Когда Мэттью Маносу (Matthew Manos) было 16 лет, он решил, что хочет быть дизайнером. Мэттью купил Macintosh, записался на курсы компьютерного искусства и стал шаг за шагом изучать Photoshop, Illustrator и InDesign. Он начал с простых вещей, вроде добавления лиц друзей на фотографии с кошками, однако вскоре подобные задачи стали казаться ему слишком простыми.
Пару месяцев спустя Мэттью получил возможность по-настоящему испытать свои силы. Он гулял по скейт-парку в городе Саннивейл (штат Калифорния), и увидел там парня, выполнявшего трюки на инвалидном кресле. «Я решил, что просто обязан поговорить с ним», — вспоминает Мэттью.
Приблизившись к площадке для катания, Манос увидел, что этот человек был не один: за ним следовала небольшая группа детей в инвалидных креслах. Они скользили по перилам и крутились с невероятной скоростью.
Оказалось, что встреченный Мэттью человек был представителем некоммерческой организации Wheelchair Skater, помогавшей детям-инвалидам заниматься экстремальными видами спорта. После разговора с ним, Манос предложил сделать для Wheelchair Skater рекламные стикеры.
Это был его первый дизайн-проект, и Манос выполнил его бесплатно. «Честно говоря, — замечает Мэттью — в тот момент я не мог даже представить, насколько важную роль эта работа сыграет в моей жизни».
Сегодня, десятилетие спустя, Манос — основатель и управляющий партнер дизайнерской фирмы verynice, которая 50% работы выполняет на безвозмездной основе (помогая таким организациям, как ЮНИСЕФ и 826 Los Angeles). За счет усилий verynice, создавшей команду из 350 волонтеров и подрядчиков, некоммерческие организации в 45 странах сэкономили в общей сложности более $2 000 000. При этом важно отметить, что бизнес-модель компании вполне может быть использована и другими игроками рынка.
Мэттью испытывает неподдельную радость, когда его работа приносит пользу обществу
Как все начиналось
Обучение в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (University of California, Los Angeles) позволило Маносу получить необходимые знания. Но здесь же он познакомился и с некоторыми стереотипами мира дизайна. Так, например, ему говорили: дизайнеры не создают бизнес — они создают бренд. Единственная задача дизайнера, согласно данной модели, заключалась в том, чтобы помочь предпринимателю продать товар.
На протяжении многих лет Мэттью мечтал создать собственную компанию, однако мнение окружающих людей по поводу перспектив этой затеи не вселяло в него уверенности.
Внимание Маноса привлекла теория, согласно которой работа дизайнера должна приносить пользу обществу. Он заметил, что многочисленные заявления дизайнерских фирм о социальной ответственности не мешают им брать деньги за свои услуги с некоммерческих организаций.
Мэттью Манос:
«Я узнал, что в одних только Соединенных Штатах некоммерческие организации ежегодно тратят $7 600 000 000 на маркетинг и дизайн. И я подумал: почему бы не предложить этим организациям бесплатные дизайнерские услуги? Это позволило бы им сэкономить средства, необходимые для выполнения основных задач. В конце концов, миссия некоммерческой организации состоит не в том, чтобы создать красивый веб-сайт, а в том, чтобы сделать мир лучше».
И Мэттью приступил к воплощению своей задумки в жизнь.
Работа не из легких
В 2008 году Манос все-таки создал собственную компанию — verynice. Он собирался бесплатно предлагать некоммерческим организациям дизайнерские услуги и написал на салфетке весьма амбициозный девиз: «Save the World» («Спасем мир»), который, правда, впоследствии трансформировался в «Change the design industry through disruptive innovation and authentic intention» («Изменим индустрию дизайна с помощью «подрывных инноваций» и добрых намерений»).
Практически все свое свободное время Мэттью тратил на работу, единственной наградой за которую было удовлетворение от того, что его усилия приносили пользу людям. Он в одиночку нес ответственность за выполнение всех стоящих перед компанией задач.
Год спустя Маносу был доверен первый действительно крупный проект: ему предстояло разрабатывать дизайн рекламных материалов для фильма ужасов от MTV «Изуверское графство» («Savage County»). Сотрудничество со столь известной компанией должно было существенно поднять авторитет Маноса в глазах потенциальных клиентов.
Проблема заключалась в том, что как раз в это время он начал обучение по программе, позволяющей получить степень магистра изящных искусств. Совмещать учебу с работой в собственной компании оказалось весьма непросто, и Мэттью стал разрабатывать для verynice бизнес-модель.
Он понимал, что работая бесплатно, добиться коммерческого успеха невозможно, но при этом не хотел уподобляться дизайнерским фирмам, руководствовавшимся исключительно желанием заработать. В итоге Манос пришел к компромиссу: он решил, что verynice будет «жертвовать» некоммерческим организациям 50% выполняемой работы.
Подобная концепция не была принципиально новой. Coca-Cola, к примеру, еще в 1880-х годах начала предлагать людям купоны, дававшие право на получение бесплатной порции напитка.
В 1950-х потребительский рынок захлестнула волна акций в стиле «купи один товар — получи второй в подарок». Впоследствии некоторые фирмы (к примеру, специализирующаяся на продаже обуви TOMS), стали использовать эту модель для организации своей благотворительной деятельности, жертвуя по одному товару на каждый проданный.
Однако, в большинстве случаев такая схема применялась компаниями, работавшими в производственной сфере. Когда Манос предложил свою идею, согласно которой половину работы его дизайнерская фирма должна была выполнять безвозмездно, специалисты отнеслись к ней весьма скептически. Они были уверены, что оказание бесплатных услуг — это прямой путь к обесцениванию работы компании.
Но чувство морального долга не позволяло Маносу отказаться от своего плана. Оставалось только понять, каким образом его можно реализовать.
Бизнес-модель verynice
После долгих раздумий Мэттью нашел ответ. Он принял решение, что его фирма будет выполнять вдвое больше работы, чем оплатят заказчики, а образующийся «излишек» будет использоваться для помощи некоммерческим организациям. Мэттью назвал данный подход «методологией удвоения».
Чтобы система заработала, Маносу необходимо было найти удаленных сотрудников. Как только был создан соответствующий веб-сайт, к проекту присоединилась дизайнер из округа Колумбия, ставшая первым привлеченным волонтером.
Когда Мэттью начал работать с такими известными организациями, как «Amnesty International» и ООН, количество желающих принять участие в проекте серьезно возросло. К концу 2012 года в команду Маноса входило более 100 человек, большинство из которых совмещало оказание бесплатных услуг некоммерческим организациям с выполнением платных заказов, поступавших от представителей бизнеса.
Мэттью Манос:
«Наши волонтеры имеют возможность получить ценный опыт, принося при этом пользу обществу. Вдобавок, когда вы делаете что-то бесплатно, вы имеете больше пространства для творческих экспериментов.
Не стоит забывать и о том, что неоплачиваемая работа — это возможность продемонстрировать качество своих услуг потенциальным клиентам. Мы на протяжении длительного периода работали с калифорнийской некоммерческой организацией, в Совет директоров которой входил представитель компании Disney. Он мог собственными глазами увидеть, на что способны наши сотрудники. Когда ему нужно было выбрать дизайнерскую фирму для реализации проекта Disney, мы были первыми в списке претендентов, и в итоге получили эту работу».
Приведенный Маносом пример отнюдь не уникален. Руководители крупных корпораций довольно часто являются членами советов директоров некоммерческих организаций. Таким образом, безвозмездную работу можно рассматривать не только как способ исполнения моральных обязательств, но и как возможность зарекомендовать себя в качестве надежного партнера.
Ниже вашему вниманию представлена схема, иллюстрирующая соотношение источников доходов verynice:
50% клиентуры verynice — это некоммерческие организации. Остальные 50% включают в себя стартапы и представителей малого бизнеса (25% от общего числа клиентов), коммерческие социальные предприятия (20%), а также компании из списка Fortune Global 500 (5%).
Сегодня команда verynice — это несколько менеджеров и стратегов, два деловых партнера и полдюжины опытных дизайнеров, которые контролируют работу более чем 350 подрядчиков и волонтеров по всему миру. Компания имеет офисы в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке и Остине.
Можно с уверенностью сказать, что verynice — это не просто дизайнерская фирма. Это — идеология.
В октябре 2013 года Мэттью Манос с помощью краудфандинга собрал $10 000, чтобы выпустить книгу, рассказывающую о том, «как отдавать половину своей работы бесплатно». Не так давно было опубликовано второе издание. Книга (которую, к слову, можно скачать совершенно бесплатно) привлекла внимание не только дизайнеров, но и многих бизнесменов, которым близка философия Маноса.
Сам Манос, в свою очередь, ставит перед verynice весьма амбициозные цели. Так, например, он хотел бы к 2020 году довести общую стоимость выполненных компанией бесплатных работ до $10 000 000 (сейчас этот показатель находится примерно на уровне $2 000 000). Но, что еще важнее, он планирует делать все, чтобы успешно опробованную verynice модель могли использовать фирмы по всему миру.
В заключение, приведем слова Мэттью Маноса:
«Сегодня работающие в области дизайна компании ищут пути оптимизации бизнеса, стремясь максимизировать прибыль. Конечно, в желании заработать больше денег нет ничего плохого. Но что по-настоящему важно, так это наследие, которое бизнес оставляет за собой».
Высоких вам конверсий!
По материалам: priceonomics.com, image source: Ryan McGinnis