Мобильные приложения для обмена сообщениями продолжают покорять Интернет. На данный момент они уже охватывают больше пользователей, чем социальные сети, и учитывая падение цен на мобильные устройства и данные, в ближайшее время их рост определенно не замедлится.
Топовые мессенджеры привлекают сотни миллионов активных пользователей ежемесячно и позволяют своим клиентам делать намного больше, чем просто обмениваться сообщениями. Люди все чаще используют чат-приложения, чтобы связываться с брендами и магазинами в целях покупки продуктов или услуг. Такие сервисы, как WeChat и Line, начинают монетизировать свою пользовательскую базу и тем самым показывают коммерческий потенциал чатов.
Компании, занимающиеся разработкой мессенджеров, сталкиваются с весьма непростой задачей — им нужно не только побудить людей к использованию приложения, но и позаботиться о том, чтобы те посоветовали его своим друзьям. Поскольку большинство людей уже знают, как общаться в чате, onboarding-процесс в данном случае сосредоточен не на основном функционале, а на уменьшении трения при регистрации и вовлечении.
В этой статье мы посмотрим, как 5 самых популярных чат-приложений подходят к своему онбордингу, чтобы побуждать новых пользователей к взаимодействию и удерживать их в течение длительного периода.
Line
Завоевав огромную популярность в Японии, Line начал искать возможности для международной экспансии с целью получения статуса публичной компании. Хотя в 2015 году аудитория Line насчитывала более 700 000 000 активных пользователей, многие эксперты опасались, что мессенджер достиг своего пикового роста уже в 2016-ом, когда организация готовилась стать публичной.
Пересмотр onboarding-схемы был одним из шагов, которые Line предпринимали для улучшения продукта, что в итоге привело к успешному IPO.
Как Line адаптируют новых пользователей?
- У Line есть тур по продукту, но его можно пропустить в любой момент: приложение обучает новичков, но позволяет опытным пользователям игнорировать руководство.
- С регистрацией через Facebook добавлять информацию стало очень просто: такая форма «подтягивает» имя клиента и аватар, а это помогает ему быстрее заполнить профиль и сделать приложение частью своей повседневной жизни. Благодаря такому подходу Line также могут получить доступ к дополнительным сведениям о пользователях.
- Опции добавления друзей и публичности профиля выбраны предварительно: Line подталкивают клиентов к желаемому поведению, пользуясь так называемым «отклонением в сторону статуса-кво» (status quo bias) — они знают, что люди с большей вероятностью согласятся с предварительным выбором, нежели заменят его чем-то другим.
Facebook Messenger
Facebook хочет воспользоваться своей лидирующей позицией в соцмедиа сегменте, чтобы охватить рынок мобильных мессенджеров.
Цель команды Messenger’а заключается в том, чтобы сделать его платформой, где люди смогут создавать и интегрировать приложения. Этому сервису нужна огромная пользовательская база, чтобы побудить больше разработчиков к использованию их открытого API. Кроме того, Messenger позволит людям связываться с брендами — его пользователи уже могут заказывать Uber прямо в приложении.
Как Facebook Messenger адаптирует новых пользователей?
- Вы можете зарегистрироваться при наличии Facebook аккаунта и без него: компания хочет сделать Messenger отдельным продуктом.
- Приложение сразу предоставляет ценность: в нем очень осторожно объясняется, почему оно должно проверить ваш номер, получить доступ к вашему списку контактов и т. д.
- Вы не можете пропустить этап импортирования контактов: это несколько рискованный ход, так как он может отпугнуть некоторых пользователей, однако для успеха Messenger этот шаг имеет огромное значение.
- Messenger хочет охватить все ваши текстовые сообщения: они хотят сделать это приложение основным для всех типов ваших сообщений — от переписки на Facebook с друзьями до общения с родными по дороге домой с работы.
WhatsApp — одно из тех приложений, которые бросают вызов всем ожиданиям. Ему удалось собрать потрясающую пользовательскую базу (более 1 000 000 000 человек), даже несмотря на то, что onboarding-схема здесь является очень условной и проводит новых клиентов к основной ценности всего за несколько шагов.
Как WhatsApp адаптирует новых пользователей?
- Хорошо продуманные правовые моменты: WhatsApp не перегружает своих новых клиентов правовыми и технологическими терминами на начальном экране.
- Мощное, ориентированное на ценность, объяснение того, зачем им требуется доступ к данным: на каждом этапе приложение отлично поясняет пользователям, почему ему нужно получить доступ к контактам, фотографиям и SMS.
- WhatsApp использует SMS для упрощения проверки телефонов: SMS упрощают процесс верификации, а благодаря тому, что приложение автоматически находит сообщения, пользователям не нужно копаться в телефоне. Автоматизация данного шага гарантирует, что людям никогда не придется покидать сервис во время обучения. Это сводит к минимуму вероятность того, что клиенты отвлекутся на что-то в своем девайсе и забудут завершить регистрацию.
- Хорошо проработанные опции повторной отправки SMS и подтверждения через звонок: таймер обратного отсчета рядом с каждой опцией показывает, сколько времени вам потребуется, чтобы получить ваш уникальный код.
Viber
Viber частенько упускают из виду, хотя клиентская база этого приложения уже насчитывает более 800 000 000 пользователей. Оно не только помогает людям связываться с брендами, но также предлагает им создавать публичные аккаунты и переписываться в «секретных чатах». Viber был приобретен японским eCommerce-гигантом Rakuten за $900 000 000 в 2014 году.
Как Viber адаптирует новых пользователей?
- Все запросы на разрешения сгруппированы в самом начале: это довольно рискованный шаг, так как приложение запрашивает у пользователя много информации до того, как он ощутит на себе его пользу. Тем не менее, как только человек справляется с данным этапом, все сложности onboarding-процесса для него заканчиваются.
- Простой процесс подтверждения телефона: на каждом экране очень четко показано, что должно произойти дальше, и нужно ли пользователю делать что-либо.
- Как только вы создаете профиль, Viber предлагает вам добавить 4 друзей, которые уже используют приложение. Исследования показали, что люди могут одновременно воспринимать до четырех объектов. Viber пользуется этим преимуществом, демонстрируя клиентам ограниченное количество опций, чтобы повысить вероятность того, что они начнут общаться в этом мессенджере.
WeChat — это, пожалуй, самый успешный пример мессенджера, который берут за основу многие другие бренды (включая Facebook). WeChat не только привлекает много пользователей — приложение близится к 1 000 000 000 ежемесячных активных аккаунтов — но и позволяет им совершать оффлайн-покупки. Как результат, сегодня более 200 000 000 человек используют WeChat для покупок в онлайн-магазинах и обычных торговых точках, благодаря чему средний доход на клиента здесь увеличился до $7.
Как WeChat адаптируют новых пользователей
- Инструкции приходят в сообщении: весьма спорная методика для onboarding-процесса — в основном потому, что сообщения слишком длинные — но такой формат обучает пользователей практическим образом. Когда человек получает сообщение, которое подталкивает его к первому входу в систему, он может сразу же начать использовать WeChat.
- Найдите кого-то, с кем можно пообщаться, прямо сейчас: после регистрации всплывающая подсказка побуждает пользователей добавлять друзей. Пользователи WeChat могут искать людей, находящихся поблизости. Кроме того, за счет функции «Shake» они могут встряхнуть свое устройство и связаться с делающими в этот момент то же самое.
- Начните использовать WeChat незамедлительно: разрешив пользователям подключаться к другим участникам сообщества сразу же, WeChat снижает вероятность того, что они закроют приложение, прежде чем обнаружат его главную ценность.
Делайте бизнес на основе данных!
По материалам: appcues.com