Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Хотите быть уверенными в будущем вашего бизнеса? Проведите SWOT анализ

Хотите быть уверенными в будущем вашего бизнеса? Проведите SWOT анализ

Проведите SWOT анализ

Ведение собственного бизнеса — это тяжкий труд. При таком огромном количестве обязанностей можно легко увязнуть в мелочах и упустить из виду общую картину.

Если вы хотите убедиться в долгосрочных перспективах вашего стартапа, то должны периодически делать шаг назад и смотреть на вещи в более широком контексте. Так называемый SWOT анализ создан специально для этого. С его помощью вы сможете не только оценить текущую эффективность вашей компании, но и понять, как она будет работать в будущем: через неделю, месяц или даже год.

Что такое SWOT анализ?

Хотя «SWOT анализ» звучит как какой-то страшный учетный процесс, на самом деле это не так. Данный метод не предполагает сложных математических вычислений, и тем не менее, приносит много пользы.

Аббревиатура SWOT расшифровывается как:

S: Strengths — сильные стороны
W: Weaknesses — слабые стороны
O: Opportunities — возможности
T: Threats — угрозы

По сути, представляя собой итоговый список дел, SWOT анализ заставляет вас думать о будущем. Вы знаете, в каком состоянии ваша компания находится сейчас, но что случится с ней завтра? Данный процесс поможет вам выяснить это, и что более важно — составить план действий.

SWOT анализ демонстрирует достоинства и недостатки вашего бизнеса как с внутренней, так и с внешней точек зрения.

SWOT факторыПозитивныеНегативные
ВнутренниеСильные стороныСлабые стороны
ВнешниеВозможностиУгрозы

Слабые и сильные стороны являются внутренними факторами, а возможности и угрозы — внешними. Внутренние факторы влияют на организацию изнутри, а внешние — характеризуют особенности среды, которая ее окружает. Еще одно отличие между ними заключается в том, что первые сосредоточены, прежде всего, на настоящем времени, тогда как последние — смотрят в будущее. С их помощью вы сопоставляете то, что происходит сейчас, с тем, что могло бы произойти потом.

Разумеется, сильные и слабые стороны находятся под вашим контролем. Невзирая на некоторые сложности, со временем вы сможете изменить их. Ниже приведено несколько примеров:

  • корпоративная культура
  • репутация
  • клиентская база
  • география
  • персонал
  • партнерства
  • интеллектуальная собственность
  • активы

А вот возможности и угрозы, как правило, вам не подвластны. Вы можете пытаться повлиять на эти аспекты, но в конечном счете от вас здесь мало что зависит. Вот примеры:

  • регламентация
  • поставщики
  • конкуренты
  • экономика
  • размер рынка
  • тренды
  • финансирование
  • погода

Кому следует использовать SWOT анализ?

По большому счету, абсолютно всем. Если вы только начинаете развивать свое дело или все еще находитесь на стадии планирования, SWOT анализ даст вам конкурентное преимущество. Эта методика позволит собрать информацию для анализа точки безубыточности и предоставит более реалистичную картину того, во что превращается ваш стартап. Оба этих процесса (SWOT анализ и анализ точки безубыточности) должны быть включены в бизнес-план, если вы заинтересованы в поиске источников финансирования.

Существующие компании должны проводить SWOT анализ ежегодно. Он упрощает ведение бизнеса, позволяет вам прогнозировать проблемы, работать над необходимыми изменениями или улучшениями, а также помогает принимать более взвешенные решения в течение всего года. Говоря в общем, за счет ежегодного SWOT анализа вы сможете намного лучше поддерживать связь с собственным бизнесом, клиентами и отраслью в целом.

Как провести SWOT анализ?

На самом деле объективного способа, позволяющего отследить эффективность такого анализа, попросту не существует. В данном случае все зависит от вашего умения находить внутренние и внешние факторы, которые могут повлиять на работу вашей организации. Вы не должны делать точные прогнозы — вам нужно знать, что планировать.

1. Соберите правильных людей

Хотя в большинстве случаев важные бизнес-решения принимаются основателями и руководителями, для SWOT анализа понятие «слишком много поваров на кухне» не применимо. Наличие хорошего отклика, даже от людей, которые не до конца понимают ваш бизнес, только поспособствует процессу. Подключите к анализу своих сотрудников, и даже ваши клиенты могут предоставить ценную информацию.

2. Устройте «мозговой штурм»

Как только вы соберете команду, организуйте «мозговой штурм». Вы можете либо перечислить сильные/слабые стороны, возможности и угрозы вместе (лучше для небольших команд), либо попросить участников создать и представить списки по отдельности (лучше для больших команд). Учитывайте все, что касается каждой категории. Не беспокойтесь о масштабности самих наблюдений — идея состоит в том, чтобы ничего не пропустить, поэтому старайтесь побольше записывать.

Когда вы исчерпаете все идеи, выдвинутые вашей командой, и составите 4 больших списка, начинайте заполнять пробелы там, где дополнительная информация необходима. На данном этапе участники «мозгового штурма» смогут задать вопросы, которые определят значимость каждого пункта списка. Попросите сотрудников выбрать топ-3 фактора для каждой категории. Скорее всего, вы увидите определенную закономерность, которая подскажет вам, на чем именно нужно сосредоточиться.

Даже если над анализом вы работаете в одиночку — не волнуйтесь. В такой ситуации вы наверняка хорошо осведомлены о всех аспектах вашего бизнеса и понимаете, что нужно рассматривать. Устройтесь поудобнее, заварите чашку чая и погрузитесь в процесс!

Вопросы, которые направят вас

Работаете вы один или с коллективом, начать такой сеанс брейнсторминга может быть очень сложно. Следующие вопросы помогут вам сдвинуться с места и учесть наиболее важные факторы:

Сильные стороны

Это позитивные внутренние факторы, которые влияют на эффективность вашего бизнеса. Хотя они с трудом поддаются изменениям, вы все равно можете их контролировать:

1. В чем мы хороши?
2. Что мы делаем лучше, чем кто-либо другой?
3. Какое наше конкурентное преимущество?
4. Что мы делаем, чего никто больше не делает?
5. Какие ресурсы находятся в нашем распоряжении?
6. Каковы преимущества нашей компании?
7. Какие преимущества есть у нашей команды и сотрудников?
8. Какими ценными активами обладает наша компания?
9. Что клиентам нравится в нашем бизнесе?

Слабые стороны

Это негативные внутренние факторы, которые сказываются на эффективности вашего бизнеса. Они также должны быть под вашим контролем:

1. Что мы делаем плохо?
2. Что наши конкуренты делают лучше, чем мы?
3. На что жалуются наши клиенты?
4. Какие недостатки характерны для нашей команды?
5. Что нас сдерживает?
6. Каких ресурсов нам не хватает?
7. Что мы могли бы улучшить?

Возможности

Это внешние факторы, которые могут оказать на вашу компанию позитивное влияние. По большей части они находятся вне вашего контроля:

1. Какие потенциальные изменения в регламентации могут помочь нашему бизнесу?
2. Меняется ли рынок в лучшую сторону?
3. Окажет ли нынешняя экономика позитивное влияние на нас?
4. Какие возможности мы еще не пытались реализовать?
5. Какие новые возможности становятся доступными?
6. Снижается ли стоимость наших товаров?
7. Есть ли у нас возможность получить полезные ресурсы, которых у нас еще нет?

Угрозы

Это внешние факторы, которые могут сказаться на вашем бизнесе негативным образом. Контролировать их вам не удастся, но разработать план с целью минимизации ущерба вы все-таки можете:

1. Кем являются наши текущие конкуренты?
2. Какие новички рынка могут поставить под удар наш бизнес?
3. Уменьшается ли размер рынка?
4. Изменения в отрасли могут оказать негативный эффект на наш бизнес?
5. Стоимость наших растет?
6. Поставки, на которые мы полагаемся, становятся дефицитными?
7. Могут ли текущие изменения регламентации навредить нашему бизнесу?
8. Надежен ли наш производитель?

Что делать с полученным SWOT анализом?

Как владельцам бизнеса, вам приходится постоянно приоритезировать его основные аспекты и уделять внимание только самым значимым вещам. В такой работе трудные решения по распределению ресурсов попросту неизбежны. Независимо того, насколько успешным вы становитесь, всегда нужно выбирать, куда стоит направить свои усилия. SWOT анализ позволяет определить стратегически важные направления, чтобы вы могли сосредоточить на них свою энергию и ресурсы.

Сократите ваши списки

Начните со списков с «мозгового штурма» и попытайтесь сократить их так, чтобы они помещались на одной странице в виде матрицы размером 2х2 (как в примере ниже). Вы можете сделать это, руководствуясь двумя соображениями: насколько мощным является фактор и какова вероятность того, что нечто подобное произойдет.

К примеру, сотрудничество с одним крупным клиентом, на которого приходится большая часть вашей прибыли, является серьезным просчетом: такой подход делает ваш бизнес крайне уязвимым, даже если вы уверены, что эта большая компания никуда не денется. С другой стороны, когда вас не беспокоит повышение арендной платы, вам все равно нужно рассматривать такую возможность.

Даже после того, как вы создали одностраничную матрицу, держите изначальные версии списков под рукой. По мере изменения ситуации полный перечень пунктов будет служить гарантией того, что вы учтете все наиболее важные нюансы. То, что не имеет значения сейчас, может сыграть решающую роль в будущем, и вы должны быть осведомлены о такой возможности. Вы всегда можете перестроить свой список или вернуться к одному из его пунктов позже.

Разработайте стратегии

Для каждого пункта вашего окончательного списка нужно разработать стратегию, которая бы позволила использовать преимущества и возможности, а также бороться со слабостями и угрозами. Эти первоначальные стратегии не должны быть особо сложными, хотя в дальнейшем вы можете остановиться на них более подробно. На данный момент просто создайте обширный план действий.

Не забывайте и о том, что различные факторы могут работать вместе и балансировать друг друга. Как вы можете использовать свои сильные стороны, чтобы устранить слабости вашего бизнеса? Как вы можете задействовать возможности, чтобы нейтрализовать угрозы? Можете ли вы лучше использовать свои сильные стороны, чтобы извлекать больше пользы с возможностей? Есть ли недостаток, на котором вам нужно сделать акцент, дабы предотвратить угрозу?

Пример SWOT анализа

Ниже представлен шаблон SWOT анализа для онлайн-адаптированного магазина рубашек. Несмотря на то, что во время «мозгового штурма» упоминались и многие другие факторы, эти аспекты были признаны самыми важными.

анализ

Подумайте о том, какие стратегии владелец этого бизнеса может реализовать, чтобы извлечь пользу из данной информации. Помните, здесь нет правильных или неправильных ответов.

6 шаблонных стратегий

Наиболее важной особенностью SWOT анализа является то, как вы используете информацию, полученную с его помощью. Ниже представлено 6 шаблонных сценариев с потенциальными решениями, которые помогут вам начать мыслить в стратегическом ключе.

Сценарий 1. Ваша аренда приближается к концу своего срока и вам нужно пересмотреть договор. Так как в окрестностях цены поднялись, вы переживаете, что вас вытеснят.

Стратегия: Начните продавать онлайн, чтобы смягчить некоторые риски.

Сценарий 2. Вы полагаетесь на сырье, которое пользуется большим спросом, и по мере того, как оно становится все более дефицитным, цены на него быстро растут.

Стратегия: Заключите долгосрочный контракт, чтобы получить гарантию поставок и зафиксировать для себя более низкие расценки.

Сценарий 3. У вас есть избыток денежных средств.

Стратегия: Выделите определенную сумму на случай чрезвычайных ситуаций, а остальные деньги инвестируйте в рост.

Сценарий 4. В вашей компании сформировалась негативная корпоративная культура, и продуктивность сотрудников падает.

Стратегия: Наймите соответствующего консультанта и попытайтесь исправить положение с его помощью.

Сценарий 5. Большая часть трафика приходит на ваш сайт из поисковиков. Если алгоритм поменяется, и ваш ресурс перестанет ранжироваться, вы можете потерять очень многое. Вам нужно разнообразить ваш трафик.

Стратегия: Начните использовать другие источники трафика, такие как социальные медиа или платная реклама.

Сценарий 6. Весь ваш бизнес хранится на вашем ноутбуке, и если его украдут, вы потеряете все.

Стратегия: Установите программу, которая будет выполнять автоматическое резервное копирование ваших файлов каждую ночь.

Вместо заключения

Выполняя SWOT анализ на регулярной основе, вы сможете поддерживать лучшую связь с вашим бизнесом, командой и клиентами. Но что более важно, этот процесс поможет вашей компании оставаться успешной даже в неспокойных рыночных условиях.

Как только у вас появится время пересмотреть и обдумать наиболее важные пункты вашего списка, конкретизируйте свой план действий и приступайте к работе!

Высоких вам конверсий!

По материалам: shopify.ca, image source ncbt30491 

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Центр рекламных бюджетов". ИНН:5902052888, КПП:590201001, ОГРН: 1195958009730, Пермь, ул. Окулова, д. 75 к. 8 офис 501Б

ООО «Центр рекламных бюджетов» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний