А теперь, когда мы привлекли ваше внимание этим заголовком, объясняем: малому бизнесу не нужно заниматься брендингом в привычном понимании этого слова.
Составлять брендбуки, разрабатывать логотипы и фирменные цвета (ага, ларьку с овощами особенно). У малого бизнеса бренд УЖЕ есть. И появляется он в тот момент, когда этот самый бизнес начинает работать.
Что такое бренд? Это дополнительное (к продукту или услуги) ощущение клиента. Ощущение статусности или уюта, внимания или соблазна. То, что сопутствует покупке, то, что остается во время использования продукта.
Почему высококлассные бренды выставляют такие конские ценники? Потому что они продают не только товар, но и это самое ощущение – такое, за которое клиент готов платить.
Ладно, скажете вы. С Chanel, например, все понятно – там бренд – это показатель женской «крутизны» и изысканности. С Ferrari тоже все ясно – купил машину и сразу ощущаешь себя альфа-самцом и королем жизни. А ларьку с овощами как быть? Какое ощущение должен дарить бренд маленького веганского кафе в глубине жилого массива? Маленькая айтишная контора какие эмоции должна вызывать?
В самом начале вы должны определиться - а кто, собственно, ваш клиент? Нет, забудьте об унылых портретах «25-30, не женат, детей нет, заработок средний». Сделайте эмоциональный портрет.
Вот ваш клиент — что он любит, в каких клубах тусуется? А может, не в клубах, а на тренинги по саморазвитию ходит и йогой занимается? Или, например, на какие сообщества подписан? А домой по какому маршруту проходит, какие магазины и остановки минует? Что его бесит? Что его провоцирует, что его успокаивает?
Согласитесь, тусовщик 25 лет, который ездит на дорогой машине, подаренной родителями, встречается с тремя девушками и трудится рекламщиком, испытывает совсем иную потребность, чем тридцатилетний гик, клеящий модели и мечтающий пересмотреть все аниме в мире?
Все это нужно чтобы понять, чтобы перейти дальше. Собственно, к построению бренда.
Во-первых, поймите, чего хотят ваши клиенты. Какое ощущение вы можете им дать, чтобы они выбрали вас, а не конкурентов? Брендом овощного ларька может стать улыбающаяся продавщица, которая дарит яблочко за купленный килограмм.
Брендом веганского кафе может стать яркость и экзотичность, которой спальным районам явно не хватает. Брендом айтишной конторы – внимательный подход к клиентам-новичкам, которые интернетом-то пользоваться не умеют, а пришли заказывать сайт, лендинг или мобильное приложение.
Во-вторых, начинайте работу над своим маленьким брендом, когда выходите на рынок. Не на этапе открытия, а даже на этапе подготовки к нему. Арендовали помещение и делаете в нем ремонт? Ну не заклеивайте окна газетами, сделайте яркие вывески «Скоро здесь будет самое уютное кафе в районе, ждем на открытии!». И все, впечатление уже начало складываться.
В-третьих, работайте с сотрудниками. Они должны излучать любовь к своему делу. Если не любовь, то ответственное отношение точно. Равнодушие человека за прилавком или менеджера, принимающего заказ, может реально оттолкнуть. Обычное равнодушие – мелочь, казалось бы, а так важно.
В-четвертых, придумайте фишку. Пусть небольшую. Например, что покупатель сам может выбрать цвет пакетика, в который вы будете ему класть морковку и капусту. Или форму чашечки для мороженого, заказанного в кафе. Или форму отчета по поддержке и продвижению контекстной рекламы: по телефону, по почте, при личной встрече, хоть телеграммой.
В-пятых, обратите внимание на ритм жизни клиента и попытайтесь в него попасть. Это создает неосознанное ощущение комфорта, а комфорт – базовая потребность любого человека. Клиент – человек занятой, деловой, быстрый – обеспечьте ему быстрый сервис. Клиент живет размеренной неторопливой жизнью – общайтесь с ним без спешки, вдумчиво. Он примет вас за своего.
А еще бренд хорош тем, что отсеивает «не ваших» клиентов. К вам не придут люди, которым «просто не понравится». Только те, в чьи потребности вы попадаете – и кто готов вам за это платить.
image source National Library of Ireland
Редактор websarafan.ru - блога по продвижению для предпринимателей
» Все статьи автора