Для огромного числа маркетологов, впрочем как и владельцев бизнеса, ценообразование — это одна из самых сложных составляющих маркетинговой стратегии. Понятно, что правильно установленная цена играет очень важную роль: слишком низкая — вы теряете потенциальную прибыль; слишком высокая — страдают продажи и средний чек.
Если вы читаете наш блог, то, скорее всего, вы заметили, что этой теме мы в последнее время посвятили несколько постов, ознакомиться с которыми будет в высшей степени полезно:
- 10 стратегий ценообразования, которые радикально увеличат ваши продажи
- 4 стратегии ценообразования на основе психологии
Не спрашиваете — не получите ненужных ответов
Спрашивая своих клиентов о приемлемой для них цене, необходимо принимать во внимание два важных момента:
Покупатели не могут определить справедливую цену конкретного товара, какой бы детальной информацией о продукции не владели. Уильям Паундстоун (William Poundstoun), автор книги «Бесценные вещи: миф о справедливой стоимости» говорит так:
«Люди, как правило, не имеют никакого понятия о ценах. Несмотря на стройность и логичность экономической теории, в действительно мы не выбираем между, А и В, основываясь на предположениях о полезности товаров. Мы всего лишь строим смутные догадки о том, сколько та или иная вещь должна стоить».
По своей природе люди иррациональны. В нашем поведение еще очень много явлений, пока еще не исследованных научными светилами — например, почему покупатели, движущиеся по супермаркету против часовой стрелки, тратят в среднем на $2 больше или почему цена без знака доллара повышает продажи (24 vs $24)?
Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с несколькими экспериментами стратегий ценообразования, которые наверняка помогут вам понять, какая из них будет наиболее эффективно влиять на вашу целевую аудиторию и бизнес в целом.
Журнал The Economist и
Этот известный пример использования «бесполезных цен» (уже ранее упоминавшийся в нашем блоге) описал в своей книге «Предсказуемая иррациональность» профессор психологии и поведенческой экономики университета Дюка Дэн Ариэли. Эксперт провел исследование следующего предложения подписки на журнал:
Если никто не выбрал второй вариант, спрашивается — зачем его вообще предлагать? Вот что получилось, когда профессор убрал печатную подписку за $125 и снова предложил студентам выбрать
Большинство теперь проголосовали за первый способ подписки. Значит,
Этот же прием был использован для оценки туристических путевок. В первом случае клиентам агентства путешествий предлагали выбрать между поездкой в Париж (вариант, А) и Рим (вариант В). Большинство из них находились в замешательстве, поскольку каждое место по своему замечательно, и сравнивать их было просто мукой.
Когда же клиентам было предложено 3 путевки вместо 2 — поездка в Париж + бесплатные завтраки (вариант, А), поездка в Париж без завтраков (вариант А-), поездка в Рим + бесплатные завтраки (вариант В), то подавляющее большинство остановило свой выбор на варианте А.
О чем молчит цифра 9
Посетите любой торговый центр (если не хотите покидать зону комфорта, можно ограничиться
Любой покупатель понимает, что $39 и $40 — это, в сущности, одно и то же, поскольку разница в $1 погоды не делает. Но почему же тогда вот уже более 30 лет эта тактика все еще остается одной из самых популярных?
8 исследований об «очаровании цен» (charm prices), проведенных в период с 1987 по 2004 год, показали, что цены, заканчивающиеся цифрой 9, увеличивают объем продаж в среднем на 24%. 9, в прямом смысле слова, заставляет покупателей тратить деньги. Мы привыкли скачивать музыку бесплатно, но Стив Джобс убедил нас за нее платить. Каким образом? Просто назначив цену в 99 центов.
Принцип контраста и эффект «якоря»
Известный американский психолог Роберт Чалдини в своей книге «Психология влияния» немало внимания уделяет принципу контраста, влияющему на то, какой мы видим разницу между двумя вещами, представленными одна за другой. Проще говоря, если второй предмет явно отличается от первого, мы будем склонны преувеличивать их различие. Принцип контраста применим практически ко всем видам восприятия: помните про некрасивую подругу на свидании? — не попадайтесь на эту уловку! ;)
Проиллюстрировать действие принципа контраста очень просто: наберите три сосуда с водой — холодной, горячей и с водой комнатной температуры. Затем опустите одну руку в сосуд с холодной водой, а другую в сосуд с горячей. Отсчитайте 30 секунд и поместите обе руки в воду комнатной температуры. Можно поспорить, что ваш взгляд при этом будет выражать изумленное замешательство: хотя обе руки находятся в одном и том же сосуде, одна будет ощущать холодную воду, а вторая будет чувствовать себя так, будто ее ошпарили кипятком.
То же самое происходит и с ценами. Согласно Дэну Ариэли, сам по себе товар не является ни дешевым, ни дорогим — только сравнивая цены, мы в состоянии присваивать такие ярлыки. Увидев в меню цену $150 за бургер, вы без колебаний заплатите $50 за стейк, а сумка за $16 995 от Ralph Lauren вполне оправдывает $98 за футболку.
Эффект «якоря»
В 1970 году два известных психолога, Тверски (Tversky) и Канеман (Kahneman), пришли к выводу, что первоначальное числовое значение, представленное человеку, будет в дальнейшем влиять на его восприятие следующих величин.
Исследование заключалось в следующем: первой группе участников эксперимента было названо число 65, затем последовал вопрос — сколько африканских стран были членами ООН? В среднем величина составляла 45% от общего количества. Второй группе было названо число 10 — ответ был 25%. В результате выяснилось, что первая группа попала впросак, приукрасив действительность практически в 2 раза (на самом деле число африканских
Это правило постоянно применяется маркетологами и лежит в основе многих стратегий ценообразования. Вспомним хотя бы «цены со скидкой или по акции»: клиент попадает на распродажу и видит, что раньше вещь стоила $100, а теперь всего $49,90. Неважно, что первоначальная цена была сверхъестественной для этого товара — в поле зрения попало число 100 >>> скидка более 50% >>> Беру!
Простая цена
Эш Мория (Ash Maurya), предприниматель и стартапер, опубликовал на Venture Hacks статью о проведенных им ценовых экспериментах на сервисе обмена фотографиями CloudFire.
Эш протестировал три разных варианта: единственный ценовой план — $49 в год, два плана — $49 и $24 в год и три плана — $49, $24,
Удивительно, но единственный ценовой план оказался наиболее эффективным. Вот его собственная догадка, объясняющая, почему пользователям пришлось по вкусу первое предложение:
«Возможно, повлияло само позиционирование сервиса. Наше уникальное торговое предложение построено на принципе „просто и без проблем“ — скорее всего пользователи ожидали, что при оплате за услуги таковых тоже возникнуть не должно».
«Плати, сколько хочешь» (PWYW, pay what you want)
«Плати, сколько хочешь» — это ценовая стратегия, в рамках каковой покупатели платят такую сумму денег за определенный товар, какую считают оправданной, или не платят вовсе. В некоторых случаях устанавливается ценовой потолок (минимум), или же предполагаемая предпринимателем стоимость.
Предложенная цена
Предложенная цена — это достаточно эффективная тактика, предполагающая активизацию эффекта «якоря»: устанавливая справедливую цену на товар, вы тем самым влияете на восприятие клиентом соотношения
«Если вы используете тактику встречных предложений, «плати, сколько хочешь» превращается в обычный торг. Вместо того, чтобы назначать свою цену, покупатель должен догадываться, насколько большую скидку вы готовы сделать. Более того, клиент может заподозрить, что из него пытаются выкачать как можно больше денег.
Подобную шутку со своими клиентами сыграл сервис Ashampoo Software. Пользователь, самостоятельно устанавливая цену за программное обеспечение, рисковал получить «обиженный» скрипт «Это предложение слишком низкое. Пожалуйста, введите приемлемую цену».
Наверное, ожидаемых результатов
Известные
В октябре 2007 года состоялся релиз альбома In Rainbows британской группы Radiohead, после чего композиции стали доступными в сети. Группа разрешила своим фанам бесплатно скачивать альбом, а взамен платить столько, сколько они считали нужным, или не платить вовсе. В результате прибыль от загрузок последнего альбома оказалось выше, чем от всех предыдущих.
Panera Bread Co. (сеть кафе) при открытии нового заведения в Клейтоне, штат Миссури, использовала стратегию «плати, сколько хочешь». Величина полученной выручки за первый месяц побила все рекорды Panera Bread, составив $100 000. Такие результаты были получены благодаря тому, что 20% посетителей платили больше, чем предполагалось, 20% — меньше, остальные 60% оказывались близки к справедливой цене.
