно увидеть общий контекст, мир, который в этом феномене нуждался. А для этого надо отправиться в чуть более далекое прошлое — в 2004 год, когда пузырь доткомов оглушительно лопнул, погрузив Сан-Франциско в так называемую Ядерную Зиму. То был конец для многих несчастных руководителей, проповедников «новой экономики», порожденной компьютерным бумом. Но когда пыль улеглась, первыми подняли голову «ботаники» — кодеры, инженеры, программисты, — им предстояло разгребать то, что осталось.

Решающий момент в истории Интернета

В борьбу за умы пользователей, за то, как мы видели Всемирную паутину, включилось несколько крупных корпораций. «Выглядело это так, будто Adobe и Microsoft дрались за право лично пустить Сеть под откос», — вспоминает Мессина. Как раз тогда он приехал на берег залива Сан-Франциско, чтобы присоединиться к племени сетевых первопроходцев, исповедовавших культ открытого ПО — разработчиков Mozilla Firefox, браузера, который должен был сделать Интернет прозрачным и свободным. Одной из главных задач Криса стала работа по публичному представлению Firefox, которое в итоге свелось к рекламе браузера на развороте The New York Times.

Рекламный постер представлял собой логотип Firefox, состоящий из имен десяти тысяч добровольцев, принимавших участие в разработке, и гласил: «Альтернатива есть». Firefox не только создавали, но и финансировали всем миром: задолго до Kickstarter или IndieGoGo Mozilla удалось собрать под своими знаменами тысячи единомышленников.
 

Mozilla

«Думаю, реакция и отклик на все это дали нам смысл, которого мы все искали. Мы открыли чистый лист — и на нем уже не было всех этих амбициозных доткомов, кричащих о том, что они захватят мир, но ни капли не понимавших, как они это сделают. Мы вернулись к простому и прагматичному решению: его можно было скачать, установить и попробовать. Так, шаг за шагом, Интернет-культура стала проникать в массовую культуру», — говорит Мессина. В те годы, работая над своими проектами, он и другие ребята из Mozilla общались между собой в IRC, одном из ранних инструментов онлайн-общения.

quote
Задолго до Kickstarter или IndieGoGo Mozilla удалось собрать под своими знаменами тысячи единомышленников
 

При чем же здесь «Твиттер»?

Твиттер

А очень даже при том. В то время разрабатывались все современные веб-стандарты, и их авторами были не крупные корпорации, а свободные художники — дизайнеры и разработчики, видевшие Интернет открытым и гибким.

Через пару лет, в 2006 году, происходит знаменательная встреча Мессины с новой формой онлайн-общения — «Твиттером». «Очень забавно сейчас вспоминать, как я тогда думал — мол, это все мода, это ненадолго — а через полгода возвращаюсь и кидаюсь туда с головой. Когда я увидел «Твиттер» впервые, у них на главной были эти чудны́е 3D-рендеры и потный зеленый логотип. А теперь вот сами видите».

Действительно, дизайн «Твиттера» кардинально отличался от нынешнего. У сервиса был зеленый логотип с застывшими на нем капельками пота и будто кисточкой смазанной буквой R. На главной странице, впрочем, как и сейчас, размещалась история твитов и приглашение написать новый, увенчанное вопросом «Как дела?».

Твиттер

Старый логотип Twitter. Источник gizmodo.com

«В конце концов, я пришел в Твиттер и стал одним из первых 2 000 пользователей. Думаю, когда я наконец начал активно им пользоваться, то осознал, что это своего рода небольшой блог, благодаря которому друзья могут оставаться в курсе моей жизни. Людей там было немного, так что писать можно было практически о чем угодно, не выглядя при этом банально и глупо и не особо беспокоясь о безопасности личных данных: все равно тебя фолловили в основном только близкие друзья».

Ранний Твиттер не был сильно похож на себя нынешнего. В эпоху, предшествовавшую появлению смартфонов, твиты, как правило, публиковались с помощью SMS. Для чтения сообщений использовались протоколы SMTP, Google Chat или IRC, а твит, обращенный напрямую, приходил пользователю прямо в чат Google или IRC. Другая характерная черта тех времен — команды, практически в духе командной строки: чтобы подписаться на кого-то, нужно было написать «F (имя пользователя)», или «D (имя пользователя)» для отправки прямого сообщения. Но самое важное — это функция «отслеживания».

Истоки хэштегов

Истоки хэштегов


«Суть была в том, что вы отслеживали ключевые слова. Допустим, кто-то упоминает в твите Firefox, а вам это интересно. Вы пишете «Track Firefox», и в тот же Google Chat вам приходят все связанные c Firefox твиты и обновления. Список постоянно обновлялся, люди читали друг друга и подписывались».

Знакомо, правда? Но, помня про случай с Firefox, Мессина счел, что для настоящего прорыва нужно уйти от замысловатой технической составляющей и представить сервис широкой публике. Это стало совершенно очевидным для него во время фестиваля SXSW (South-by-Southwest) 2007 в Остине, штат Техас.

Мессина предпочел остаться дома, в Сан-Франциско, а его друзья отправились в Техас. В то время Твиттер потихоньку набирал обороты и друзья Криса активно им пользовались. «Проблема в том, что там, в Остине, люди пишут твиты, как будто все их друзья рядом. Шутят безо всякого контекста, потому что предполагают, что все, кто в теме — тут, с ними». Так в сообществе началось обсуждение фильтрации контента. Как просматривать важное и скрывать неважное?

Истоки хэштегов

Часть пользователей поддерживала введение «групп», незадолго до того представленных пользователям Flickr. «Но мне это решение казалось недальновидным. Оно никак не учитывало возможного перехода с десктопов на мобильные устройства. Я тогда пользовался обычным Nokia и сама мысль о том, что с него нужно будет заходить в какие-то группы и постить твиты, казалась дурацкой: в нем даже не было браузера. А для того, кто выпил — а это на фестивале обычное дело — вся затея была бы просто провалом. Это бы не сработало.

Так что мне пришла в голову мысль: информацию, важную для группы людей, можно просто включить в сам твит. Никуда идти не надо, просто пишешь: вот тег, связанный с такой-то темой и он ведет к другим похожим твитам. По большому счету, использовать такой подход можно было для чего угодно. Пишу о фестивале SXSW — будет #SXSW. Для Firefox — #Firefox. Так слова стали метками для обозначения того или иного контента».

По всем законам жанра Мессина предложил идею хэштега команде Твиттера при помощи самого сервиса, 25 августа 2007 года. Он набросал несколько макетов, изобразив, как это могло бы выглядеть на практике, и опубликовал их.

quote
Идею хэштега команде Твиттера предложил Крис Мессина 25 августа 2007 года, но его сразу не поддержали
 

Рождение хэштега

Рождение хэштега

«Кажется, это было уже на следующий день, у меня даже есть фото по дороге в офис Твиттера в Саут-Парке. Я зашел прямо внутрь — офис было небольшой, 20-30-40 человек — и говорю Бизу (Айзек «Биз» Стоун, креативный директор компании): я вчера писал про свою идею, как можно организовать группы в Твиттере. А он отвечает, мол, это слишком по-ботански. Никто никогда так делать не будет. Это подходит для гиков из IRC, но здесь не прокатит.

Я немного расстроился, но подумал, что он, пожалуй, прав. В конце концов, это его компанию купили сами Google. Я не был полностью уверен, что моя идея однозначно хороша, более сложные и технически совершенные решения казались гораздо лучше. А тег выглядел глупо. Слишком просто, слишком обычно. И действительно казалось, что не так-то просто повлиять на поведение миллиардов человек».

Но Крис все же не сдался полностью. Mozilla, не зависевшие от крупных корпораций, тесно взаимодействовали со многими независимыми разработчиками, экспериментаторами: с ними Крис и поделился своими идеями. На тот момент Твиттер как раз пошел в гору на полных парах и уже успел обзавестись API для сторонних разработчиков.

«У Твиттера тогда не было собственного поиска, и так появился Summize, сторонний движок для поиска по твитам. И их сервис поддерживал хэштеги. В их версии — она мало отличается от того, как поиск работает сейчас — если в твите использовался хэштег, то текст выделялся синим и подчеркивался, а по нажатию начинался поиск. Очевидно и без обиняков. Мы переняли эту механику, потому что Summize были первыми во всей Сети с чем-то подобным. Потом я сотрудничал с разработчиком Tweetie, в будущем — первого клиента Твиттера для Mac, и он тоже добавил поддержку хэштегов. Потом были Echofon, другие сервисы, и постепенно все эти расширения обзавелись поддержкой хэштегов».

Рождение хэштега

Критическая масса хэштегов набралась очень быстро, и «Твиттер» в конце концов пошли на попятную, взяв всех сторонних разработчиков в штат, а затем — представив функционал хэштегов как нативную функцию сервиса.

«Если смотреть с самого начала, то, работая над Firefox, я надеялся, что в Интернет будут приходить все новые и новые люди. Но надеялся я не один, нас было много. И тут наступила эра социальных сетей, они сделали пользователей главными творцами и обитателями Сети», — говорит Крис. Его идея приняла самое активное участие в становлении новой эпохи — и поэтому современные социальные сети немыслимы без хэштегов.

А вы пользуетесь хэштегами в социальных сетях? Что именно, на ваш взгляд, способствовало их распространению? Поделитесь в комментариях.

Высоких вам конверсий!

По материалам: makers.crew.coimage source Jeff Poskanzer 

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Центр рекламных бюджетов". ИНН:5902052888, КПП:590201001, ОГРН: 1195958009730, Пермь, ул. Окулова, д. 75 к. 8 офис 501Б

ООО «Центр рекламных бюджетов» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний