Предположим, вы купили швейную машинку, нитки, ткань и лекала: словом, все необходимое, чтобы научиться шить. Однако знаете ли вы, с чего начать процесс обучения? Некоторые люди моментально загораются идеей воплощения в жизнь самых сложных проектов, но, к сожалению, зачастую их пыл сменяется горьким разочарованием в выбранном деле, а следом ― и желанием бросить начатое.
Если вам знакома эта проблема, то эта статья для вас. В ней речь пойдет о правильном подходе к обучению и о том, как достичь максимальных результатов в процессе освоения новых знаний и навыков.
Предлагаем вашему вниманию 3 простых правила, благодаря которым вы сможете пройти этот путь до конца.
Совет 1: Научитесь учиться
Вы замечали, что у мультяшных гениев всегда непропорционально большие головы, словно подчеркивающие недюжинный интеллект? И хотя в реальной жизни большой ум не подразумевает огромной головы, все же в ходе обучения некоторые отделы нашего мозга действительно могут слегка увеличиться в размерах.
Многие нейрофизиологи убеждены, что это происходит, когда мозг пытается решить задачу, ответ на которую неизвестен. В такие моменты активируется немалая часть коры головного мозга, которая ищет ответ подобно вычислительной машине и в процессе этого увеличивается в размерах.
Но чтобы мозг обрабатывал и запоминал больше информации, ему периодически нужен отдых. Исследования показывают, что разделение времени обучения на периоды ― лучший способ запомнить новое.
К примеру, если нужно выучить что-либо в течение, скажем, 5 лет, самым лучшим решением будет разделить процесс на промежутки в 6–12 месяцев. Звучит совершенно неинтуитивно, однако именно такой метод позволяет головному мозгу усвоить нужный материал наиболее полно.
Когда поставленная задача наконец-то решена, кора головного мозга снова сокращается в размерах, однако навыки, приобретенные в процессе обучения, остаются.
Совет 2: Ошибаемся с пользой
Как гласит известная пословица, «век живи ― век учись». А так как ошибки ― неотъемлемая часть процесса обучения, то расстраиваться, совершая их, совершенно бессмысленно и даже вредно.
Центральная часть фронтальной коры головного мозга, расположенная в лобных долях, постоянно анализирует обратную связь, чтобы выявить ошибочность действий или сомнительность решений, словом ― это идеальный внутренний критик. И если во фронтальную кору поступает негативный отклик о происходящем, она адаптируется к ситуации при помощи... дофамина!
Дофамин ― это нейромедиатор или химическое вещество, благодаря которому организм может испытывать удовольствие или переходить в возбужденное состояние. Когда совершенное действие расценивается как верное, от дофаминовых рецепторов незамедлительно поступают импульсы, «вознаграждающие» мозг за хорошую работу. Эти импульсы стимулируют фронтальную кору на дальнейшие действия, словно говоря: «Отличная работа! Так держать!»
Помимо всего прочего это приводит к улучшению синаптической (стоит запомнить, хорошее слово) пластичности, а также «учит» нейроны поступать точно так же, когда подобная ситуация возникнет вновь.
Совершенно иначе развиваются события при совершении ошибки. В такие моменты мозг не получает ожидаемого в качестве награды дофамина, в результате чего фронтальная кора, фигурально выражаясь, делает вывод: «Что-то пошло не так. Значит, больше так поступать не стоит». И человек учится не повторять похожих ошибок в будущем.
«Человечество ― результат постоянного прогресса, ошибочно считающий себя завершенным произведением»,
― Дэн Гилберт
Прекрасное изречение Дэна Гилберта, гарвардского психолога и писателя, в первую очередь ориентировано на тех людей, которые считают, что достигли максимума своих возможностей, в том числе и умственных. Как говорится, нет предела совершентву, и само по себе это должно мотивировать на новые достижения!
Но вернемся к ошибкам. Обычно, когда вы сделали что-то неправильно, дальнейшее развитие событий возможно в 2 направлениях:
- Собраться: в этом случае негативный результат будет призывом действовать, использовать, если нужно, большие ресурсы и найти, в конце концов, решение возникшей проблемы.
