Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
  1. Главная >
  2. Блог >
  3. Аналитика и управление компанией >
  4. Первые инструменты веб-аналитики

Первые инструменты веб-аналитики

В начале 1990-х веб-аналитика рассматривалась владельцами и разработчиками сайтов как инструмент для поиска ошибок и профилактики сбоев сервера. Большинство решений для мониторинга посещаемости были сложными или очень дорогими. Но со временем вопрос «Сколько людей заходят на мой сайт?» стал по-настоящему животрепещущим. Это и привело к появлению первых инструментов веб-аналитики.

Журнал сервера

Родоначальником веб-аналитики был анализ логфайлов сервера. Каждый раз, когда пользователь просматривает страницу, его браузер создает протокол HTTP (Hyper Text Transfer Protocol), по которому передаются данные. Список всех запросов хранится в журнале сервера. Изучив журнал, можно отследить множество интересных вещей: IP-адреса пользователей, статусы запросов (были ли они успешными, время истекло и пр.), объем переданной информации, URL открытых страниц и т. д.

Журнал сервера

Первыми комплексными решениями для веб-аналитики были программы, собиравшие информацию из журнала сервера и представлявшие ее в наглядном виде. Такой софт мог подсказать, на какие периоды приходились максимальные объемы трафика, а также какие запросы были неудачными. Кроме того, разделялись запросы, сделанные роботами, и «настоящими» посетителями.

Несмотря на то, что у журнала сервера был большой потенциал, в начале 1990-х немногие компании пользовались им для сбора аналитики в полной мере. Во-первых, web-страницы становились все сложнее — добавлялись изображения, аудио- и видео-файлы, что привело к многократному увеличению числа HTTP-запросов. По статистике, в 1997 году крупной компании было необходимо до 24 часов, чтобы обработать журнал сервера и собрать необходимую для аналитики информацию.

Во-вторых, со временем браузеры становились сложнее, стало применяться кэширование — из-за этого повторные запросы, хранившиеся в системе, не регистрировались в журнале сервера. В результате данные, для сбора которых необходимо было приложить столько усилий, становились недостоверными.

Счетчик посетителей

К началу 2000-х в сети появилось множество сайтов, владельцы которых не были профессиональными разработчиками. Такие «любители», как правило, пользовались бесплатными услугами хостинг-провайдеров, поэтому не имели доступа к логфайлам сервера. Тем не менее, им нужна была информация о посещаемости сайта. В этот момент появились счетчики посещений.

Счетчик посетителей

Счетчики посещений — скрипты PHP, отражающие числовое значение на сайте, которое увеличивается на единицу после каждого посещения. Они были просты в установке даже для тех, кто ничего не смыслит в программировании. Достаточно было выбрать нужный стиль и скопировать-вставить сгенерированный код.

Легкость установки — пожалуй, единственное преимущество счетчиков посещений. Большинство из них высчитывали общее число заходов с момента установки скрипта. Т.е. для того, чтобы рассчитать, сколько просмотров было у вас за день, нужно было записать число просмотров утром и вечером, а затем из одного числа вычесть другое.

Недобросовестные владельцы часто накручивали счетчик для того, чтобы сайт казался популярным. А недобросовестные разработчики скриптов счетчиков вставляли в код реферальные ссылки, распространяя таким образом спам.

Javascript метки

По сути, счетчики посещений были самым примитивным инструментом веб-аналитики. На смену им пришли метки Javascript. В природе животных оснащают чипами, позволяющими отслеживать перемещение. Так и в программировании, особый сценарий, написанный на Javascript, собирает данные о посетителе.

Изначально метка подсчитывала только количество посетителей. Впоследствии сценарии стали сложнее — появилась возможность распознавать операционную систему пользователя, размер экрана, взаимодействие с конкретными элементами на странице. Большой объем информации о посетителях, получаемый владельцами веб-ресурсов, стал серьезным шагом в развитии стратегии клиентоориентированности, которая так популярна сегодня.

В следующий раз, когда вы будете пролистывать веб-страницы и наткнетесь на старомодный счетчик посещений, знайте — это настоящий исторический артефакт! Несуразные цифры, часто не вписывающиеся в дизайн — лишь один из этапов развития веб-аналитики, той, какой вы видите ее сегодня.

Высоких вам конверсий!

По материалам: priceonomics.com 

blog comments powered by Disqus
Возвращайте до 18% с пополнений рекламы
  • Все популярные рекламные сети в одном окне
  • Рекламные инструменты — бесплатно
  • Доступ к конструктору лендингов и WebApp-приложений
  • Закрывающие документы точно в срок
ring svg
copyright © 2011–2024 Все права защищены
Запрещено любое копирование материалов ресурса без письменного согласия владельца — ООО "Центр рекламных бюджетов". ИНН:5902052888, КПП:590201001, ОГРН: 1195958009730, Пермь, ул. Окулова, д. 75 к. 8 офис 501Б

ООО «Центр рекламных бюджетов» — IT-компания с многолетним опытом работы, разрабатывающая инновационные решения для управления процессом лидогенерации (пост-клик маркетинг). Разработанное нами технологическое программное решение LPGENERATOR позволяет создавать целевые страницы в визуальном редакторе и управлять заявками (лидами) в CRM-системе в целях проведения эффективных, высококонверсионных рекламных кампаний