Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Оптимизация процессов управления персоналом: что такое SWOT-анализ и зачем он нужен

Оптимизация процессов управления персоналом: что такое SWOT-анализ и зачем он нужен

Оптимизация процессов управления персоналом

О пользе системного анализа, изучения и исследования бизнес-процессов знает каждый. Никогда и никому еще не удавалось построить эффективно функционирующую и активно развивающуюся организацию без обратной связи: анализ настоящего положения дел и достигнутых результатов, корректировка целей и задач в соответствии со стратегией и миссией, постоянное отслеживание показателей — что было запланировано и что в итоге получилось — без аналитических методов здесь не обойтись.

О пользе системного анализа, изучения и исследования бизнес-процессов знает каждый, и, может быть, вы уже слышали о swot анализе системы управления персоналом. Никогда и никому еще не удавалось построить эффективно функционирующую и активно развивающуюся организацию без обратной связи: анализ настоящего положения дел и достигнутых результатов, корректировка целей и задач в соответствии со стратегией и миссией, постоянное отслеживание показателей — что было запланировано и что в итоге получилось — без аналитических методов здесь не обойтись.

 Все это, конечно, применимо и к HR-сфере, к которой относится и swot анализ оценки персонала в компании. Более того, цена ошибки в процессах управления персоналом достаточно высока, и, стоит вам взять на работу неподходящего сотрудника или неверной мотивацией спровоцировать уход ценного работника, компания понесет убытки. Для чего проводят swot анализ? Чтобы этого избежать. Чем серьезней позиция, занимаемая работником, тем больше ущерб. Поэтому правильный анализ, адекватное восприятие сильных и слабых сторон, экстраполяция возможных препятствий и формирование «запаса прочности» для их преодоления и swot анализ адаптации персонала — это залог успешного развития компании в отношении работы с персоналом в частности и, как показывает практика, всей организации в целом. 

На крупных предприятиях есть целые отделы аналитики, статистики и развития, все сотрудники которых знают, что означает swot анализ, и модные нынче отделы RandD («Research and Development», в переводе с англ. «исследование и развитие»). В небольших компаниях специальных отделов нет, и именно поэтому важно, чтобы линейные руководители и топ-менеджеры знали, для чего нужен swot анализ, и владели хотя бы минимальным набором аналитических инструментов.
 К таким инструментам и можно отнести swot анализ персонала организации, о применении которого в HR-сфере мы и поговорим в рамках очередного поста данной серии.

Что это такое?

Историческая справка. Метод swot анализа в области персонала был создан гарвардскими учеными в 1963 году, а, начиная с 1965 года, получил активное распространение в бизнес-среде: тогда его в основном использовали для качественного и количественного анализа состояния финансовых дел компаний. Сегодня этот метод с успехом можно применять к любым бизнес-процессам.
 Итак, что такое swot анализ предприятия? Аббревиатура расшифровывается следующим образом:
 S — Strengh — сильные стороны, преимущества компании перед конкурентами, достоинства и плюсы, которые нужно понимать и использовать максимально, для чего проводится swot анализ.
 W — Weaknesses — слабые стороны, недостатки, минусы, те особенности, по которым компания проигрывает конкурентам. Что позволяет swot анализ? Обнаружить их и ликвидировать.
 O — Opportunities — возможности, силы, ресурсы для повышения конкурентоспособности. Выявить их и использовать — вот в чем состоит цель swot анализа.
 T — Threats — угрозы для организации, которые необходимо предвидеть заранее, для чего используется swot анализ (возможные действия со стороны конкурентов, возможные изменения в законодательстве, спросе потребителей — все, что может негативно сказаться на прибыли компании), форс-мажорные обстоятельства.
 Таким образом, swot анализ управления персоналом организации — это глубокий и систематический анализ внутренних факторов самой организации и особенностей внешней окружающей ее среды.

Составление матрицы

Для удобства анализ начинают с составления SWOT-матрицы. Чтобы понять, что такое матрица swot анализа, составим такую матрицу применительно к HR-процессам на примере вымышленной организации. Назовем ее ООО «Рога и копыта», сфера деятельности — розничная торговля компьютерами и комплектующими, штат — 40 человек, и посмотрим, что такое swot анализ. Пример достаточно нагляден.

