В первые 6 месяцев после получения подростками водительских прав в Колорадо им запрещено перевозить несовершеннолетних пассажиров, если в машине не находится кто-то старше 21 года. И такое ограничение действует не только в этом штате. Причина в том, что множество случаев доказывает, что подростки охотнее идут на риск в присутствии своих сверстников.
Но в современном мире «присутствие» — очень относительное понятие. Как показывает исследование, опубликованное Лаурен Шерман и ее коллегами из Университета Калифорнии в журнале Psychological Science, влияние сверстников может происходить даже через кнопку «лайк» в социальных медиа.
Даже банальные формы социального одобрения влияют на мнение подростков.
Суть эксперимента
Доктор Шерман, эксперт в использовании цифровых медиа и развитии мозга у подростков, говорит о множестве исследований, доказывающих, что влияние сверстников может быть оказано виртуально — через чаты и мессенджеры. Но она также замечает, что очень мало работ посвящено тому, что в действительности происходит в мозгах подростков, когда они сталкиваются с различными технологиями. На данный момент нет четкого понимания по вопросу того, как они реагируют на более деликатные аспекты социальных медиа, которые не включают в себя печатное общение. Чтобы изучить оба этих вопроса одновременно, она объединилась с группой коллег с целью понять, как использование кнопки «лайк» влияет на мышление подростков, подключенных к датчикам.
Для этого были приглашены 32 здоровых подростка (14 юношей и 18 девушек), имеющих аккаунты в Instagram, после чего их попросили предоставить фотографии с их аккаунтов для использования во внутренней социальной сети, которую ее команда создала для исследования реакции мозга во время нахождения в социальных медиа. Это действительно было правдой. Но не всей.
Участников попросили лечь в функциональный сканер магнитного резонанса (fMRI). Это позволило доктору Шерман мониторить их мозговую активность, когда они просматривали свои собственные фото в Instagram и фото, о которых им сообщили. что они были добавлены другими подростками, участвующими в эксперименте. В реальности доктор Шерман сама подобрала все остальные фото, которые включали в себя нейтральные изображения еды и друзей, а также фото, изображающие рискованное поведение, такое как употребление спиртного (включая фото открытой бутылки алкоголя рядом с рулем), курение и употребление наркотиков, из Instagram других людей.
Для поддержания иллюзии того, что это действительно была социальная сеть, исследователи говорили участникам, что они просматривали фотографии, которые уже просмотрели примерно 50 других подростков и возможно поставили «лайки» в лаборатории. Сами фотографии были отмечены определенным количеством «лайков» от 0 до 45. Половина каждой категории (т.е. нейтральные и рискованные) получили от 23 до 45 «лайков», дрругая половина — менее 23. В сумме, каждый участник мог просмотреть и поставить «Мне нравится» 40 изображениям из своего аккаунта в Instagram, 42 рискованным изображениям и 66 нейтральным изображениям.
Результаты
Как предполагала доктор Шерман, участники намного чаще ставили «лайки» тем фотографиям, которые уже были отмечены множеством «лайков», чем тем, которые были отмечены меньшим их количеством . Хотя этот эффект был наиболее сильным, когда участник просматривал свои собственные фото, это работало на все категории фото. Посмотрев на результаты fMRI, доктор Шерман обнаружила, что активность прилежащего ядра (nucleus accumbens), группы нейронов в головном мозге, усиливается с числом «лайков» под фото так же, как и активность в социально-когнитивных секциях мозга, таких как предклинье (pre-cuneus) и префронтальная кора головного мозга.
Она также обнаружила, что уровни активности в когнитивно-активных отделах мозга, таких как задняя часть поясной коры головного мозга, был намного ниже, когда подростки просматривали рискованные изображения, чем более нейтральные. По сути, фото с изображением рискованного поведения со множеством «лайков» уменьшали самоконтроль подростков, одновременно с этим срабатывала система вознаграждения головного мозга — этот результат одинаково применим как к юношам, так и к девушкам.
Это открытие не было совсем неожиданным. Многие теоретические модели предполагают, что рискованное поведение подростков (или «показуха», если выражаться проще) возникает как результат увеличения нервной чувствительности к вознаграждениям, совмещенное с неспособностью поддержания когнитивного контроля в присутствии других. Такая неспособность может быть вызвана неврологической незрелостью, как склонны считать психологи, или может являться адаптацией, как могут возразить эволюционные биологи, когда несовершеннолетние пытаются завоевать позиции в социальной иерархии и улучшить свое положение в глазах представителей противоположенного пола. Хотя, в любом случае, естественный отбор не мог предполагать последствий смешения подобного поведения с компьютерами карманного размера или массивными быстро движущимися металлическими объектами.
Высоких вам конверсий!
По материалам: economist.com