Коливинг — новый тренд жилой недвижимости, набирающий популярность по всему миру. Клиентов привлекает низкая стоимость квадратного метра и свобода передвижений, а инвесторов — ожидаемая прибыль. Подробно разбираем, сколько можно заработать на коливинге и как начать свой бизнес.
Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.
Содержание статьи
Выбор места
Выбор жильцов
Выбор объектов
Выбор типа коливинга
Ценообразование
Маркетинг
Что такое коливинг?
Коливинг (от англ. co-living) — это современный аналог коммунального жилья, в котором у каждого жильца есть уютное, личное пространство, и нет обязательств. Фактически, это микс коворкинга и квартиры — особое пространство для миллениалов и зумеров, где они могут жить, работать и знакомиться с разными людьми.
Коливингом могут называть дом или целый квартал со всем необходимым для комфортной жизни. Там есть обустроенные зоны для работы и отдыха, уютные кафешки, доставка еды и клининговая служба, услуги которой входят в арендную плату.
В коливинге нет ничего лишнего. Только то, что действительно нужно для удобства.
Изображение: medium
Перспективы в мире и России
К концу 2020 года в мире существовало около 4 000 объектов, рассчитанных на 3 300 000 человек. Большинство из них в Китае — коливинги стали предпочтительным выбором жилья для миллениалов и молодого поколения зумеров от 18 до 28 лет.
В России коливинг только зарождается — в Москве и Санкт-Петербурге работает несколько объектов. Например, сеть колливинг-отелей капсульного типа Log Inn или фаундер проект «Квартиры Друзей».
Изображение: loginn24.ru
Пока коливинг в России больше похож на коммунальное жилье и малогабаритные хостелы. В них отбирают жильцов по интересам или образу жизни. Но в следующем году рынок изменится. В Москве запланирован запуск коливингового многофункционального комплекса AFI Tower — первого небоскреба с ковилинговыми квартирами, а в Санкт-Петербурге — три башни в кондо-формате в 26 этажей. Для обоих проектов привлекают частные инвестиции.
AFI Tower и проект компании Becar Asset Management будут максимально приближены к стандартам коливинга:
- Жильцы смогут арендовать жилье только на длительный срок — от 1 месяца.
- Каждый постоялец будет жить в отдельной комнате.
- Все общественные зоны приспособлены для совместного использования.
- В каждом доме есть комьюнити-менеджер.
- Планируется проведение групповых мероприятий или тренингов.
- Жильцов будут заселять по нескольким параметрам — полу, профессии, интересам и т. д.
Преимущества коливинга
Коливинг — это специфическое жильё, рассчитанное на молодежную аудиторию без детей и постоянных партнеров. Такие люди с легкостью меняют место жительства и продвигают принципы разумного потребления. Легко знакомятся с другими людьми и находят единомышленников.
Коливинг объединяет — люди со схожими интересами живут и работают вместе в едином пространстве.
Изображение: irealtor.spb.ru
Особенность коливинга — социализация без нарушения личного пространства. У каждого жильца есть своя комната, закрывающаяся на замок.
Для общения не нужно никуда идти. Все арендаторы подобраны по принципу «единомышленников» — у них схожие интересы, хобби, а иногда и досуг. Жильцы коммуницируют в общих зонах — на кухне, в гостиной, курилке и т. д.
Подобное общение часто перерастает в крепкую дружбу, совместный досуг за пределами коливинга и даже совместные проекты. Коливинг помогает заводить полезные знакомства с нужными для карьеры или бизнеса людьми.
Изображение: doverie-omsk.ru
В коливинге не бывает проблем, характерных для коммунальных квартир, — просрочек по квартплате или грязи по вине недобросовестных жильцов. Арендаторы заключают индивидуальные договора, а в аренду входит компенсация за еженедельную уборку общественных зон. Если что-то сломается, можно позвонить комьюнити-менеджеру, и он решит проблему.
Изображение: static.tildacdn.com
Аренда жилья в коливинге решает проблему доступности жилья в крупных городах. Эти идеальное решение для тех, кто хочет жить в современной, удобной квартире, но не переплачивать. Арендаторы въезжают в полностью меблированную комнату с арендой «все включено».
Недостатки коливинга
- В регионах коливинга нет, — он работает только в Москве и Санкт-Петербурге.
- Нельзя выбрать соседа — жильцов отбирает комьюнити-менеджер.
- В общих комнатах бывает достаточно шумно. Могут возникать сложности, если хотите позвать друзей или просто полежать на диване в тишине.
Сколько стоит коливинг?
Стоимость проживания в коливинге зависит от условий, количества комнат и расположения объекта. Например, комната в Say Wow Hotel на Пресненской набережной стоит от 35 000 рублей в месяц. При посуточной оплате цены выше.
Комната возле м. Некрасовка в Москве дешевле — 13 000 рублей в месяц. А в центре, рядом с Китай-Городом — от 40 000 рублей в месяц.
Как открыть коливинг?
Инвестировать в коливинг можно несколькими способами:
- Вложиться в чей-то проект и получать проценты с дохода.
- Организовать коливинг самостоятельно.
В первом случае нужно выбрать проект и оценить его инвестиционную привлекательность — расположение, стоимость аренды, условия для арендаторов. Во втором — найти помещение, нарисовать дизайн-проект, рассчитать стоимость аренды, оценить рентабельность, придумать способы поиска арендаторов.
Выбор места
Коливингом пользуется преимущественно молодежь, поэтому при выборе помещения важно учесть:
- Удаленность от метро, вокзалов, аэропортов и автобусных остановок, а также близость к значимым для арендаторов мест. Если снимать жилье будут студенты, коливинг лучше организовывать недалеко от вузов рядом с удобными транспортными развязками.
- Туристический потенциал района. Отсутствие кафе, ресторанов и тусовочных мест рядом может оттолкнуть арендаторов. Полностью автономные места не привлекут фрилансеров или студентов.
Выбор жильцов
Решить, для кого вы сдаете коливинг, нужно на этапе планирования. Главная цель коливинга — создать комьюнити-сообщество увлеченных людей.
План для выбора:
- Подумайте, кого вы хотите размещать в своем доме?
- Чем они увлекаются?
- Что для них важно при выборе жилья?
- Что вы можете предложить кроме аренды помещения — мероприятия, тренинги, варианты совместного досуга?
- Сколько человек будет проживать в коливинге?
Выбор объектов
Покупка недвижимости — заманчивый, но рискованный ход для тех, кто не имеет опыта управления. Если нет накоплений, можно рассмотреть вариант долгосрочной аренды. Оцените:
- Можно ли арендовать недвижимость с правом выкупа через несколько лет. Скажем, через 2 года?
- Кто будет платить за ремонт? Вы или хозяин?
- Можно отдавать часть прибыли со сдачи недвижимости собственнику вместо фиксированной арендной платы?
- Есть ли возможность расширения? Возможно, сначала вы арендуете только один этаж. Можно ли зафиксировать в договоре увеличение арендуемых площадей на тех же условиях в течение 5 лет?
- На сколько заключаете договор аренды? Идеально, если можно арендовать объект на год, чтобы оценить его инвестиционную привлекательность и спрос.
Учтите, каждый арендодатель хочет работать с идеальным клиентом — он вовремя и хорошо платит, не доставляет неудобств. Чтобы арендовать помещение на выгодных для себя условиях, нужно быть таким арендатором.
Выбор типа коливинга
Чтобы спланировать помещение, нужно выбрать тип размещения: коливинг по типу хостела, отеля или квартиры.
Изображение: yandex
В коливинг-хостеле личного пространства нет. Жильцы спят в общей комнате, спальные места закрывают ширмами или тканевыми шторами.
Отличие от обычного хостела в том, что есть комьюнити-менеджер, который решит любую проблему, и уборка раз в неделю. Такой тип коливинга подойдет арендаторам, останавливающимся в городе на несколько дней, но для длительного проживания он не подходит.
В коливинг по типу отеля в комнатах могут проживать 2–4 арендатора сразу. Квартиры спланированы так, чтобы у каждого жильца было своё личное пространство — комната площадью 9–18 кв. м.
Изображение: mir-s3-cdn-cf.behance.net
Владелец коливинга Surf Office в Лиссабоне Peter Fabor рекомендует создавать большие общие комнаты, несколько санузлов и небольшие спальни.
В личных комнатах жильцы в основном спят и хранят личные вещи, но большую часть дня они проводят именно в общих зонах. Чем больше и разнообразнее общественные зоны, тем комфортнее жильцам.
«Как объяснить концепцию коливинга депелоперам»
Хорошо, когда общие комнаты предназначены для жильцов с разными интересами. Они могут работать, отдыхать, слушать подкасты, учиться или смотреть фильмы.
Для удаленных работников можно оборудовать закрытые рабочие зоны для телеконференций, созвонов с командой и целенаправленной работы. Для удаленщиков важно наличие оборудованного места для работы.
Изображение: flybyspace.com
Важно найти правильный баланс при планировании пространства — помещений общего пользования и личных комнат.
Рассчитать количество личных комнат можно исходя из следующих принципов:
- Коливинг можно совмещать с хостелом или отелем — предлагать проживание людям на время отпуска.
- Количество комнат влияет на выручку. Чем больше арендаторов, тем выше окупаемость инвестиций.
- Чем меньше площадь общих комнат, тем больше личных помещений можно оборудовать. Но если места в общих зонах будет мало, жильцы коливинга будут чувствовать себя некомфортно
- Оплата услуг комьюнити-менеджера не зависит от количества комнат в управлении.
Отказываться от услуг комьюнити-менеджера, чтобы сэкономить на зарплате, не стоит. Вы можете погрязнуть в решении текущих дел вместо расширения бизнеса.
Ценообразование
В стоимость аренды входит проживание, услуги комьюнити-менеджера, уборка общих зон, коммуналка. Это те расходы, за которые арендаторы готовы платить. Они не учитывают расходы на пользование общественными зонами и организацию совместных мероприятий для всех жильцов.
При расчете стоимости аренды в ценообразование включают:
- Аренду за личную комнату. Можно посмотреть аналогичные предложения в районе — проанализировать стоимость аренды комнаты, малогабаритной квартиры или хостела. К этой сумме добавляем коммунальные платежи.
- Услуги комьюнити-менеджера. При расчете берём рыночные цены за услуги управляющего, умножаем на 2 и разбиваем их на общее количество комнат. Так вы сможете компенсировать расходы при неполной заполняемости коливинга.
- Услуги за уборку. Выбираем обслуживающую компанию и рассчитываем стоимость услуг.
- Аренду за использование общественных зон. В среднем считают ½ от стоимости аренды комнаты, но единого расчета нет. Арендаторы не готовы платить за пользование общих зон, хотя и понимают их ценность.
Чтобы лучше понимать, как считать расходы, можно изучить опыт крупных отельеров и изучить основы управления доходами.
Так, Юнис Теймурханлы, владелец и по совместительству генеральный менеджер гостиницы «Гельвеция» в Санкт-Петербурге говорит, что активное участие владельца в операционной деятельности (будь то ресторан или отель) — один из самых мощных факторов для продвижения проекта.
Юнис не только проводит по 10–15 часов в отеле, но и активно ведет телеграм-канал. Изображение: yunis_helvetiahotel
Маркетинг
Продвигать коливинг нужно заранее — на этапе строительства помещения. Уже тогда можно создавать аккаунты в социальных сетях, привлекать людей, общаться с ними.
Первых гостей нужно стимулировать оставлять отзывы — так вы получите первые упоминания в Интернете и сможете привлечь клиентов.
Тестируйте разные каналы, но выберите 1–2, которые работают лучше всего. Откажитесь от каналов, которые не работают, и ищите новые площадки для привлечения аудитории.
На старте можно зарегистрировать аккаунты на Яндекс.Путешествиях или Суточно.ру. Ваша цель — получить как можно больше прямых бронирований. Если за бронь через стороннюю площадку вы платите процент, убедитесь что во второй раз эти клиенты обратятся к вам напрямую.
Хороший лайфхак: укажите «коливинг» и «название вашего бренда» в заголовке ваших объявлений. Такие запросы будут отображаться в поисковых системах по прямым запросам пользователей.
Для продвижения коливинга можно использовать любые способы продвижения:
- Давать рекламу в СМИ, инициировать инфоповоды и публиковать заказные статьи в медиа.
- Развивать соцсети.
- Создавать подкасты.
- Запускать таргетированную и контекстную рекламу.
- Продвигать коливинг в Яндекс.картах и 2GIS.
- Оплачивать рекламу на агрегаторах путешествий и т. д.
Экспериментируйте, придумывайте инфоповоды, и тогда пользователи сами будут рассказывать о новом классном месте — вашем коливинге.
Высоких вам конверсий!