 

+
все, что нужно для достижения цели (прибыли)

-
все, что мешает достижению цели (прибыли)
Внутренние факторы в компании «Рога и копыта»S 
1. разработана система вводного обучения для продавцов; 
2. заработная плата практически по всем позициям выше средней по рынку; 
3. высокие показатели вовлеченности у продавцов; 
4. достаточный бюджет для проведения корпоративных мероприятий (тимбилдинга); 
5. четко очерченная, понятная всем ключевым сотрудникам стратегия работы компании; 
6. разработана и внедрена система скидок на продукцию компании для сотрудников; 
7. организовано место отдыха и питания.
W
1. высокая степень «текучки» в отделе закупок; 
2. слишком сложная система kpi для отдела закупок; 
3. низкие показатели вовлеченности кладовщиков и подсобных рабочих; 
4. отсутствие регламентов, скриптов (планов ведения беседы) в отделе продаж; 
5. невысокий уровень коммуникации между отделами — информация плохо доходит от одного отдела к другому;
6. нерегулярная оценка производительности труда руководителей отделов; 
7. ведется работа по созданию кадрового резерва, как показал swot анализ сотрудника (пример: нет плана на замещение ключевых должностей).
Внешние факторы в окружающей среде «Рога и копыта»О
1. открытие в ближайшем вузе эффективных обучающих курсов для менеджеров по продажам (swot анализ развития персонала часто приводит к тому, что сотрудники отправляются повышать квалификацию); 
2. повышение значимости HR-бренда (репутации) компании в местной бизнес-среде; 
3. небольшое количество (по сравнению с фирмами-конкурентами) отрицательных отзывов о работе в компании.
Т
1. выход на рынок сильного конкурента, который способен «перекупить» сотрудников; 
2. рост цен на аренду помещений.

Анализ матрицы

После того как матрица составлена стало ясно, в чем заключается суть swot анализа, необходимо ответить на главный стратегический вопрос: как превратить отрицательные особенности в положительные, как перевести негативные факторы в позитивные? Итак, в чем сущность метода swot анализа и каким образом можно использовать сильные стороны и возможности среды, для того, чтобы справиться с недостатками и быть готовым ответить на возможные угрозы?

 Так выглядит swot анализ в управлении персоналом. Пример результатов в нашем случае — «разобраться» с отделом закупок: провести внутренний аудит работы, оценку сотрудников, подобрать методы решения проблем; возможно, взять за основу отлаженные процессы в отделе продаж. Также нужно обратить внимание на развитие корпоративной культуры: деньги на ее развитие есть, потенциал тоже — необходимо разработать и внедрить систему корпоративных мероприятий — такой вывод можно сделать из swot анализа системы управления персоналом. Пример первого шага — заняться визуализацией корпоративного кодекса. Важно не забыть о понимании стратегии компании рядовыми сотрудниками (отдел продаж, склад, подсобные рабочие и пр.) — довести до них цели и задачи работы всей организации, отделов и лично каждого.

 Итак, для чего необходим swot анализ? Подчеркнем, что он позволяет выявить слабые места, проблемы в управлении персоналом и наметить пути их решения.

Общие рекомендации

А теперь — несколько советов по правильной организации swot анализ процесса.

  1.   Анализируя состояние HR-процессов, нужно привлечь к работе не только специалистов по управлению персоналом (кадровых работников), которые знают, что включает в себя swot анализ, но и обязательно руководителей отделов, а также рядовых сотрудников. Пусть их будет немного, но именно руководители отделов обладают большим количеством актуальной информации по данным вопросам, а простые сотрудники, на которых необходимо обратить внимание, проводя swot анализ персонала (пример: один из «стареньких», давно работающих в компании, а второй — «новичок», со свежими взглядами) на себе испытывают все плюсы и минусы системы работы с персоналом, которые выявляет swot анализ процесса. Пример того, что можно сделать с его результатами, — пригласить экспертов со стороны — это могут быть представители кадровых агентств или консультанты по HR-вопросам.
  2.   В качестве метода для анализа лучше всего использовать «мозговой штурм» — матрица заполняется всеми участниками письменно, без оценок и обсуждений, поэтому то, что показывает swot анализ, будет более объективно. После этого ответы группируются и анализируются. Использовать можно самые лучшие групповые идеи.
  3.   Для анализа важно собирать не мнения и точки зрения, а реальные факты, для чего используют методику swot анализа.
  4.   Чтобы swot анализ мотивации персонала был наиболее полезным, важно, чтобы эти факты были конкретными и измеримыми, а идеи записывались просто, кратко и понятно.

Вместо заключения

Таким образом, swot анализ бизнес процесса может стать эффективным инструментом изучения существующего положения дел в компании касательно процессов управления персоналом. Если проводить его грамотно и регулярно, можно насобирать массу идей о том, что можно улучшить в HR-сфере, как оптимизировать работу с сотрудниками а, значит, как принести компании еще большую прибыль. Теперь вы знаете, из чего состоит swot анализ и как его проводить.

Высоких вам конверсий!

Дарья Хоромская,
руководитель HR отдела LPgenerator

наши вакансии >>>

image source: SMU Central University Li

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Феникс-Маркетинг". ИНН:7725812838, КПП:772501001, ОГРН: 513774619323915280, Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19, стр. 1, этаж/пом 3/25

ООО «Феникс-Маркетинг» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний