33 года. Крохотный промежуток времени, если рассматривать его в рамках истории человеческой цивилизации. Но для развития компьютеров — это целая эпоха.
В этом году поклонники Apple отмечают 33-й день рождения первого графического пользовательского интерфейса (Graphical User Interface, GUI), ставшего доступным на массовом рынке вместе с первым компьютером Macintosh.
Выход Apple Macintosh в 1984 году ознаменовал начало нового этапа развития персональных компьютеров. И для Стива Джобса это было совершенно очевидно.
Однако другие люди в большинстве своем были не столь высокого мнения об идее заменить привычную командную строку на «какие-то картинки». Компьютер с графическим интерфейсом многими воспринимался как некий причудливый эксперимент: пусть интересный, но абсолютно бесперспективный. Некоторые и вовсе считали GUI своеобразной шуткой инженеров из Купертино.
Пресса против GUI
Описания технологии GUI, появлявшиеся в то время в прессе, наглядно демонстрируют нам, что будущее графического интерфейса даже экспертам представлялось весьма туманным.
Крис Гойенс: «"Иконкомания" может оказаться палкой о двух концах»
Крис Гойенс (Chrys Goyens), например, спустя два года после выхода Apple Macintosh продолжал относиться к новому веянию с изрядной долей скепсиса. «Иконкомания» (термин, введенный Гойенсом для обозначения экспансии GUI), по мнению эксперта, могла оказаться просто результатом хорошей работы маркетологов Apple.
С точки зрения функционала, считал Крис Гойенс, графический интерфейс не имел каких-либо значительных преимуществ по сравнению со старой доброй командной строкой.
В 1990 году в Нью-Йорк Таймс была опубликована статья «The Computers That Mimic a Desk» («Компьютеры, которые имитируют стол»), снабженная такой иллюстрацией:
В том же году преподаватель Марсия Халио (Marcia Halio) из Делавэрского университета выпустила работу «Student Writing: Can the Machine Maim the Message». В ней Халио предположила, что использование Apple Macintosh вместо традиционных компьютеров IBM с командной строкой отрицательно сказывается на качестве студенческих работ.
Впоследствии газета San Jose Mercury News из родной для корпорации Apple Калифорнии поместила на своих страницах статью, в которой приводились следующие слова Марсии Халио:
«За все 12 лет преподавательской практики я не припомню, чтобы работы студентов выглядели так неаккуратно».
Халио также высказала мнение, что предоставить студенту Macintosh — все равно что подарить подростку спортивный автомобиль. По мнению журналистов Mercury News, графический интерфейс значительно облегчал студентам задачу, в результате чего учащиеся практически не задействовали собственный творческий потенциал.
Вскоре последовала ответная реакция Apple. В компании заявили, что высказанные в статье предположения не имеют научных оснований и не подтверждены серьезными исследованиями. Многие представители академической среды встали на сторону Apple. Итогом стал материал, размещенный в журнале Computers and Composition. В нем было выражено общее мнение, согласно которому многочисленные методологические ошибки, допущенные Халио, делают ее утверждения весьма сомнительными.
Прорыв графического интерфейса на рынок
Статья в Computers and Compositions позволила привлечь внимание не только преподавателей, но также и администраторов, отвечающих за приобретение компьютерного оборудования для университетов. Таким образом, Apple удалось одержать важную победу в битве за покупателя.
А Стив Джобс оказался совершенно прав — вопреки мнению многих экспертов, графический интерфейс вскоре стал новым стандартом для персональных компьютеров. Спустя некоторое время похожая ситуация возникла при выходе iPhone. Далеко не все верили в успех этого гаджета, в конечном итоге оказавшегося по-настоящему революционным.
Новый рубеж — голосовое управление. Разумеется, скептики уже успели появиться и здесь.
Высоких вам конверсий!
По материалам: timeline.com