История развития Facebook — своего рода ориентир для всех, стремящихся к бизнес-высотам. Успешная мировая экспансия социальной сети сделала Марка Цукерберга самым молодым миллиардером в истории.
А график, демонстрирующий рост аудитории Facebook за первые шесть лет, можно считать самостоятельным произведением искусства от мира стартапов:
Что общего у Марка Цукерберга, Александра Флеминга и Альберта Эйнштейна
Необходимо понимать, что Facebook «взлетел» не на пустом месте. Революция в сфере интернет-коммуникации имела прочный фундамент — научный метод.
Научный метод — это совокупность способов получения новых знаний в рамках той или иной науки. В этом смысле, совершенный Цукербергом переворот мало чем отличается от революций в области медицины (как открытие пенициллина) или физики (публикация теории относительности).
Facebook — не только результат озарений талантливого студента Гарвардского университета. Рождение соцсети лучше рассматривать как логическое продолжение многовекового развития систем коммуникации между людьми.
Эйнштейн и Флеминг, при всем уважении к ним, тоже не совершили свои открытия на пустом месте. Совершенные ими прорывы не стали бы возможны без той информационной базы, которую столетиями формировали другие исследователи.
Главное качество научного метода в том, что он позволяет оценить потенциал идеи до ее воплощения в жизнь.
Как применять научный подход в бизнесе?
Оптимизация бизнес-процессов с помощью научного метода предполагает ряд последовательных шагов.
Шаг первый: выдвижение гипотезы
Для начала, необходимо определиться с тем, какие вопросы для вас наиболее актуальны: каналы сбыта, целевая аудитория, позиционирование на рынке или, возможно, рекламная стратегия?
Затем следует выдвинуть гипотезу, которая в дальнейшем будет подвергнута проверке. Гипотеза может быть сформулирована, например, так: «Большинство наших потенциальных клиентов — студенты».
Шаг второй: предсказание
На данном этапе гипотеза развивается, из предположения делаются определенные выводы. В нашем примере это выглядит так: «Поскольку наша целевая аудитория состоит преимущественно из студентов, размещение рекламы в газетах и журналах будет малоэффективно».
Шаг третий: проверка
Сформированное на предыдущем этапе предсказание нужно проверить. К примеру, можно провести среди студентов опрос, чтобы выяснить, как часто они приобретают печатные издания и обращают ли внимание на рекламу в них.
Но прежде есть смысл проверить саму первоначальную гипотезу, то есть узнать, действительно ли студенты являются вашей основной целевой аудиторией.
Шаг четвертый: выводы
Если в ходе проверки гипотеза и предсказание найдут подтверждение, следует проанализировать всю собранную информацию и сделать выводы.
Если же будет выявлена ошибка, стоит сделать другое предсказание или выдвинуть новую гипотезу. Помните, в данном случае даже неверный шаг — это шаг к цели. Не бойтесь экспериментировать и ошибаться!
Лауреат Нобелевской премии по физике Ричард Фейнман (Richard Feynman) говорил:
«Если предположение не подтверждается экспериментом — оно ошибочно. В этом простом принципе вся суть науки. Не имеет значения, насколько красиво предположение; не имеет значения, насколько умен высказавший его человек — предположение, не подтвержденное экспериментом, ошибочно».
Как Facebook и HubSpot используют научный метод для достижения экспоненциального роста
Разобраться, за счет чего такие компании, как Facebook или HubSpot, добиваются взрывного роста, поможет довольно простая модель. Ее предложил известный венчурный инвестор Чамат Палихапития (Chamath Palihapitiya), в свое время занимавший пост вице-президента по развитию Facebook:
Здесь выделены три стадии:
A. Верхняя часть воронки конверсии. Источники трафика и коэффициент конверсии (Conversion Rate).
B. WOW-момент. Мгновение, когда пользователь понимает, что ваш продукт ему действительно необходим. Формирует ранний опыт и первое впечатление.
C. Главная ценность продукта. Момент, когда продукт начинает решать реальные проблемы пользователя.
Идея в том, что для устойчивого развития бизнеса необходимо уделять достаточное внимание каждой из трех стадий. Если продукт не хотят покупать, нет никакого смысла бороться за увеличение трафика. Точно так же, малоэффективно работать над качеством продукта при отсутствии грамотного лид-менеджмента.
А вот как видят идеальную систему роста в HubSpot:
Модель включает следующие шаги:
1. Генерация идей и гипотез
2. Приоритизация идей
3. Тестирование
4. Экспериментальное внедрение идей
5. Анализ результатов (заключительный этап применения научного метода)
6. Систематизация полученных данных
Наконец, рассмотрим модель «Бережливого стартапа» (The Lean Startup), предложенную Эриком Рисом (Eric Ries):
В основе данной модели лежит тот же цикл: выдвижение гипотез — проверка — анализ результатов. Конечная цель состоит в получении информации/знаний, которые впоследствии конвертируются в прибыль.
Отметим также, что важнейший инструмент в рамках «Бережливого стартапа» — создание минимально жизнеспособного продукта.
Заключение
Что общего у трех рассмотренных моделей развития? Каждая из них наглядно демонстрирует, что если вы стремитесь к экспоненциальному росту бизнеса, то должны постоянно пробовать новое, допускать ошибки и работать над ними. А затем делать новые попытки, еще на шаг приближающие к цели.
Высоких вам конверсий!
По материалам: practicoanalytics.com