Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Как удержать внимание при чтении с экрана?

Как удержать внимание при чтении с экрана?

Как удержать внимание при чтении с экрана

Предположим, что пару дней назад вы попали в большую пробку, направляясь домой с работы. Это позволило вам немного почитать: примерно 2 часа 45 минут. Таким образом за один день вы смогли бы прочесть почти половину «Эссенциализма» Грега Мак-Кауна. При подобной скорости чтения ваш wish list на Amazon переполнился бы за считаные недели.

Внесем коррективы: допустим, на самом деле вы не читали текст, а слушали. Предположим, «Эссенциализм» был вашей первой аудиокнигой. Некоторые скажут, что вы сжульничали: мол, нельзя называть себя библиофилом, слушая аудиокниги. Есть и еще один минус: после такого знакомства с текстом вы вряд ли сможете вспомнить и половину информации.

Все это наводит на мысль: как с научной точки зрения подойти к решению вопроса удержания внимания при чтении? Конечно, легко обвинить прогресс в отсутствии у многих современных людей способности сконцентрироваться надолго на одном объекте. Но быть может, мы задаемся неверным вопросом? Что, если суть не в том, какие книги мы читаем, а в том, как мы это делаем?

чтение

Переворот, скроллинг и снижение внимания

В 2013 году ученые отобрали 72 десятиклассника и предложили им пройти тест на технику чтения с одним условием: часть испытуемых использовала бумажные носители, а другая часть — компьютерные дисплеи. Как вы, наверное, уже поняли, группа читающих с листа показала лучшие результаты. Но вы вряд ли догадаетесь о действительной причине этого.

Суть кроется в пространственном осознании информации. По мнению исследователей, мы не просто читаем тексты; мы отчасти их переживаем. Подобно тому как вспоминая маршрут, по которому уже ездили, вы создаете ментальную карту материала во время чтения.
Можно вспомнить, где части информации находятся, и как они связаны между собой. При чтении с ридеров такая связь между понятиями нарушается. Как следствие, куда сложнее создавать мысленную структуру текста.

Сюда же можно отнести проблему оценки прогресса чтения. Полосы прокрутки внизу или по бокам экрана не сравнить с толстой стопкой страниц в руках. Почему это имеет значение? Физические свойства книги помогают нашему мозгу структурировать информацию, которую мы читаем. Ридеры не имеют физических страниц, поэтому структура, формируемая в подобном случае, получается более шаткой и нестабильной. Это, в свою очередь, приводит к ухудшению понимания в целом.

В то время как, казалось бы, приведено достаточно доказательств, чтобы забраковать ридеры как носитель информации, всплывает другое объяснение проблемы понижения внимания. И тут уже причина в нас самих.

Как мы читаем онлайн?

Наше отношение и чувства, испытываемые при чтении онлайн, имеют куда большее значение, чем вы думаете. В конце концов, не все эксперименты демонстрируют сниженный уровень понимания при чтении с экрана. Это в большей степени связано с нашим мышлением, а не с устройствами для чтения.

Мы — плохие читатели, потому что подсознательно ассоциируем контент на экране с незначительной информацией (почта, твиты и т. д.). Это способствует тенденции к беглому усвоению, в отличие от вдумчивого чтения, при котором мы вникаем в каждое слово.

В зависимости от устройства, есть также соблазн закрыть файл с книгой и переключиться на что-то простое: например, на чтение ленты в Twitter (небольшой секрет — многие делают это регулярно).

Исследования показали, что на аудиокниги нашего внимания уходит еще меньше. В одном из исследований ученые из University of Waterloo разделили людей на три группы — тех, кто читали отрывок вслух, читающих про себя, и тех, которые слушали запись отрывка текста.

Людям, которые слушали рассказ, было, по правде говоря, скучно. Их внимание было рассеяно больше, чем у тех, кто читал отрывок сам (как вслух, так и молча). Эти слушатели показали худшие результаты в понимании текста.

Предположительно, это происходит потому, что прослушивание чужого чтения требует значительно меньших усилий с вашей стороны. Это попросту недостаточно активный процесс, чтобы по-настоящему вовлечь вас.

Улучшайте навыки чтения, независимо от инструмента

Притом, что технология может быть неким несуразным третьим колесом в наших отношениях с чтением, она никуда не денется. Хорошая новость в том, что мы можем улучшить способности мозга к обработке и восприятию информации даже при чтении с экрана. Согласно данным Марианны Вольф (Maryanne Wolf):

Та же пластичность (способность мозга к обучению и адаптации), что дает нам глубоко и вдумчиво воспринимать текст, позволит применить принципы глубокого чтения в новой среде.

Если мы станем лучше читать online, то сможем увеличить нашу способность к восприятию текста независимо от среды. Вот несколько советов, как вдумчиво читать (или слушать) даже в интернете или с экрана гаджетов:

Попробуйте читать вслух

читать вслух

Исследователи из Waterloo, показавшие, как сильно мы отвлекаемся при прослушивании аудиокниг, обнаружили следующее: чтение вслух существенно повышает понимание. Когда вы читаете вслух, у вас по умолчанию задействован механизм, способный оповестить вас в случае потери концентрации. В подобном случае вы просто начинаете неправильно произносить слова.

Еще один прием, помогающий более качественно воспринимать информацию при прослушивании аудиокниг: резюмировать содержание каждой главы по ее завершению. Как только рассказчик переходит к следующей главе, попробуйте нажать на паузу и вслух повторить важные тезисы последней части.

Если у вас не получится, то лучше отмотать назад. Исследования подтверждают, что подобное подведение итогов помогает нам запомнить больше информации, так как мы вынуждены определять основные моменты текста, отбрасывая лишнее.

Тренируйте периферическое зрение

Немного попрактиковавшись в развитии периферического зрения, вы научитесь читать быстрее естественным образом. Тим Феррис (Tim Ferriss) разработал технику, способную повысить вашу скорость чтения еще быстрее при помощи трекера (ручки или другого инструмента, следующего за уровнем глаз по мере чтения) и определенных упражнений, повышающих количество воспринимаемых слов. Таким образом, ваши глаза могут в большей степени сосредоточиться на центре страницы.

Еще одна маленькая хитрость: большинство приложений для прослушивания аудиокниг имеют функцию увеличения скорости воспроизведения. Некоторым проще понимать информацию на скорости в 1.5 раза выше номинальной. Если вы чувствуете, что темп повествования слишком медленный, то попробуйте его ускорить. Как и при использовании первого совета, при наличии определенной практики вы привыкнете к более быстрым темпам прослушивания аудиокниг.

Сделайте чтение активным опытом

Обычно чтение представляет собой пассивный опыт. Вы расслабляетесь, наливаете чашечку кофе и наслаждаетесь хорошей книгой. Совсем иначе читает книги Райан Холидей (Ryan Holiday). Для него чтение — весьма активный опыт:

«Если мне нужно уточнить что-либо, я сгибаю уголок страницы и позже к этому возвращаюсь. Я ношу с собой ручку и записываю любые мысли, чувства, связи, возникающие у меня при прочтении того или иного отрывка. Не бойтесь испортить книгу заметками или аннотациями».

активный опыт

Делайте пометки на полях, выделяйте текст и записывайте запомнившиеся отрывки по мере прочтения или прослушивания. Не бойтесь отложить книгу или поставить запись на паузу, пока вы записываете пришедшую вам в голову мысль.

Таким образом, вы куда прочнее взаимодействуете с полученной информацией, чем если бы просто прочли ее, а потом мучительно вспоминали нужную вам часть. Преимущества в данном случае действительно весомые. Исследования доказали, что подобный способ активного чтения позволяет ощутимо повысить понимание информации.

Повторение

Многие, закончив книгу, ставят ее на полку в библиотеку или перемещают в папку в Kindle, пока не переставят ее или не дадут почитать приятелю. Еще один совет от Райана Холидея заключается в повторном прочтении книг.

Билл Клинтон, например, перечитывает «Размышления» Марка Аврелия каждый год. Существует высокая вероятность того, что при повторном прочтении вы будете замечать те вещи, которые не увидели в первый раз. Хотя при этом вы можете прочесть меньше книг за год, зато поймете больше из прочитанного материала.

Найдите применение полученной информации

Записывать свои мысли — простой способ повысить понимание и научиться критически мыслить о предмете. Поднимите качество чтения на следующий уровень, записывая основные моменты и их значение для вашей жизни или сферы бизнеса. Речь идет о применении усвоенного материала. Если вы сделаете это, то с большей вероятностью вспомните прочитанное спустя некоторое время. Рональд Рейган использовал подобную систему для сбора исторических заметок и даже анекдотов.

Найдите применение полученной информации

Суть здесь отнюдь не в бездумной порче бумаги. Сосредоточьтесь на выделении основных моментов своими словами. Зная, что вам придется резюмировать содержание книги, вы серьезно повысите уровень внимания при чтении.

Если у вас есть время для чтения только по дороге на работу, тогда аудиокниги, несомненно, ваш выбор. Ведь iPad гораздо компактнее и легче, чем тома «Войны и Мира». Никто не принуждает вас к компромиссу между применением технологий и качеством знаний — при правильном подходе вы получите и то, и другое.

Высоких вам конверсий!

По материалам pickcrew.com, image source *Margareta* 

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Феникс-Маркетинг". ИНН:7725812838, КПП:772501001, ОГРН: 513774619323915280, Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19, стр. 1, этаж/пом 3/25

ООО «Феникс-Маркетинг» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний