Первым шагом к построению успешной компании является создание стоящего продукта. Но как понять, на каком этапе развития стартапа ваш сервис или приложение можно считать таковым? В сегодняшней статье мы рассмотрим эту тему более подробно.
На ранних стадиях предприниматели стимулируют рост компании, вкладывая деньги в рекламу и маркетинг, и зачастую делают неверные выводы о качестве своего продукта. Но по мере расширения бизнеса поддерживать такие темпы роста без органического продвижения («сарафанное радио») становится значительно сложнее. Чтобы справиться с этой проблемой, компании могут использовать самые разные методики, однако чаще всего они действуют по одному из приведенных ниже сценариев:
- Делают шаг назад, чтобы понять, что конкретно не работает в их продукте, и совершают смену курса (pivot) или возвращаются к исходной точке, если это необходимо.
- Поддерживают такие же темпы роста, ставят более агрессивные цели маркетинговой команде и отделу продаж.
Эндрю Чен (Andrew Chen), аналитик из отдела развития Uber, в очередной раз подчеркивает то, что без отличного продукта рост невозможен.
«Если ваш продукт работает неидеально, но вы все равно ставите перед собой агрессивные цели, в конечном счете это ни к чему не приведет. Даже если вы достигните нужных показателей, они будут нереальны. Вы потратите кучу денег, чтобы справиться с этой задачей. Но какой смысл привлекать всех этих пользователей, если они уйдут, как только увидят ваш продукт?»
И он не одинок в своем мнении. По словам Билла Макайтиса, легендарного директора по маркетингу из Slack, отталкиваясь от краткосрочных метрик, маркетологи и продавцы начинают форсировать события и попросту отпугивают людей таким отношением.
Это особенно важно для стартапов посевного раунда, которые не знают, как себя следует позиционировать в серии А — акцентируя внимание на продукте или на росте.
По мнению известного инвестора, Роба Гоу (Rob Go), когда стартапы фокусируются исключительно на росте, они жертвуют слишком многим в его пользу:
«Вы можете творить невообразимые вещи ради привлечения клиентов. Вы можете создавать массу материалов для вашего сервиса вручную, вместо того чтобы уделять больше времени и средств разработке программного обеспечения. Скорее всего, вы будете принимать решения, нацеленные на рост, даже если они будут негативно сказываться на общей прибыли».
«Успех стартапа определяется по росту, но быстрый рост не является первым шагом к построению успешной компании»
Не спешите
Разумеется, в первые дни существования бизнеса вы должны активно привлекать клиентов, которые будут использовать ваш продукт и помогут вам лучше понять потребности вашей целевой аудитории. Кроме того, вам не следует забывать и о маркетинге. Многие основатели признавались, что причиной провала их стартапа было именно отсутствие продуманной маркетинговой стратегии.
В своем бестселлере «Traction» создатель поисковой системы DuckDuckGo Габриэл Вайнберг (Gabriel Weinberg) ссылается на «правило 50%» и предлагает уделять продукту и его продвижению равноценное количество времени. Следовательно, проблема здесь заключается не в самом росте, а в том, что предприниматели фокусируются на нем слишком рано.
Не бойтесь начать заново
Airbnb потребовалась почти 1000 дней, чтобы создать продукт, который полюбят люди. С тех пор темпы их органического роста за счет «сарафанного радио» были просто феноменальны. Slack, известный сегодня как один из самых быстрорастущих стартапов, начинал с игр, разрабатывал их 4 года, потерпел неудачу в области гейминга, перешел со всей своей командой в сферу коммуникаций, приступил к созданию мессенджера в конце 2012 года, и только в августе 2013 запустил его в тестовом режиме.
Молодые компании с легкостью забывают о том, что разработка классного сервиса отнимает много времени, и пытаются как можно быстрее нанять отличных специалистов, чтобы достичь результатов. А ведь, для начала, они могли бы оценить потенциал своего продукта по некоторым метрикам.
Большинство стартапов используют в качестве главного показателя лояльности аудитории индекс приверженности Net Promoter Score. Slack, в свою очередь, акцентирует внимание на метрике удовлетворенности клиентов (customer satisfaction).
Как Сэм Алтмен (Sam Altman), сооснователь и генеральный директор компании Loopt, подытожил в одном из своих недавних постов:
«Успех стартапа определяется по росту, но быстрый рост не является первым шагом к построению успешной компании. Если вы сосредоточитесь на развитии бизнеса, так и не создав продукт, который понравится людям, то вероятнее всего, обречете себя на провал.
Если вы уже формируете компанию вокруг посредственного продукта, доработайте его сейчас. Не старайтесь решить эту проблему за счет денежных вложений — в конечном счете вы ничего не добьетесь, а ожидания инвесторов только возрастут. Если же вы только начинаете свой бизнес-путь, сосредоточьтесь на разработке продукта, который действительно полюбят ваши пользователи. В случае успеха они будут активно рекомендовать его друзьям и родственникам».
Делайте бизнес на основе данных!
По материалам: medium.com,