Vitamin – сервис для выгодного управления вашей рекламой
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Агентское вознаграждение до 16% на личный счет или рекламу
  • Любые дополнительные услуги под ваши потребности
  • Бесплатное обучение маркетингу
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Меметическая модель альтруизма, или Почему люди помогают друг другу online?

Меметическая модель альтруизма, или Почему люди помогают друг другу online?

Меметическая модель альтруизма, или Почему люди помогают друг другу online

Источник изображения

Вопрос «Почему люди помогают другу?» никогда не потеряет своей актуальности. Для любого бизнеса, связанного с социальными медиа, созданием программного обеспечения для организации совместных проектов или платформ для online аренды недвижимости (sharing economy) и т. д., данный аспект имеет первостепенное значение. В сегодняшнем посте мы попытаемся объяснить, что же на самом деле побуждает человека к совершению поступков на благо окружающих.

Первым, кто попытался разобраться, в чем кроется причина альтруистического поведения, был Чарльз Дарвин. В своем труде «Происхождение видов», датируемом 1859 годом, ученый пишет об удивительном парадоксе, заключающимся в том, что если эволюция — это борьба за существование, в которой побеждает сильнейший, то как можно объяснить наличие множества примеров альтруистического поведения, снижающего жизнеспособность особи? Иными словами, живое существо, не прибегая ни к каким осознанным расчетам, жертвует собственной жизнью ради выживания остальных. По мнению ученого, такие формы поведения существуют только потому, что они способствуют сохранению популяции в целом, а не каждой отдельной особи.

Британский биолог Уильям Дональд Гамильтон (William Donald Hamilton), самый выдающийся мыслитель-эволюционист со времен Дарвина, предложил теорию родственного альтруизма — серьезную альтернативу рассмотренной выше концепции группового отбора. Альтруизм, по мнению Гамильтона, всегда направлен на биологических родственников, так как основной единицей эволюции является так называемый «эгоистичный ген» (данное словосочетание было предложено в 1976 году Ричардом Докинзом (Richard Dawkins) в его одноименной книге «The selfish gene»).

Гамильтон был абсолютно убежден, что истинного бескорыстия в природе не существует, так как жертвование собственной жизнью ради выживания ближайших родственников — это, скорее, хорошо замаскированный эгоизм, нежели образец альтруистического поведения. Теория кин-отбора (родственный отбор, kin selection) была усовершенствована блестящим американским ученым и близким товарищем Гамильтона Джорджем Прайсом (George Price).

Биологу, посвятившему остаток своей жизни эволюционной психологии, удалось упростить математические выкладки, сделанные другом, и вывести уникальную формулу, позволяющую проникнуть в глубинную суть эволюции альтруизма в природе. Уравнение Прайса отражало изменение частоты встречаемости определенного гена при смене поколений и еще раз доказало, что чистого альтруизма без примеси желания извлечь собственную выгоду не существует.

Но как в таком случае можно объяснить альтруистическое поведение пользователей в интернете? Ведь мы тратим собственное время, просматривая профили совершенно незнакомых нам людей, оставляем отзывы о недавно приобретенных товарах, читаем и комментируем блоги никому неизвестных авторов, не зная ничего об их генетическом коде. :)

Ответ на данный вопрос дает теория «взаимного альтруизма», краеугольным камнем которой является принцип «ты мне — я тебе»: помогая кому-то сейчас, мы надеемся на то, что в будущем этот человек обязательно нас отблагодарит или окажет какую-то услугу. В соответствии с этим правилом живут многие современные племена охотников-собирателей, но наиболее ярким примером воплощения в жизнь теории «взаимного альтруизма» являются, конечно же, все без исключения социальные сети.

Вспомним совсем недавнюю историю, произошедшую с бывшим сотрудником ЦРУ и Агентства национальной безопасности США Эдвардом Сноуденом (Edward Snowden). В июне 2013 года неизвестный никому системный администратор, поставив на кон собственную свободу, передал газетам секретную информацию АНБ, касающуюся тотальной слежки американских спецслужб за информационными коммуникациями между гражданами других стран. На первый взгляд, этот поступок был, мягко говоря, безрассудным, но вот согласно меметической модели альтруизма, мотивы Сноудена вполне оправданы.

С точки зрения меметики (подход к эволюционным моделям передачи информации), человек — это всего лишь пучок мемов (единицы культурной информации: идеи, символы, манеры). Поведение Сноудена имеет смысл, так как этот самоотверженный поступок не только привлек внимание к его персоне, но и заставил общественность задуматься над тем, какие методы используются властями для управления ею.

«Я не хотел изменить мир. Я хотел дать людям шанс самим решить, нужно ли что-то менять».

Данная модель объясняет, почему люди со схожими идеями, культурой и моральными ценностями стремятся взаимодействовать и помогать друг другу в интернете, и еще раз указывает на необходимость ориентироваться на интересы и потребности целевой аудитории.

Высоких вам конверсий!

По материалам digitalintelligencetoday

blog comments powered by Disqus
Vitamin – сервис для выгодного управления вашей рекламой
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Агентское вознаграждение до 16% на личный счет или рекламу
  • Любые дополнительные услуги под ваши потребности
  • Бесплатное обучение маркетингу
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Феникс-Маркетинг". ИНН:7725812838, КПП:772501001, ОГРН: 513774619323915280, Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19, стр. 1, этаж/пом 3/25

Генеральный партнёр: STRATE FZ-LLC License number 47005249 Address: B03-227 Business Center 02 RAKEZ Business Zone-FZ RAK (Ras Al Khaimah), United Arab Emirates Email: corporate@strate.ae