Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Стартапы и гроуз хакинг >
  4. 6 универсальных бизнес-уроков, которые может преподать Scrum

6 универсальных бизнес-уроков, которые может преподать Scrum

6 универсальных бизнес-уроков, которые может преподать Scrum

Знатоки регби расскажут вам (если вы не один из них, конечно), что скрам — это один из самых захватывающих моментов матча. По восемь человек от каждой команды, выстроившись в три линии и обхватив друг друга руками, смыкаются с командой соперника и ждут сигнала, чтобы попытаться завладеть мячом и забить гол.

Но скрам — не только элемент игры, но еще и довольно популярный фреймворк, на практике воплощающий все прелести Agile-принципов при разработке продуктов.

Что может быть общего у довольно грубой спортивной игры и проект-менеджмента?

Скрам (Scrum) как фреймворк управления проектами появился довольно давно, поэтому большинство предпринимателей в большей или меньшей степени знакомы с этим термином. Сегодня Scrum воспринимается в качестве панацеи от всех бед, и многие, кто интегрировал его в свою модель менеджмента, становятся чуть ли не одержимыми его эффективностью. Но может статься, что это очередной модный стиль управления, который хоть и обещает решить все существующие проблемы, но потеряет популярность после нескольких лет и будет заменен на что-то другое, столь же революционное и новаторское.

Карина Даффи (Carina Duffy), консультант по inbound-маркетингу сервиса IMPACT, имплементировала Scrum в маркетинговый отдел по обслуживанию клиентов компании и готова поделиться своим опытом и соображениями в отношении этого фреймворка.

Что такое скрам?

Scrum был разработан Кеном Швабером (Ken Schwaber) и Джеффом Сазерлендом (Jeff Sutherland) в 90-х годах прошлого века и представляет собой особый подход к управлению сложными проектами.

Создатели фреймворка использовали его для управления проектами по разработке программного обеспечения, затем изложили свой опыт на бумаге, что в итоге и привело к написанию книг и разработке обучающих программ.

Наименование было заимствовано из регби, поскольку сам стиль управления предполагает такое же объединение кросс-функциональных команд для решения конкретных задач. Хотя Scrum изначально создавался для проектов по разработке ПО, с момента своего появления он нашел применение в самых разных областях: от производства автомобилей до маркетинга.

Если хотите познакомиться с этим подходом ближе, вы можете найти массу информации в интернете, либо обратиться к первоисточнику — книге Джеффа Сазерленда «Scrum. Революционный метод управления проектами» (Scrum: The Art of Doing Twice the Work in Half the Time).

Чему может научить Scrum? Читайте ниже.

1. Вам не обязательно планировать каждую мелочь до начала работы

Традиционная модель управления проектами, она же каскадная модель (waterfall model), кажется очень упорядоченной. Вы тратите все время, что у вас есть, на составление плана, перечня действий, которые нужно совершить для завершения проекта. Вы планируете каждый этап и определяете, сколько времени каждый из них займет.

Единственная проблема — далеко не всегда этим планам суждено сбыться или привести вас к удовлетворительному результату. Ответьте на простой вопрос: как часто работа над проектом идет по ранее намеченному плану? Как правило, никогда. Обычно, когда что-то начинает идти не так, первоначальный план кардинально меняется, либо просто откладывается в сторону. При этом время, что вы его разрабатывали, оказывается потраченным впустую.

С такими ситуациями нередко сталкиваются маркетинговые подразделения компаний.
Маркетологи дотошно расписывают каждый аспект своей деятельности на несколько месяцев вперед и пребывают в обманчивой уверенности, что все под контролем.

Однако по истечению времени все больше и больше вещей выбиваются из плана: к примеру, клиент может изменить свои приоритеты и ухватиться за возможность сделать что-то более для него выгодное. Все, что было отмечено в плане, становится бесполезным, и все приходится начинать с чистого листа. Scrum и отличается тем, что в этот фреймворк уже встроено ожидание непредвиденного.

В любой день может представиться возможность сделать разворот к чему-то более ценному и важному, и изменение плана в этом случае воспринимается не как неудобство, а как что-то естественное и нормальное. Звучит здорово, правда?

Понимание того, что всегда может случиться нечто неожиданное, позволяет маркетинговому подразделению быстро и эффективно менять планы и экономить кучу времени, прежде уходящего на планирование.

2. Проблемы решают усилия команды, а не методы, которые вы используете

Очень часто, решив начать работу по новому алгоритму или свежеиспеченной методологии, мы впадаем в эйфорию убежденности, что теперь нам нипочем никакая преграда.

Как только Scrum стал широко известен, многие люди, готовящиеся внедрить эту модель в свой бизнес, сочли, что «со Scrum теперь это не будет проблемой» или «когда мы начнем использовать Scrum, этой проблемы не возникнет». Конечно, это не так. Scrum не избавит вас от проблем или процессов, которые протекают не совсем гладко; но Scrum поможет решать эти проблемы быстро и эффективно, научит действовать как единая команда.

Любая проблема является проблемой всего рабочего коллектива, и именно он должен решать ее. Это вновь возвращает нас к метафоре с регби: во время скрама каждый игрок, независимо от его роли на поле, объединяется с другими и, действуя сообща, стремится достичь общей цели.

Scrum предлагает вам структуру деятельности, согласно которой возможно проводить постоянные улучшения. Одна из составляющих такой структуры — еженедельные или ежедневные совещания, летучки. Главная задача подобных собраний — ответить на следующие вопросы: «Что мы сделали хорошо?», «Что мы могли бы улучшить?», «Какие действия нам предпринять, чтобы решить эту проблему?».

Проблема в считанные секунды становится личным делом каждого, она рассматривается сразу с нескольких углов зрения, и весь коллектив принимает участие в поиске наиболее эффективного решения. Это прекрасно!

Когда вы и вся ваша команда возьмете на себя ответственность за все, что происходит в ходе разработки, у каждого появится возможность проявить себя в поиске решения. Любое препятствие можно преодолеть, если работать плечом к плечу.

3. Уделяя небольшое количество времени на общение, вы экономите его в долгосрочной перспективе

Одним из основных ритуалов Scrum являются ежедневные планерки. Вся команда собирается вместе на 15 минут, и каждый докладывает:

  • что он сделал за вчерашний день;
  • чем он собирается заниматься сегодня;
  • с какими препятствиями он столкнулся в процессе решения задачи.

Вы можете задастся вопросом: собираться каждое утро — не слишком ли это много?

Правильный ответ: нет.

Ежедневные летучки эффективны по нескольким причинам. Во-первых, они позволяют всей команде оставаться в одной плоскости с тем, над чем в данный момент ведется работа. Во-вторых, каждый член команды видит, с какими трудностями столкнулись его коллеги, и может помочь им.

Наконец, эти летучки позволяют отследить прогресс и донести до каждого, что от него требуется для оптимального результата команды.

В долгосрочной перспективе эти собрания экономят время. 75 минут в неделю — это ничто по сравнению с теми часами кропотливой работы, необходимость в которой отпала бы, общайся коллеги друг с другом побольше.

4. Многозадачность хороша не всегда

Способность работать над несколькими задачами одновременно часто рассматривается как благо — но только не в scrum-коллективах. Существует множество исследований, результаты которых свидетельствуют об одном: мультитаскинг не позволит вам сделать больше.

Согласно методологии Scrum, вы работаете над одной задачей до тех пор, пока не выполните ее и не отправите на суд другому члену команды.

Если кто-то работает над задачей, которая зависит от ваших действий, это станет дополнительным стимулом к тому, чтобы вы закончили свою часть работы как можно быстрее и позволили людям двигаться дальше.

5. Ваш успех — успех всей команды. Все или ничего

Scrum — про командную работу. И не важно, как много вы сделали за эту неделю, если ваши коллеги сделали совсем немного. Вы добиваетесь успеха и терпите поражения вместе со всеми. Хотя это кажется довольно неприятным, но данное обстоятельство мотивирует каждого выкладываться по максимуму.

То есть, если, к примеру, на прошлой неделе коллектив сработал очень хорошо, но вы лично не приложили к этому сколь-нибудь весомых усилий, это вовсе не значит, что неделя была непродуктивной. С позиции традиционного управления проектами это было бы рассмотрено как неудача, но для Scrum важен общий результат, результат, достигнутый в контексте всей команды. Даже если вы сделали за неделю меньше, чем обычно, вероятно, вы внесли вклад в общее дело как-то по-другому.

Это обстоятельство мотивирует решать не только проблемы подотчетного вам поля задач, но и курировать другие области, в которых вы можете оказаться полезным.

6. Не начинайте работу, которую не сможете закончить

Это самое сложное.

Вы когда-нибудь начинали работу над какой-либо задачей и на половине пути понимали, что у вас нет всего необходимого, чтобы ее закончить, или же вы не можете ее закончить, пока не будут завершены работы на предыдущем этапе?

Работа может пребывать в статусе невыполненной бесконечно долго, и это замедлит не только вас, но и весь процесс разработки. Чтобы не допустить этого, Scrum предполагает использование такого критерия, как Acceptance Criteria (критерий приемки), по которому можно точно определить, что необходимо выполнить, чтобы задача могла считаться закрытой.

Если задача не проходит по этому критерию и вы понимаете, что для ее выполнения вы не обладаете всем необходимым, вы просто не начинаете ее.

Заключение

Использование Scrum дает много преимуществ — от увеличения производительности до улучшения внутригрупповой коммуникации. Можно с уверенностью сказать, что этот фреймворк однозначно сделает вашу команду лучше сразу на нескольких уровнях, а именно:

1. Возрастет прозрачность работы с клиентами

Согласно Scrum, к каждому спринту (рабочей неделе) готовится список того, что будет сделано для каждого клиента, а затем этот перечень доводится до него самого. Если в середине недели клиент захочет скорректировать план и обратить внимание компании на что-то еще, новая задача будет аккуратно встроена в перечень текущих, определив новый порядок приоритетности. Это позволит клиентам точно знать, над чем команда работает в текущий момент.

2. Повысится уровень внутригрупповой коммуникации и сотрудничества

Невозможно не наладить контакт между сотрудниками, если они вынуждены встречаться каждый день и докладывать друг другу о прогрессе в своей работе. Ретроспективный анализ каждого спринта помогает решить любые проблемы и быть уверенным, что они не произойдут вновь. Ежедневные встречи также удерживают команду в одном деятельностном потоке.

3. Меньше стресса!

Маловероятно, чтобы какая-либо другая методология управления позволила полностью исключить стресс, но Scrum реально уменьшает уровень напряженности в коллективе. В знании того, что и к какому времени вам нужно сделать, есть что-то успокаивающее. Это не значит, что вы перестанете нервничать вовсе, но эта система управления проектами доставит куда меньше хлопот.

4. Повысится индивидуальная и общекомандная скорость выполнения задач

Рабочие группы, перешедшие на Scrum, отмечают, что скорость выполнения задач как отдельных сотрудников, так и всей команды повысилась. Неудивительно, что люди стали лучше работать в команде, но ведь скорость повышается и у каждого в отдельности.

5. Выше мораль!

Scrum — не просто набор каких-то разрозненных принципов, но особый образ мышления, и это мышление заставляет вас работать лучше и быстрее. Вот почему в scrum-коллективах более ответственно относятся к тому, что делают они и что делают другие.

Это всего лишь несколько преимуществ, которые подарит Scrum. Если вам есть что добавить, пишите в комментариях.

Высоких вам конверсий! 

По материалам: impactbnd.com. Источник картинки: Leonardo Gaitán Zuluaga

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Центр рекламных бюджетов". ИНН:5902052888, КПП:590201001, ОГРН: 1195958009730, Пермь, ул. Окулова, д. 75 к. 8 офис 501Б

ООО «Центр рекламных бюджетов» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний