Примерно 70% новых технологичных стартапов прогорает в первые 20 месяцев работы. Чаще всего проблема стартаперов в том, что они строят бизнес неправильно.
Вместо того, чтобы проводить исследования и анализировать рыночную ситуацию, они строят гипотезы. Бизнесмены ошибочно полагают, что их продукт решит проблему лучше, чем любое другое доступное в настоящее время решение.
Чтобы не попадать в такую ситуацию, бизнесу нужно разрабатывать MVP (минимально жизнеспособный продукт). С помощью MVP бизнес может протестировать свои идеи — предложить клиентам новый продукт и отследить их реакцию перед полноценным запуском.
В этой статье мы рассмотрим значение термина MVP и основные принципы его разработки.
Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.
Содержание статьи
Зачем бизнесу разрабатывать MVP?
1. Дизайн продукта
2. Целевая страница
3. Демо-видео
4. Часть MVP
5. Wizard of Oz
6. Concierge MVP
7. Краудфандинг
8. Прототипы ПО
Как создать минимально жизнеспособный продукт?
Шаг 1. Проанализируйте рынок и доработайте концепцию MVP
Шаг 2. Определите минимально жизнеспособную функциональность продукта
Шаг 3. Соберите команду и разработайте базовую версию продукта
Шаг 4. Проведите бета-тестирование
Шаг 5. Соберите обратную связь и проанализируйте данные
Шаг 6. Масштабируйте продукт
Что такое MVP?
MVP (минимально жизнеспособный продукт) — это тестовая версия продукта с основным функционалом, которого хватит для полноценной работы.
Цель MVP — как можно быстрее вывести ваш продукт на рынок, не выходя за рамки выделенного бюджета.
MVP = экономия времени, денег и ресурсов
MVP создают для тестирования идеи и сбора обратной связи от потенциальных клиентов. Если у идеи есть потенциал, стартап разрабатывает следующую версию продукта с учётом собранных отзывов.
Так сделали разработчики облачного хранилища Dropbox: перед запуском полноценного онлайн-хранилища они показали пользователям, как будет работать реальное приложение.
Разработчики выложили в сеть демо-видео MVP с объяснением, как работать в первой версии облака.
Изображение: Youtube
И это оказалось удачной идеей. Видео посмотрел миллиардер Араш Фирдоуси, который стал соинвестором проекта.
Пользователи тоже поверили в ребят — посмотрев демо-видео, они регистрировались на платформе, когда фактического продукта ещё даже не было!
Dropbox продал идею продукта массам и собрал отзывы, подтвердившие востребованность их идеи.
Создатель Dropbox Дрю Хьюстон позже в одном из интервью The Wall Street Journal рассказывал, что на его решение запустить сначала MVP-продукт повлиял блог Эрика Криса — автора книги Lean Startup. По словам автора, MVP помогает оценить реальные запросы клиентов.
Мы тоже прочитали эту книгу и расскажем о её основных тезисах в отдельной главе.
Зачем бизнесу разрабатывать MVP?
На самом деле причин много и все они подробно описаны в книге Lean Startup. Мы не будем пересказывать всю книгу, резюмируем важное:
- Продвижение с минимумом рисков. При внедрении подхода MVP вы постепенно выводите продукт на рынок — у вас есть достаточно времени, чтобы распознать и нивелировать возможные риски.
- Привлечение первых клиентов — именно на них вы проверите жизнеспособность своей идеи. Вам не нужно разрабатывать весь продукт, чтобы его затестить. Нужна бета-версия продукта для привлечения первых пользователей.
- Повышается лояльность и конкурентоспособность. Клиентам нравится, когда учитывают их пожелания, и они лояльнее относятся к продукту.
- Снижается стоимость запуска продукта. MVP создать проще, чем готовый продукт: нужно несколько месяцев работы и небольшая команда, состоящая из дизайнера, разработчика, менеджера проекта и QA-инженера. В результате общая стоимость разработки MVP снижается.
- Можно оценить уровень спроса в реальности до запуска основного продукта.
Источник: CBInsights
Вы можете протестировать идею на первых пользователях и при необходимости изменить её.
- Можно быстрее выпустить продукт. Чем раньше вы сможете запустить свой продукт, тем меньше шанс, что такая же идея возникнет у кого-то ещё.
- Можно привлечь инвесторов. Во время презентации MVP вы предлагаете не расплывчатую концепцию, а жизнеспособный продукт, эффективность которого проверена на пользователях.
- Можно протестировать UX-функциональность.
А это каждый пятый пользователь. Источник: Upland
Выпустив MVP, вы сможете устранить ошибки или проблемы, с которыми клиент может столкнуться на раннем этапе и обеспечить лучший опыт взаимодействия.
- Можно проверить жизнеспособность стратегии монетизации. Для этого достаточно спросить самих клиентов, за что они готовы платить.
Если вы всё ещё не уверены, что вам нужен MVP, посмотрите на опыт Илона Маска. Его MVP — это первая версия электромобиля с ёмкостью аккумулятора 100 киловатт-часов.
Изображение: youtube.com. Автор YOUCAR
Тесла второго поколения Model S — это усовершенствованный вариант. Автомобиль может проехать без подзарядки больше 1200 км, что почти в 2 раза больше чем у Tesla 1.
Илон Макс сначала создал исключительный электромобиль [Tesla], который стал самым продаваемым автомобилем в своем роде, а затем усовершенствовал его и расширил линейку продуктов.
Типы MVP
Есть восемь основных типов минимального жизнеспособного продукта. Прежде чем приступить к разработке тестового продукта, нужно определить, что вы хотите показать пользователям.
1. Дизайн продукта
MVP в виде дизайна продукта обычно запускают для оценки программного обеспечения, мобильного приложения или набора технических инструментов.
Протестировать дизайн можно разными способами:
- Простой вариант — эскиз, нарисованный от руки или с помощью дизайнерских программ.
- Более усложнённый вариант — каркас, в котором указано расположение элементов системы, порядок взаимодействия с пользователем, иерархией и навигацией.
- Самый сложный — полноценный макет, в котором точно видно, как продукт будет работать.
Совет: если хотите быстрее набрать целевую аудиторию, тогда разрабатывайте полноценный макет.
2. Целевая страница
Качественная целевая страница показывает, как будет работать готовый продукт. На странице должна быть указана вся важная информация о продукте и ссылки на дополнительную информацию.
Эту стратегию используют, если нужно оценить интерес к новому продукту, приложению или услуге. Если будет мало переходов, продолжать разработку смысла нет.
Так поступили разработчики приложения для планирования публикаций в социальных сетях Buffer. Они выпустили несколько целевых страниц, а уже после разработали приложение.
Первая целевая страница просто просила посетителей ввести электронный адрес, если человек заинтересован в получении дополнительной информации о ценах.
3. Демо-видео
Демо-видео подробно описывает, что делает продукт. По сути, это видео с объяснениями, в котором вы показываете:
- как работает ваш продукт,
- какой у него функционал,
- какие задачи он решает.
Показав демо-видео, вы можете спросить у зрителей, насколько продукт отвечает их потребностям.
4. Часть MVP
Иногда компании не делают полноценный MVP, а запускают его по частям. Такого MVP хватит, чтобы протестировать идею, если не хватает денег на полную версию.
Вы показываете пользователям одну важную функцию, с помощью которой они могут решить основную проблему.
Изображение: pinterest.com. Автор: trip101.com
Airbnb начался со сдачи в аренду квартиры основателей в Сан-Франциско. Сейчас Airbnb — это международный сервис для посуточной аренды квартир.
Платформа развивалась постепенно и параллельно с ростом потребностей туристов — они больше не хотели платить за дорогие номера в отелях, а стали предпочитать бронировать чужие дома, чтобы сэкономить на жилье.
5. Wizard of Oz
Этот тип MVP позволяет презентовать внешний продукт, который ещё находится в разработке. С его помощью вы вводите пользователя в заблуждение — он думает, что видит полноценную версию.
Эту концепцию взяли из сказки «Волшебник страны Оз», где страшная зелёная голова — это на самом деле старик, прячущийся за занавеской. Пользователь видит только зелёную голову: всё, что за занавеской, остаётся за кадром.
Обычно такой MVP разрабатывают, когда планируют выпустить на рынок какую-то услугу.
Изображение: twitter.com@FinancialBrand
Многие знают, что Amazon начинался как книжный интернет-магазин. Однако мало кому известно, что Джефф Безос начал с перепродажи книг у оптовиков. Amazon закупал у них книги и отправлял их клиентам при размещении заказа через интернет-магазин.
6. Concierge MVP
Concierge MVP схож с MVP Wizard of Oz. Но вместо того, чтобы заставить пользователя поверить, что все автоматизировано, вы сообщаете ему, что для работы нужен человек (так называемый «консьерж»).
Сначала вы оказываете услуги вручную, а затем собираете отзывы пользователей о сервисе. И уже отталкиваясь от отзывов, вы автоматизируете процессы. Эта стратегия лучше всего подходит для тестирования приложений.
7. Краудфандинг
Это набор минимально жизнеспособных продуктов от краудфандинговых платформ. Суть краудфандинговой платформы прототипа приложения в том, чтобы вы могли собирать донаты до того, как выпустите продукт.
8. Прототипы ПО
Прототип ПО — один из самых распространенных типов MVP. Это первая рабочая версия продукта для проверки жизнеспособности вашего приложения. Если пользователям понравится ваша идея, можно детальнее прорабатывать продукт.
Соцсеть Цукерберга запускали как простую платформу для общения с друзьями. Все участники были студентами Гарвардского университета, и их профили были максимально простыми. Концепция понравилась и быстро распространилась за пределы Гарварда.
Как создать минимально жизнеспособный продукт?
Разработка минимально жизнеспособного продукта — это итеративный процесс. В этом разделе мы объясним, как правильно создавать MVP.
Шаг 1. Проанализируйте рынок и доработайте концепцию MVP
Начните с анализа конкурентов — узнайте, что они предлагают, с какими функциями и за какую цену. Посмотрите, как выглядит их продукт, как быстро работает и какие есть проблемы.
Оцените пользовательский опыт — посмотрите отзывы людей. Что им нравится или не нравится в предложении конкурентов? Что просят усовершенствовать? Соберите данные, а затем сопоставьте со своим предложением.
Вам нужно разработать нечто лучше — выше по качеству, более функциональное, с лучшим дизайном, скоростью работы и предложением. Отталкивайтесь от пользовательского опыта.
Шаг 2. Определите минимально жизнеспособную функциональность продукта
Вам нужен MVP с минимумом функций. Определите, что вы готовы показать клиентам на начальном этапе, а что разработаете на следующих этапах?
Существует множество инструментов, которые могут помочь вам расставить приоритеты в списке функций, например метод MoSCoW.
Этот метод разделяет минимальную жизнеспособную функциональность продукта:
- на обязательную (MUST),
- желательную (SHOULD),
- возможную (COULD), и
- нежелательную (WON’T).
Изображение: study.novitera.ru
К сожалению, метод не идеален — он субъективен.
В MVP обязательно должны быть обязательные функции. Все остальные — на усмотрение разработчиков.
Шаг 3. Соберите команду и разработайте базовую версию продукта
Напомним, для создания MVP нужно не так много людей:
- менеджер проекта,
- разработчик,
- помощник разработчика,
- дизайнер,
- QA-инженер.
Соберите свою команду, а затем приступайте к разработке. Вам нужно сделать базовую версию продукта для бета-тестеров и первоначальной проверки разработчиками.
Шаг 4. Проведите бета-тестирование
Здесь вам нужно выбрать, как проводить тестирование — собственными силами или с помощью первых последователей. В первом случае вы будете тестировать функционал продукта самостоятельно, во втором — попросите случайных людей попробовать ваш MVP и оставить отзыв.
Пока они будут использовать ваш пробный продукт, попробуйте собрать данные об их вовлеченности, интересах или возможных проблемах.
Шаг 5. Соберите обратную связь и проанализируйте данные
Сохраняйте всё, что вам будут рассказывать клиенты. Эта информация нужна для усовершенствования продукта. Подумайте, что из пожеланий пользователей нужно реализовать сразу, а что можно отложить до следующих этапов.
Шаг 6. Масштабируйте продукт
Если по отзывам клиентов вы понимаете, что проект жизнеспособен, расширяйте функционал. Скорее всего, вам придётся пройти тот же цикл вновь — внедрить функцию, запустить бета-тестирование, собрать отзывы, исправить ошибки.
Когда вы совершенствуете продукт после оценки обратной связи, вы показываете клиентам ваше к ним отношение. Так вы повышаете их лояльность и можете бесплатно привлекать новых людей через сарафанное радио. Пользователи, которые видят, что стартап учитывает их пожелания, с большей охотой советуют продукт друзьям.
Высоких вам конверсий!