Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Копирайтинг >
  4. Фактчекинг: зачем проверять факты и как это делать?

Фактчекинг: зачем проверять факты и как это делать?

Что вы делаете перед тем, как создать описание к продукту на лендинге, запостить пост в блог или разместить новость на сайте? Вероятно, вы просматриваете текст в поиске опечаток или отправляете редактору на проверку, а затем публикуете или отправляете заказчику. Но проверяете ли вы информацию, чтобы обеспечить ее достоверность и точность?

Если нет, то пришло время начать это делать.

Содержание

Что такое фактчекинг?
Кризис доверия
Что может пойти не так?
Простые действия для лучшего фактчекинга
Уменьшение риска

Что такое фактчекинг?

Фактчекинг (от англ. «проверка фактов») — это процесс проверки фактических данных, встречающихся в тексте и не являющихся вымышленными, для определения их достоверности и правильности. Проверка фактов может проводиться как до, так и после публикации и распространения текста.

Предварительная проверка фактов осуществляется до публикации и заключается в устранении опечаток, неточностей, спорных данных. Эта процедура помогает избежать серьезных проблем в будущем, например, судебных разбирательств. Проверка фактов после публикации приводит к публикации дополнительного материала с указанием неточностей или опровержения неверных данных.

Исследования влияния фактчекинга ведутся относительно недавно. Однако полученные результаты показывают, что проверка фактов действительно способна помочь избежать распространения неверных представлений в обществе. 

Что такое фактчекинг?

По всему миру действует более 100 независимых организаций, осуществляющих проверку фактов. The Reporters` Lab из Университета Дьюка в США ведет их учет, используя следующие критерии для внесения той или иной организации в свой список:

  • изучает факты всесторонне;
  • анализирует претензии и делает выводы;
  • отслеживает политические обещания;
  • прозрачна в выборе методов и источников информации;
  • раскрывает финансирование/связи;
  • считает своей основной миссией новости и достоверную информацию.

Есть несколько книг, посвященных фактчекингу. Так, Сара Харрисон Смит (Sarah Harrison Smith), возглавляющая отдел проверки фактов в The New York Times, написала книгу «Библия фактов: как представить их правильно» («The Fact Checker`s Bible: A Guide to Getting It Right»), представляющей собой практическое руководство по фактчекингу.

Джим Файнгал (Jim Fingal) в соавторстве с Джоном Д`Агата (Jonh D`Agata) опубликовали книгу «Цикл жизни факта» («The Lifespan of a Fact»), также посвященную искусству проверки фактов.

Кризис доверия

Сегодня фактчекинг важен как никогда раньше. Кризис доверия потребителей, вызванный отчасти экономическим кризисом 2008 года, недоверием к политикам и корпорациям и огромным объемом информации, доступной в интернете, сейчас в самом разгаре.

Потребители скептически относятся к любому бизнесу и, выбирая, куда потратить деньги, скорее отдадут предпочтение компании, чье предложение честное, прозрачное и целостное. Даже несколько неточных фактов может стать причиной недоверия. И наоборот, вы сможете выстроить доверительные отношения, предоставляя достоверную информацию. Это будет выделять вас на рынке.

Кризис доверия

Что может пойти не так?

Итак, вы хотите включить несколько фактов в свой текст, но вам необходимо их проверить. Как, собственно, происходит фактчекинг? Вы уже провели исследование, чтобы написать статью или опубликовать материал на посадочной странице, так что проверить несколько фактов — несложное дело.

Однако в этом процессе кое-что может пойти не так, а именно:

  • Опечатки. Если вы хоть раз в жизни быстро набирали текст электронного письма, вы знаете, как часто встречаются опечатки и как легко они могут испортить ваше сообщение. Неверная цифра или формулировка, которая меняет смысл вашего послания, может сделать ваш текст некомпетентным.
  • Приписывание. Вы также можете исказить чужую цитату. Особенно если используете информацию из отраслевого новостного издания, а не обращаетесь к первоисточнику.
  • Ненадежные исследования. Вы можете указать правильную информацию, но ее источник может оказаться ненадежным, а данные — недействительными. Следовательно, рекомендуется всегда проверять информацию в разных источниках.
  • Спорные доказательства. То, что какой-то факт в одном источнике кажется вам истинным, не означает, что он универсальный и единственно верный. Более современный источник может оспаривать исходную информацию или полностью отрицать ее, будь то простое недоразумение или нелепое предположение (как предположение о том, что коровы чувствуют магнитное поле Земли).
Что может пойти не так?

Простые действия для лучшего фактчекинга

Процесс проверки прост: дважды проверьте факты, цифры, данные и статистику в своем тексте, чтобы убедиться, что они точны. Но если вы хотите быть основательными и предотвратить большую часть потенциальных проблем до их возникновения, выполните следующие действия:

  1. Знайте свои слабые места. Изучите ключевые и уязвимые места вашей статьи. Немногие люди, если они в принципе будут, позвонят вам, чтобы обсудить ваше личное мнение или общее заявление. А вот даты, цифры, цитаты и конкретные факты требуют убедительных доказательств, а следовательно должны быть дополнительно изучены.
  2. Проверяйте свои источники. Проверьте подлинность источника для каждого факта, который вы цитируете. Как давно этот источник существует? Считается ли он экспертным? Он официальный? Объективный? Если ваш источник недостаточно надежный, вам нужно провести повторную проверку, чтобы убедиться, что все факты верны.
  3. Проверьте другие источники. Даже если вы доверяете своему основному источнику, постарайтесь найти другой источник, который подтвердит ваши данные. Это хороший способ убедиться в точности информации или найти противоречивые факты, которые вы сможете использовать для создания более сильного контента.
  4. Обращайтесь к сайтам проверки фактов. Если вы работаете с новой информацией или если ваши факты выглядят сомнительно, посмотрите, можете ли вы их проверить на сайтах проверки фактов, таких как Factcheck. org или Snopes. com. Эти независимые сайты проводят проверку фактов и выделяют часто встречающиеся истории, чтобы доказать или разоблачить их для аудитории.
  5. Обратитесь к эксперту (или к двум). Если у вас еще есть проблемы с фактами или в вашем тексте есть информация, которая может быть оспорена, постарайтесь связаться с экспертами в этой области. Они должны прояснить факты и дать четкий ответ или по крайней мере некоторые точки зрения на то, что действительно происходит.
Простые действия для лучшего фактчекинга

Уменьшение риска

Даже при самой тщательной проверке фактов иногда можно пропустить маленькую деталь. Но есть стратегии, которые позволят снизить риск потерять лицо перед вашими клиентами:

  • Обращайтесь к первоисточнику и цитируйте его. Не используйте вторичные источники. Ищите первоисточник и ссылайтесь на него. Если люди захотят проверить факт, они обратятся к исходному источнику.
  • Не бойтесь споров. Иногда вам придется обращаться к сферам, в которых факты неоднозначны. Когда вы это сделаете, не бойтесь признавать, что теория спорная. Выявите несоответствия в исследовании и докажите, что единого мнения по этому вопросу нет.
  • При необходимости допускайте неопределенность. Если вы провели исследование, но недостаточно уверены в том, какой точки зрения придерживаться, признайтесь в этом. Люди будут уважать вас больше, если вы честно скажите «я не знаю», а не сделаете предположение, которое окажется неверным. 
Уменьшение риска

Вы не обязаны быть идеальным, но должны сделать все, что в ваших силах, чтобы предоставить лучшую информацию своей аудитории. Если вы будете последовательны в этом, вам удастся вызвать доверие к бренду и избежать возможных проблем с рекламой.

Высоких вам конверсий!

По материалам: forbes.com.

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Центр рекламных бюджетов". ИНН:5902052888, КПП:590201001, ОГРН: 1195958009730, Пермь, ул. Окулова, д. 75 к. 8 офис 501Б

ООО «Центр рекламных бюджетов» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний