В начале 1990-х веб-аналитика рассматривалась владельцами и разработчиками сайтов как инструмент для поиска ошибок и профилактики сбоев сервера. Большинство решений для мониторинга посещаемости были сложными или очень дорогими. Но со временем вопрос «Сколько людей заходят на мой сайт?» стал по-настоящему животрепещущим. Это и привело к появлению первых инструментов веб-аналитики.
Журнал сервера
Родоначальником веб-аналитики был анализ логфайлов сервера. Каждый раз, когда пользователь просматривает страницу, его браузер создает протокол HTTP (Hyper Text Transfer Protocol), по которому передаются данные. Список всех запросов хранится в журнале сервера. Изучив журнал, можно отследить множество интересных вещей: IP-адреса пользователей, статусы запросов (были ли они успешными, время истекло и пр.), объем переданной информации, URL открытых страниц и т. д.
Первыми комплексными решениями для веб-аналитики были программы, собиравшие информацию из журнала сервера и представлявшие ее в наглядном виде. Такой софт мог подсказать, на какие периоды приходились максимальные объемы трафика, а также какие запросы были неудачными. Кроме того, разделялись запросы, сделанные роботами, и «настоящими» посетителями.
Несмотря на то, что у журнала сервера был большой потенциал, в начале 1990-х немногие компании пользовались им для сбора аналитики в полной мере. Во-первых, web-страницы становились все сложнее — добавлялись изображения, аудио- и видео-файлы, что привело к многократному увеличению числа HTTP-запросов. По статистике, в 1997 году крупной компании было необходимо до 24 часов, чтобы обработать журнал сервера и собрать необходимую для аналитики информацию.
Во-вторых, со временем браузеры становились сложнее, стало применяться кэширование — из-за этого повторные запросы, хранившиеся в системе, не регистрировались в журнале сервера. В результате данные, для сбора которых необходимо было приложить столько усилий, становились недостоверными.
Счетчик посетителей
К началу 2000-х в сети появилось множество сайтов, владельцы которых не были профессиональными разработчиками. Такие «любители», как правило, пользовались бесплатными услугами хостинг-провайдеров, поэтому не имели доступа к логфайлам сервера. Тем не менее, им нужна была информация о посещаемости сайта. В этот момент появились счетчики посещений.
Счетчики посещений — скрипты PHP, отражающие числовое значение на сайте, которое увеличивается на единицу после каждого посещения. Они были просты в установке даже для тех, кто ничего не смыслит в программировании. Достаточно было выбрать нужный стиль и скопировать-вставить сгенерированный код.
Легкость установки — пожалуй, единственное преимущество счетчиков посещений. Большинство из них высчитывали общее число заходов с момента установки скрипта. Т.е. для того, чтобы рассчитать, сколько просмотров было у вас за день, нужно было записать число просмотров утром и вечером, а затем из одного числа вычесть другое.
Недобросовестные владельцы часто накручивали счетчик для того, чтобы сайт казался популярным. А недобросовестные разработчики скриптов счетчиков вставляли в код реферальные ссылки, распространяя таким образом спам.
Javascript метки
По сути, счетчики посещений были самым примитивным инструментом веб-аналитики. На смену им пришли метки Javascript. В природе животных оснащают чипами, позволяющими отслеживать перемещение. Так и в программировании, особый сценарий, написанный на Javascript, собирает данные о посетителе.
Изначально метка подсчитывала только количество посетителей. Впоследствии сценарии стали сложнее — появилась возможность распознавать операционную систему пользователя, размер экрана, взаимодействие с конкретными элементами на странице. Большой объем информации о посетителях, получаемый владельцами веб-ресурсов, стал серьезным шагом в развитии стратегии клиентоориентированности, которая так популярна сегодня.
В следующий раз, когда вы будете пролистывать веб-страницы и наткнетесь на старомодный счетчик посещений, знайте — это настоящий исторический артефакт! Несуразные цифры, часто не вписывающиеся в дизайн — лишь один из этапов развития веб-аналитики, той, какой вы видите ее сегодня.
Высоких вам конверсий!
По материалам: priceonomics.com