- Отстраниться: порой ошибка может подсознательно рассматриваться как угроза, что зачастую приводит к намеренному ее игнорированию — разумеется, в защитных целях. Однако стоит ли такая «оборона» того, чтобы пускать ситуацию на самотек?
Очевидно, что выбор в пользу первого варианта подразумевает наличие у человека не только желания, но и воли преодолеть очередное испытание, вырасти в собственных глазах. Обычно это называют «прогрессивным мышлением», к которому и нужно стремиться!
Если же все-таки решение найти не удалось, не стоит опускать руки. Всем свойственно иногда заходить в тупик. Сделайте небольшой перерыв — возможно, ваш мозг просто нуждается в перезагрузке.
Совет 3: Прибережем кофе на потом
Кажется, нет такого человека, который бы не читал о том, что кофеин продлевает жизнь, улучшает память, ― эдакая волшебная палочка, решающая все проблемы одним махом. Но насколько в действительности полезен кофе, когда речь заходит об учебе или восприятии информации?
Нет, отказываться от любимого напитка никто не призывает!
Но немного поговорим о самом кофе. Если разобраться, кофеин не активирует мозговую деятельность, а только лишь имитирует возбуждение. Это происходит благодаря дофамину и глутамату (тоже нейромедиатор), которые, в свою очередь, замещают аденозин ― соединение, ответственное за замедление процессов, протекающих в нервных клетках. Именно из-за его влияния наступает чувство сонливости. Кофеин же, напротив, оказывает «бодрящий» эффект.
И все.
При помощи кофе вам не открыть потайных резервов нервной системы. Нет, конечно, кофеин действительно может помочь в учебе, однако стоит учитывать одно «но»: кофеин помогает с «пассивным» запоминанием, но как помощник в процессе «целенаправленной» учебы или даже зубрежки он, к сожалению, бесполезен.
Недавние исследования, проведенные в Университете им. Джона Хопкинса, показали, что, возможно, стоит повременить с кофе, пока процесс обучения не будет завершен. В качестве эксперимента участникам, недавно завершившим задание, требовавшее запомнить на длительный срок некоторую информацию, были предложены таблетки, содержащие кофеин.
Сутки спустя контрольная группа, принявшая кофеин, смогла вспомнить намного больше деталей на показанных им ранее фото, нежели группа, которой вместо кофеинсодержащих препаратов выдали плацебо. Как оказалось, это произошло благодаря еще одному свойству кофеина — ускорению синтеза нейромедиатора, называемого норадреналином. Это химическое вещество обычно вырабатывается во время стрессовых ситуаций, позволяя несколько «встряхнуть» память и оказать положительное влияние на ее дальнейшее формирование.
Так что, если вам нужно использовать время, отведенное под обучение, максимально эффективно, лучше воздержаться от кофе. Либо вместо перерыва на кофе устроить себе небольшую полуденную дрему, что положительно отразится на памяти.
Небольшие перерывы на сон в процессе учебы существенно улучшают память, так как отдых после интенсивного умственного напряжения укрепляет синапс. В качестве аналогии можно привести процесс закалки стали: сперва разогреть, потом — охладить.
«Известно, что в процессе обучения в определенных отделах головного мозга появляются новые нейронные связи. Для наглядности можно представить дерево, у которого листья не растут нигде, кроме одной единственной ветки. Примерно то же самое происходит и при обучении — листья будут расти на одной конкретной ветви нашего дерева», —
Вен-Бьяо Ган, доктор медицинских наук (Wen-Biao Gan, PhD)
Во сне не только легче запоминается недавно изученный материал, но и забывается ненужное, освобождая место для новой информации. Отсюда вывод: сном пренебрегать однозначно не стоит.
Так или иначе, но понимание процессов, происходящих в мозгу во время обучения, облегчает освоение нового материала. Стоить помнить, что всему и сразу научиться нельзя, это даже вредно — так себя перетруждать.
Правильно распланированное время, отсутствие страха перед ошибками и перерывы на сон — 3 простых правила, следуя которым можно добиться успехов в любом начинании!
По материалам: blog.pickcrew.com