Как комплексно изучить работу сайта? Как улучшить статистику посещаемости? Почему продажи не растут? Чтобы решить эти и другие вопросы, стоит обратиться к веб-аналитике.
- Основы
- Принципы
- Методы и инструменты
- 1.Методы
- 2.Инструменты
- 2.1. Google Analytics
- 2.2. Яндекс.Метрика
- С какой аналитической системой работать?
- Вместо заключения
Основы
Основы веб аналитики — элементарные инструменты и программы, с помощью которых можно собирать данные об интернет-проекте для дальнейшей интерпретации.
Веб-аналитика — технологии анализа ресурса. Задача — повышение релевантности сайта, увеличение посетителей, оптимизация проекта и его функциональности. Это методика определения проблем сайта, позволяющая найти пути их решения.
Хотя сфера электронной коммерции меняется, становясь проще для покупателей и предпринимателей, веб-мониторинг только усложняется. Этому есть несколько объяснений. Во-первых — рост числа конкурентов делает необходимым тщательный анализ. Второе — системы регулярно обновляются, расширяются методы работы.
Грамотная веб-аналитика решает такие проблемы, как:
- расширение функционала веб-портала — определяется по результатам мониторинга поведенческих факторов;
- запуск рекламного продвижения;
- работа с недостатками ресурса — с технической точки зрения (навигация, время прогрузки страниц), и со стороны интернет-маркетинга (юзабилити, контент, оптимизация).
Принципы
В основе веб-анализа лежат несколько принципов:
- лучше предупредить проблему, чем после заниматься ее решением;
- принцип развития, применения новых разработок, методов, инструментов;
- принцип гибкости менеджмента — для слаженной работы проекта очень важно выделять и акцентировать внимание на внутренних организационных моментах, поиске лучших вариантов решения проблем, обеспечения согласованности команды.
Методы и инструменты
1.Методы
Стандартно используются следующие техники:
- аудит семантического ядра — выясняется, насколько сформированный список ключевых слов отражает потребности и поисковые запросы целевой аудитории на данный момент;
- поисковой аудит сайта — эффективность процесса продвижения в естественной выдаче;
- анализ посещаемости — статистика, источники трафика и другое;
- юзабилити-аудит — анализ навигации, конверсионных путей и «удобства» ресурса в целом;
- анализ поведенческих факторов и конверсии интернет-портала;
- аудит конкурентов — определение и адаптация имеющихся успешных примеров функционирования компании.
2. Инструменты
Для сбора статистики существуют различные инструменты веб аналитики, которые классифицируются на два типа.
Первый — системы интернет-статистики. Это внешние программы, для работы с которыми на сайт устанавливается небольшой фрагмент кода. Данные заносятся в базу, размещенную на сервере поставщика услуги. Они доступны владельцу веб-ресурса. Такие программы просты и удобны в использовании. Они позволяют получить наглядную информацию. Примеры: Google Analytics, Яндекс.Метрика, Liveinternet и другие.
Лог-анализаторы — программы, устанавливаемые на компьютер пользователя. Лог-файлы собираются с определенной периодичностью, обрабатываются и хранятся во внутреннем архиве. Как правило, работа с такими инструментами требует специальных знаний и навыков. Примеры: Webalizer, AWStats.
Системы интернет-статистики используются массово, благодаря своему удобству и простоте. Распространенными являются Google Analytics и Яндекс.Метрика, поэтому на них мы остановимся подробнее.
2.1. Google Analytics
Этот сервис позволяет с легкостью анализировать поведенческие метрики, необходимые для интернет-маркетологов. По результатам специалисты могут улучшить качество ресурса, что способствует эффективному интернет-продвижению.
Какие данные можно получить с помощью Google Analytics? Во-первых — показатели посещаемости:
- сколько всего было просмотрено страниц;
- детализированный путь на сайте одного посетителя — куда заходил, как часто;
- общее количество пользователей;
- новые посетители сайта.
Во-вторых — характеристики аудитории веб-ресурса:
- географическое расположение — определяется по IP-адресу устройства пользователя;
- показатели активности аудитории;
- заинтересованность посетителя — определяется временем, проведенным пользователем на портале.
В-третьих — источники трафика. В Google Analytics показываются:
- сайты, с которых перешли посетители;
- откуда пришли пользователи — поисковые системы, отдельные ресурсы и блоги, социальные сети и другие;
- переходные поисковые запросы — по каким ключевым фразам посетитель нашел веб-портал.
Четвертый вид данных — популярность страниц и разделов сайта. Выдается отчет о:
- наиболее посещаемых страницах — высчитывается из общего количества просмотров;
- самых просматриваемых группах страниц — аналогичные метрики показываются для страниц подкаталога;
- списке страниц, посещенных пользователем в течение одного сеанса — благодаря тому, что в Google Analytics можно проследить путь посетителя на сайте, формируется отчет о просмотренных им документах.
И многие другие типы данных.
2.2. Яндекс.Метрика
Сервис, практически идентичный по функционалу Google Analytics. Используется для того, чтобы оценить:
- посещаемость ресурса;
- поведение посетителей на сайте;
- эффективность рекламной компании (контекстной рекламы).
Ниже приведены примеры отчетов в Яндекс.Метрике.
Первый — отчет конверсии. Он демонстрирует общие показатели по каждой цели, установленной в системе, а именно:
- уровень конверсии;
- число целевых визитов;
- количество заказов;
- общий доход;
- насколько выполнена поставленная цель.
Целями в Яндекс.Метрике называется «идеальный» показатель, установленный для конкретного веб-ресурса.
Следующий — пример отчета по возрасту. Он позволяет в сравнении оценить демографические показатели аудитории.
Многие оптимизаторы используют сразу несколько сервисов, но если вы новичок в веб-мониторинге, то есть смысл остановиться на одной системе. Как выбрать подходящую, читайте далее.
С какой аналитической системой работать?
Подбор подходящей для вашей компании системы веб-анализа — это важная составляющая успеха бизнеса. При выборе мы рекомендуем обратить внимание на несколько характеристик.
Качество информации — на первое место нужно поставить емкость и информативность, а не объем и условную «интересность». В качестве примера: сравнение количества постоянных и новых пользователей — относится к «интересно», а сопоставление доходов от каждой группы — к «информативно».
Возможность конкретизации данных. Например, отбор из общего прироста посетителей отдельно пользователей «из Яндекса» и «из Google». Или подробный отчет о конверсионном пути клиента, а не просто констатация результата.
Возможность переноса данных — для того, чтобы они легко транспортировались и открывались в разных форматах (Excel, Word, и другие).
Взаимодействие с разными сервисами — специализированными, обслуживающими, клиентскими и другими. Например, со Skype, SMS, email.
Вместо заключения
Многие проблемы онлайн-бизнеса можно предотвратить и решить с помощью веб-аналитики: что это такое, мы выяснили в данной статье. Владелец сайта должен знать элементарные понятия и основы веб-мониторинга, даже если он сам не занимается продвижением сайта или лендинга, а доверяет профильным специалистам. Эти знания помогут в развитии компании в целом.
Высоких вам конверсий!