Все клиенты, от «транжир» до «почти потерянных покупателей» имеют различные потребности и желания, и, соответственно, по-разному реагируют на маркетинговые кампании.
По мере расширения бизнеса сегментация аудитории может существенно улучшить эффективность маркетинговой деятельности, после чего кампании начинают охватывать большее количество клиентов, что в итоге повышает коэффициент отклика (response rate) и продажи.
Что такое RFM-анализ?
RFM-анализ — это техника сегментации клиентов, опирающаяся на их поведение.
- Recency (R) — давность, количество времени с прошлой покупки
- Frequency (F) — частота, общее количество покупок
- Monetary (M) — деньги, общая сумма покупок
RFM-анализ был впервые применен более сорока лет назад в области адресной почтовой рассылки, но при этом он все еще является эффективным способом оптимизации маркетинговой деятельности.
Положительные эффекты RFM-анализа:
- Повышение процента удержанных клиентов
- Повышение коэффициента отклика
- Повышение процента конверсии
- Повышение дохода
Как добиться успеха в сегментации и персонализации?
Сегментация клиентов с помощью RFM-анализа
Для выполнения RFM-анализа сначала следует разделить клиентов на четыре равные группы, согласно распределению значений давности, частоты и величины покупок.
Четыре равные группы (квартили) с тремя переменными образуют 64 (4x4x4) клиентских сегмента, с такими цифрами вполне можно работать.
Заметьте, что вы можете использовать квинтили (пять равных групп) для лучшей детализации, однако, работа с 125 сегментами (5x5x5) может показаться непростой задачей.
Давность (R) | Частота (F) | Деньги (M) |
Квартиль 1 (R=1) | Квартиль 1 (F=1) | Квартиль 1 (M=1) |
Квартиль 2 (R=2) | Квартиль 2 (F=2) | Квартиль 2 (M=2) |
Квартиль 3 (R=3) | Квартиль 3 (F=3) | Квартиль 3 (M=3) |
Квартиль 4 (R=4) | Квартиль 4 (F=4) | Квартиль 4 (M=4) |
Например, есть один клиент, и он:
- Находится в группе, совершающих покупки наиболее часто (R=1)
- Находится в группе, совершивших наибольшее количество покупок (F=1)
- Находится в группе, потративших наибольшую сумму денег (M=1)
Данный клиент принадлежит RFM-сегменту 1-1-1 (Лучшие клиенты), (R=1, F=1, M=1).
Вот самые важные RFM-сегменты:
Сегмент | RFM | Описание | Маркетинговая деятельность |
Лучшие клиенты | 1-1-1 | Клиенты, совершившие последние покупки, делающие это чаще остальных, и тратящие денег больше остальных | Без ценовых стимулов, новые продукты и программа скидок для постоянных клиентов |
Лояльные клиенты | X-1-X | Клиенты, совершившие последние покупки | Изучите их R и M для дальнейшей сегментации |
Транжиры | X-X-1 | Клиенты, тратящие больше остальных | Продвиньте самые дорогие продукты |
Почти потерянные клиенты | 3-1-1 | Не совершали покупки некоторое время, но покупали часто и тратили больше остальных | Агрессивные ценовые стимулы |
Потерянные клиенты | 4-1-1 | Не совершали покупки давно, но покупали часто и тратили больше остальных | Агрессивные ценовые стимулы |
Потерянные экономные клиенты | 4-4-4 | Не совершали покупки давно, покупали мало и тратили меньше остальных | Не прикладывайте много усилий к их возвращению |
Маркетинг лояльности, или Как добиться расположения клиентов?
Как провести RFM-анализ
Чтобы провести RFM-анализ, вам понадобятся данные о всех покупках, совершенных всеми клиентами. Это должен быть файл с информацией, обычно экспортируемый из вашего бухгалтерского ПО или транзакционной базы данных.
Шаг 1. Скачайте скрипты для RFM-анализа и файлы примеров с Githtub.
Шаг 2. Подготовьте файл CSV со всеми покупками или же используйте шаблон sample-orders.csv. Имена столбцов должны быть теми же.
order_date | order_id | customer | grand_total |
2016-01-01 | US-52653 | john | 40 |
2016-01-02 | US-52654 | mary | 70 |
… | … | … | … |
Шаг 3. Запустите скрипт RFM-analysis.py, находящийся в папке, куда вы поместили файл с данными. В скрипте есть три аргумента:
>python RFM-analysis.py -i sample-orders.csv -o rfm-segments.csv -d "2014-04-01"- Файл с данными (-i sample-orders.csv)
- Файл для вывода данных с RFM-сегментацией (-o rfm-segments.csv)
- Дата экспорта файла с данными (-d «YYYY-mm-dd”)
Это создаст RFM-сегменты в CSV-файле с названием rfm-segments.csv или иначе, а зависимости от того, что было задано вами с параметром –o.
Расшифровка результатов RFM-анализа
Клиент | Давность | Частота | Сумма | Сегмент RFM |
Мария Н. | 4 дня | 58 покупок | $2 869 | 1-1-1 |
Владимир У. | 50 дней | 1 покупка | $44 | 3-4-4 |
Екатерина А. | 47 дней | 2 покупки | $156 | 3-2-1 |
- Мария Н. принадлежит к сегменту «Лучшие покупатели», она совершала покупки совсем недавно (R=1), заказывает часто (F=1) и тратит много (M=1).
- Владимир У. практически попал в сегмент «Потерянные экономные клиенты», он не покупал довольно давно (R=3), покупал немного (F=4) и потратил мало (M=4).
- Екатерина А. относится к сегменту «Почти потерянные клиенты». Она не совершала покупки довольно давно (R=3), покупала довольно часто (F=2), но при этом она тратила очень много (M=1).
Эти простые шаги и есть сегментация клиентов. Теперь определите кого-нибудь прочесывать базу данных клиентов и выявлять наиболее важных для вашего бизнеса.
Или же создайте собственную настройку в сервисе Tableau, как ниже, чтобы визуализировать данные:
Выведите свой email-маркетинг на новый уровень путем RFM-сегментации
Теперь пришел черед email маркетинга. Ниже приводится пошаговый RFM-анализ:
1. Выберите RFM-сегмент, нужный вам (Лучшие клиенты, Почти потерянные клиенты, итд).
2. Решите как лучше всего поступить с данным RFM-сегментом
3. Определите задачу для данных email кампании и RFM-сегмента
4. Настройте отслеживание конверсии e-mail маркетинга
5. Создайте еще одну email версию, привзяанную к RFM-сегменту, нужному вам
6. Запустите кампанию по A/B-тестированию через email, когда контрольная группа получает обычную версию письма, а экспериментальная группа — письмо, выбранное согласно RFM-сегменту
7. Проанализируйте результаты и повторите — чаще то, что действует и реже то, что не действует
Сегментация и персонализация email-маркетинга: руководство для начинающих
Заключение
RFM является относительно простой техникой, с чьей помощью возможно существенно улучшить вашу маркетинговую деятельность.
Обновляйте RFM-сегментацию путем автоматизирования процесса, например, с помощью скрипта RFM-анализа. Лучше всего обновлять данные каждый день.
Высоких вам конверсий!
По материалам: joaocorreia.io, image source seorankvideo