«Плати, сколько хочешь» и благотворительность
В результате недавно проведенного исследования выяснилось, что ценовая стратегия «плати, сколько хочешь» наиболее эффективна в комбинации с благотворительностью. Айлет Низи (Ayelet Gneezy), профессор маркетинга Калифорнийского университета в
Участникам исследования были предложены 4 варианта ценообразования для сувенирных фотографий: фиксированная цена $12,95; фиксированная цена $12,95 с условием, что половина суммы идет на благотворительность; система «плати, сколько хочешь»; «плати, сколько хочешь» с условием перевода половины выплаченной суммы на благотворительность.
В первом случае ($12,95 за фотографию) всего 0,5% участников совершили покупку. Когда же клиентов осведомили о том, что половина стоимости товара пойдет на благотворительность, 0,59% покупателей согласились купить фотографию за $12,95. Даже учитывая объем выборки, такие результаты весьма неутешительны.
Когда в игру вступила система «плати, сколько хочешь» (сама по себе), количество желающих приобрести сувенирное фото составляло 8,39%, что практически в 16 раз превышает число покупателей по фиксированной цене. Но если говорить о прибыли, высоких результатов достичь не удалось, так как в среднем покупатели платили за одну фотографию около 92 центов.
Последний ценовой план — «плати, сколько хочешь» с условием перевода денег на благотворительность — ко всеобщему удивлению, оказался наиболее эффективным: частота покупок в 4,49% и средняя цена $5,33 обеспечили в конечном итоге хорошую выручку для парка развлечений.
Конечно, в данном случае социальное давление, испытываемое покупателем лицом к лицу столкнувшимся с продавцом, сыграло свою немаловажную роль. Можно предположить, что подобный эксперимент online вряд ли обеспечил бы такие результаты: ведь одно дело произвести впечатление щедрого гражданина, не жалеющего денег на благотворительность, и совсем другое — скачать электронную версию журнала, так и оставшись при этом незамеченным 456 115 уникальным посетителем.
Цена восприятия
Крупнейшая государственная радиостанция США NPR (National Public Radio) призывает своих слушателей к пожертвованиям (за счет каких финансируется), предлагая им присоединиться к клубу
Нэйл Дэвидсон (Neil Davidson) в своей книге о ценообразовании программного обеспечения «Не полагайтесь на удачу» (Don’t Just Roll The Dice) пишет о восприятии цен следующее:
«Покупатели воспринимают ценность определенного товара, основываясь на полученных ранее ориентирах. Если вы продаете приложение „Список дел“, критично мыслящие пользователи гарантированно произведут поиск этого же приложения по другим
В случае, когда цена на ваш товар превышает обусловленную
Заставляя клиентов воспринимать вашу продукцию как
Помните про контекст
Вы загораете на пляже, духота невыносимая, организм нуждается в спасительной прохладе. И тут на помощь приходит верный товарищ, предлагающий купить бутылочку вашего любимого и, что самое главное, холодного пива. Он даже сам сходит в магазин. Но прежде чем уйти, задает вопрос: «А на какую сумму ты, собственно, рассчитываешь?»
Именно таким был сценарий ценового эксперимента, проведенного экономистом Ричардом Талером (Richard Thaler).
Теперь представьте два варианта развития событий. В первом из них ваш друг отправляется в единственное поблизости место с проблесками хоть
Экономист был, мягко сказать, удивлен полученными результатами: все без исключения участники эксперимента согласились заплатить больше, чтобы получить бутылку пива из фешенебельного отеля, вместо точно такой же бутылки прохладительного напитка из магазина.
Это ломает все устоявшиеся стереотипы о том, что товар одной и той же марки просто не может стоить
Поддаются ли цены
Технологически — да, поддаются. Но на практике это весьма опасное занятие. Ряд компаний (Dell, Amazon и другие) были пойманы с поличным, предлагая посетителям разные цены на одну и ту же продукцию. В результате благие намерения привели к потере доверия клиентов. Гораздо эффективнее и безопаснее тестировать цены на разные товары, что в сущности ничем не отличаются своими характеристиками и предназначением.
Отдавая предпочтение
Мы надеемся, что представленные выше эксперименты помогут вам не ошибиться в выборе стратегии ценообразования.
Высоких вам конверсий!
По материалам conversionxl.com