Размещать рекламу онлайн и продавать продукты или сервисы в сети — вот самое простое определение интернет-маркетинга. На сегодняшний день, этот вид коммерции переживает небывалый расцвет, и если ваши потенциальные клиенты знают, как пользоваться Интернетом — а по последним данным ФОМ, одна только аудитория Рунета составляет сейчас 73,8 млн человек — информация об этой форме ведения бизнеса вам просто необходима.
Определение понятия
Комплексный подход
Разработка веб-стратегии
Создание трафика
Сбор и анализ информации
Удержание клиентов
Вместо заключения
Интернет сегодня — не только средство, но и полноценная среда для реализации всех аспектов традиционного маркетинг-микса: цены (price), продукта (product), места продаж (place) и продвижения (promotion). Каждый современный предприниматель стремится открыть виртуальные двери перед своими покупателями, и все больше людей по всему миру заинтересованы в таком виде торговли.
Мы постоянно слышим вокруг — контекстная реклама, лиды, оптимизация, SEO, продвижение в соцсетях, контент-менеджмент, юзабилити, копирайтинг, веб-аналитика, вирусные видео, но по сути, все эти страшные слова — части единого целого, поэтому тем, кто только задумывается о переводе своего бизнеса онлайн, надо четко знать ответы на вопросы: интернет маркетинг что это и зачем нужно?
Как уже было сказано, интернет давно перестал быть просто средством передачи информации (media), превратившись из места для размещения рекламы в полноценный канал продаж, что позволило добиться максимально быстрой конверсии, или перехода обычных посетителей сайта в потенциальных, а затем и реальных покупателей.
С помощью интернета, помимо рекламы бренда и продажи физических товаров, постепенно стали продвигаться также информация, идеи, услуги, сервисы — все, что каким-нибудь образом приносит прибыль своим владельцам.
Согласно WebMarketing Experts, содержание интернет-маркетинга, или если хотите — работы специалиста соответствующего профиля — можно разложить на четыре главных составляющих, перечисленных в порядке их реализации для любой маркетинговой кампании:
- Определение стратегии
- Генерация трафика
- Сбор и анализ информации
- Фиделизация клиентов
Некоторые интернет-маркетологи выделяют как отдельную активность создание, оптимизацию и координацию работы сайта/лендинга, другие считают единственной задачей «специалиста по продвижению» — привлечение клиентов через интернет и повышение продаж, а значит, инструменты интернет маркетинга это генерация трафика, подготовка потенциальных покупателей (lead) к покупке, «закрытие» сделок и обеспечение повторных продаж.
Интернет-маркетолог, помимо владения широким спектром различных инструментов для проведения рекламных кампаний и PR-акций в сети, должен владеть «аналитическим мышлением», т.е. быть способным понять, объяснить и использовать данные, которые он получает в результате совершенных действий.
Все эти различия в определении — просто вопрос приоритетов и распределения обязанностей, особенно в больших компаниях, где «интернет-маркетинг» представляет собой результат усилий целой команды специалистов, отвечающих каждый за свою часть работы. Поэтому правильнее было бы рассматривать все явление в комплексе, как цепь взаимосвязанных шагов, а не набор отдельно взятых инструментов.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что комплексный интернет маркетинг — не какое-то одно действие или понятие, а мощное средство продвижения бизнеса в сети, которое включает все — от разработки стратегии до удержания существующих клиентов. Рассмотрим каждый из этих этапов подробнее.
1. Анализ спроса и целевой аудитории
2. Изучение предложений конкурентов
3. Позиционирование сайта
4. Собственно маркетинг-микс
Недостаточно придумать продукт — нужно обозначить стратегию вашего присутствия на рынке. Без знания своей целевой аудитории не удастся привлечь на сайт потенциально заинтересованных посетителей, а отсутствие представлений о конкурентах в выбранной нише — их слабых и сильных местах, ценах, средствах производства и распространения — не позволит создать адекватное ценностное предложение.
Перед тем, как приступать к конкретным действиям, должен быть составлен четкий план, чего вы хотите добиться от вашего продукта, кому он предназначен, какие потребности удовлетворяет, сколько он стоит, какие каналы хотите использовать и почему.
Многие переходят к этому шагу, минуя предыдущий этап. Такова реальность многих компаний — заманить побольше клиентов, а там разберемся, что к чему. Однако любой инструмент требует грамотного обоснования своего применения, и бессмысленное «накручивание» трафика может привести лишь к финансовым затратам без какого-либо значимого результата.
Генерация лидов (lead generation), то есть привлечение пользователей и убеждение их совершить первую покупку — главная задача веб-маркетолога, поскольку без посетителей вы никогда не сможете ничего продать. Среди методов лидогенерации выделяют:
1. Естественная поисковая оптимизация, или SEO
2. Поисковый маркетинг, или SEM средствами контекстной рекламы с оплатой за клик (PPC, pay-per-click)
3. Поисковый маркетинг средствами таргетированной рекламы в соцсетях (SMM, Search Media Marketing)
4. Медийная реклама в интернете
5. Рекламная email-рассылка
6. Подписка на новости
7. Создание и распространение полезного контента
8. Вирусный маркетинг и buzz-маркетинг
9. Использование сайтов объявлений
10. Продвижение чрез форумы и дискуссии
11. Продвижение на сайтах нетворкинга и в профессиональных сообществах (SMO, Social Media Optimization)
12. Обмен ссылками с другими сайтами
13. Партнерские программы
14. Распространение информации в виде белых книг (White Paper)
15. Синергия с рекламой оффлайн
16. Электронные скидочные купоны
17. Игры, опросы и конкурсы
18. Спонсорство
Данный список постоянно расширяется, какие-то алгоритмы меняются (например, принципы ранжирования мобильного поиска Google, «Минусинск» от Яндекса с отменой учета покупных бэклинков), отмирают старые и появляются новые инструменты (недавно введенная возможность рекламироваться в ленте новостей Вконтакте).
В связи с этим, теоретическая подготовка интернет-маркетологов не прекращается никогда, нужно постоянно быть в курсе последних событий, посещать тематические мероприятия, читать профильные книги, форумы и блоги — как раз то, чем вы занимаетесь сейчас :)
Для уверенных действий по продвижению в интернете надо не только знать основные принципы юзабилити, дизайна и управления контентом, владеть средствами для проведения сплит-тестирования, но и уметь пользоваться системами веб-аналитики (KissMetrics, Analytics, Метрика), чтобы отслеживать любые изменения, которые вы производите над вашим сайтом, и интерпретировать результаты.
В плане аналитики, комплексный интернет маркетинг подразумевает следующие действия:
1. Изучение позиции сайта в поисковых системах
2. Изучение трафика, или посещаемости
3. Изучение поведения пользователей (с помощью опросов, тепловых карт, айтрекинга)
4. Изучение конверсионных действий (продаж, подписок, открытия email'ов и т. д.)
5. Глубинный анализ полученных статистических данных с целью внедрения улучшений.
Часто эту работу выполняет отдельный специалист по веб-аналитике, однако в небольших компаниях и агентствах по продвижению в сети составление регулярного отчета о поисковой оптимизации, созданному и опубликованному контенту, достигнутым целям конверсии и формирование плана на следующий период — входят в обязательный круг задач интернет-маркетолога.
Фиделизация (от англ. fidelity — верность, преданность) — это усилия, направленные на повышение лояльности клиентов, куда входят различные способы «выращивания», или поддержания интереса пользователей, разрешение всевозможных вопросов, споров и возражений потенциальных покупателей, а также проведение дополнительных, повторных продаж, увеличение среднего чека (cross-sell, up-sell, ремаркетинг).
Это обеспечивается следующими методами:
1. Регулярная работа над оптимизацией сайта и контентом
2. Создание email-рассылки по базе подписчиков
3. Поддержание сообществ в соцсетях (опросы, ответы на комментарии)
4. Программы лояльности клиентов ( «Связной-Клуб», аэрофлотовские «мили» от Сбербанка, Много.Ру)
5. Дисконтные карты
6. Списки рекомендаций на основе анализа клиентского поведения в CRM-системах
Все перечисленные инструменты и этапы создают лишь общее представление о том, что представляет из себя комплексный интернет маркетинг. За каждым из них стоит ежедневная работа по уточнению, корректировке стратегии, изучению деятельности конкурентов, оптимизации сайта и улучшению поведенческих факторов, росту трафика, более глубокому пониманию целевой аудитории, повышению ее доверия и т. д.
Интернет-маркетинг — это непрерывный процесс, цель которого — упрочить позиции вашего бренда онлайн, привлечь и удержать клиентов и, главное, повысить продажи.
Традиционные медиа постепенно уходят в прошлое, уступая место новым средствам передачи информации не только в силу их доступности для аудитории, но также за счет возможности более точно отслеживать мельчайшие изменения в процессе, что является большим преимуществом перед обычной формой ведения бизнеса..
Высоких вам конверсий!