Дауншифтинг, жизнь для себя, творчество и свобода в ущерб традиционной карьере — эти идеи становятся все популярнее, и даже очередной кризис не смог их скомпрометировать. Россиян и европейцев, разочаровавшихся в перспективах «светского» мира, массово тянет на восток — к дешевой и созерцательной жизни за счет фриланса, к творчеству, самопознанию и пр.
Но что есть «восток»? У москвича, вероятно, возникнут ассоциации с пальмами и песчаными пляжами Гоа. А вот для жителя средневекового Рима востоком мог выступить даже Господин Великий Новгород. Много веков назад Русь могла представляться европейцам чем-то вроде Индии для современников: загадочным, слегка диковатым и опасным местом, но иногда — еще и подходящим для самопознания, ухода от мира.
Сегодня мы поговорим о двух состоятельных уроженцах Рима, которые отказались от фамильных богатств и нашли себя на Руси. В результате они не только обрели свое место и призвание, но и стали святыми Русской Православной Церкви. Эти именитые римляне, внесшие заметный вклад в православие, жили в разные эпохи — их разделяет целых 5 веков. Но их судьбы на удивление схожи. Итак, поехали.
Житие (и реальная жизнь) Антония Римлянина
Преподобный Антоний, родившийся в Риме примерно в 1067 году, застал один из самых интересных периодов европейской церковной истории. На момент его рождения прошло всего 13 лет с Великого раскола христианской церкви на римско-католическую и православную. Последствия этого события не преодолены до сих пор и все еще влияют на судьбы людей.
Согласно житию Антония, он вырос в семье римлян, исповедовавших православие. Всего в 18 лет будущий святой осиротел. Потрясенный этим, он раздал часть состояния бедным, другую часть замуровал в бочку и бросил в море. После чего Антоний принял монашество, стал изучать греческий язык и святые писания.
Фрагмент надгробной скульптуры Антония Римлянина. Мастер Евтропий Стефанов. 1573 г.
Спокойная духовная жизнь была довольно долгой — почти 19 лет Антоний жил на родине в качестве монаха. Но примерно в 1104 году область, где находился монастырь, подверглась гонениям католиков и местных князей. Обитель была разрушена, а монахам пришлось бежать. Примерно с этого момента в житие нашего героя появляются мифические или сказочные мотивы — но судите сами. Итак, Антоний, бежавший из разрушенного монастыря, дошел до приморской скалы, где 14 месяцев провел в молитве — по преданию, не сходя с места.
Неизвестно, насколько продолжительной оказалась бы молитва Антония, не разыграйся в один из дней страшная буря. Стихией отломило и бросило в море кусок скалы, на которой стоял Антоний. Что стало для него практически счастливым билетом — на камне монах проплыл некое «теплое море», Неву и Ладожское озеро, в результате попав на берега реки Волхов, неподалеку от Новгорода. В житии сказано, что, по ощущениям Антония, на весь путь ушло только три дня.
Попытавшись восстановить морской путь от Италии до Новгорода, вы наверняка удивитесь. Карта однозначно утверждает: чтобы попасть в Новгород через Неву, нужно обогнуть Европу с Запада, и через побережья современных Португалии, Франции, Германии войти в Балтийское море. И все это на камне, отколовшемся от скалы. Но мы предупреждали — в житии Антония Римлянина много мифического.
Как видите, монах не выбирал конечную точку — его в буквальном смысле «занесло» на Русь. Но очень скоро Антоний понял, что это было лучшее место из всех возможных для него. Разумеется, прибытие странного человека на камне вызвало большой ажиотаж в окрестных селах. Поначалу Антоний на все вопросы только кланялся, и опасался сойти с камня, ставшего вторым домом. Но спустя время монах свел знакомство с купцом, знавшим греческий, и смог выяснить, куда попал. После Антоний побывал в местных храмах, наблюдал обряды — и полностью уверился, что Новгород, в отличие от Рима с его гонениями на православных, прекрасное место :)
Несмотря на периодические визиты в церкви и к местному духовенству, Антоний продолжал жить на камне. Рядом с ним и был основан маленький деревянный храм, ставший впоследствии Антониевым монастырем — одним из центров духовной жизни Новгородской республики на столетия вперед. Житие доносит до нас еще одну забавную деталь. На основание монастыря Антоний потратил собственные деньги — из той самой бочки, сброшенной в море еще в юности. Да, она также приплыла в Новгород вслед за хозяином, и была выловлена местными рыбаками. Как мы упоминали выше, житие не носит научный характер — однако, само существование Антония Римлянина подтверждается многими источниками.
Итак, на свои-ли деньги, или на чьи-то еще, но Антоний выстроил обитель и прожил там долгую жизнь, в окружении последователей и монахов. Причем игуменом выстроенного им монастыря Антоний стал только в 1131 году, по настоятельным просьбам братии. Антоний имел вес в политической жизни Новгорода и оставил одни из наиболее ранних частных письменных актов на Руси — грамоты Антония Римлянина. Достоверность этих грамот, как и многое в биографии нашего героя, оспаривается, но все же — они есть. До нас дошло два документа — купчая, где речь ведется о приобретении земли для монастыря, и духовная грамота, в которой Антоний дает согласие стать игуменом. Текст купчей грамоты:
«А обвод тои земли от реки от Волхова Виткою ручьем вверх, да на Лющик, да Лющиком ко кресту, а от креста на коровеи прогон, а коровем прогоном на олху, а от олхи на еловои куст, от елового куста на верховье на Донцовое, а Донцовым внис, а Донец впал в Деревяницу, а Деревяница впала в Волхов. А тои земли и межа.»
В 1147 году Антоний Римлянин умер, оставив игуменом инока Андрея — автора жития своего наставника. Как видите, в биографии Антония много белых пятен. До сих пор ведутся споры даже о том, действительно ли он прибыл из Рима, или же просто из обширной Священной Римской империи (до которой от Новгорода было относительно недалеко). Но если ключевые моменты его жития правдивы, то Антоний прожил удивительную жизнь, найдя духовную родину, гармонию и предназначение в далекой для него России.
Однако, он не был последним из римлян, искавших Бога и себя в России. Далее речь пойдет о человеке, чья биография изучена подробнее — и не так изобилует легендарными деталями.
Макарий Римлянин: В Россию — за истиной
Если Антоний прибыл в Новгород незадолго до получения последним независимости, то Макарий оказался там спустя примерно полвека после присоединения Новгородской республики к Московскому княжеству. Таким образом, эти два выходца из Рима символически очертили период независимости Новгородского государства.
Биография Макария, родившегося в конце 15 века, похожа на жизнь его предшественника, но не столь мифологична. Он также вырос в Риме, в религиозной семье, давшей своему отпрыску блестящее образование в духе строгих церковных традиций. Да, родители Макария, как и его предшественника, тоже придерживались православия. К чести сказать, у их сына это не вызывало отторжения — он глубоко интересовался религией, теологией и монашеством, всерьез собираясь посвятить себя духовной жизни. Одна беда — реалии Рима того времени не удовлетворяли возвышенным намерениям молодого человека.
Католическая церковь в начале 16 века переживала переходный период. С одной стороны, весь 15 век Рим был одним из важнейших культурных центров Ренессанса. Папа Пий II был известным поэтом, папа Адриан VI — философом и гуманистом. С другой стороны, столь светские увлечения высшего руководства церкви, а также ряд тенденций в религиозной жизни Европы, таких как реформация и появление протестантизма, могли смутить одухотворенного юношу. Словом, неизвестно, что именно не устроило Макария в родном Риме. Просто однажды он, практически без средств, в поношенной одежде и с посохом паломника, ушел из дома — и направился на Русь.
В отличие от своего предшественника, Макарий добрался до Новгорода не за три дня — он шел долгие месяцы. Но дойдя до цели, также не был разочарован — величественные храмы, православные традиции и строгая монашеская жизнь пришлись по душе юному подвижнику.
Прп. Макарий Римлянин. Старинная икона, бывшая на раке мощей святого.
В ходе странствий по новгородской земле Макарий познакомился с игуменом Свирского мужского монастыря, в котором нашел духовного наставника. Игумен — это был сам основатель обители, Александр Свирский, — объяснил молодому человеку, чего жаждала его душа, и как обрести это. Разумеется, через монашескую жизнь.
Структура этой истории очень напоминает мистические путешествия по Азии, бывшие особенно популярными во времена хиппи. Сюжет о молодом человеке, который сбегает от обеспеченных родителей, отправляется в дальнюю страну за духовным опытом, и находит там мастера, наставника, — этот сюжет в 20 веке был связан, как правило, с Индией. Но, как мы видим, искатели Бога были всегда — и порой они находили его на Руси.
Вернемся к Макарию. Найдя своего наставника, он принял постриг в монашество и отправился в непроходимые леса под Новгородом, чтобы целиком посвятить себя духовным занятиям вдали от мира. Однако, все шло так лишь некоторое время. Да, Макарий долго жил в уединении, но однажды к нему забрели заблудившиеся охотники. Они переночевали, пообщались с монахом, и ушли, вдохновленные его личностью. По земле Новгорода поползла молва. К Макарию стало ходить все больше и больше людей. Тот смиренно принимал паломников, но потом устал от этого — и ушел еще глубже в леса и болота.
Однако, это помогло ненадолго. Люди все равно находили святого, селились рядом и просили остаться при нем навсегда. Макарий счел это знаком — и вместе с последователями основал монастырь, Макарьевскую пустынь. Первым игуменом монастыря стал он сам, однако уже через несколько лет, в начале 1560-х годов, преподобный умер. Трудно спорить с тем, что Макарий, юношей ушедший из богатой семьи, прожил счастливую и насыщенную жизнь. Вероятно, он успел найти то, что когда-то заставило его покинуть дом родителей-аристократов.
Вместо заключения
Сегодня вы узнали истории жизни двух состоятельных римлян из хороших семей. Если житие Антония во-многом мифологично, легендарно и изобилует сомнительными фактами (вроде трехдневного заплыва на камне), то Макарий — вполне историческая личность с достоверной биографией. Оба наших героя в поисках себя и Бога пришли на земли Новгорода — и нашли, что искали.
К чему мы это? Просто, если напряженная работа и туманные карьерные перспективы начинают надоедать, а фотографии друзей-дауншифтеров в Facebook вызывают жгучую зависть, то… Не спешите все бросать, сдавать квартиру и лететь в Непал с целью принятия буддизма. Оглянитесь вокруг и задумайтесь. Возможно, вам нужен не самолет в Катманду, а поезд до Великого Новгорода? :)
А пока…
Высоких вам конверсий!