Всемирно известная группа из Ливерпуля The Beatles значительно повлияла на мировую музыку, но воздействие рэпа в 1990-е на то, что мы слушаем сейчас, было еще более глобальным. Люди создают и слушают музыку с давних времен. Значит, ритмы и тембры подвержены изменениям во времени и пространстве. Иногда тенденции сменяются эволюционно, порой новые веяния врываются на музыкальный Олимп в виде революций. Тогда имена гениев остаются в истории навсегда.
В 1850-х от виртуозного соло для фортепиано венгерского композитора Ференца Листа дамы буквально падали в обморок. Столетие спустя Элвис Пресли покорил мир своей харизмой, простыми текстами и всего несколькими гитарными аккордами. Через десятилетия американский хип-хоп музыкант Coolio добрался до вершин чартов, используя басовый синтезатор, барабан и вокал, напоминающий скорее ритмичный монолог.
Без сомнений, музыка меняется со временем, особенно популярная музыка. Но мы далеко не всегда можем провести ту грань, за которой произошли эти изменения и понять, как именно и когда завершилась одна музыкальная эпоха и началась другая.
Чтобы пролить свет на этот вопрос, группа ученых опубликовала результаты исследования в журнале Royal Society of Science. Экспериментаторы выяснили, когда на самом деле произошли музыкальные революции, и привнесли немного ясности в календарь музыкальной истории.
«Порой сложно сказать, какие именно тенденции были главными, как они эволюционировали и т. д. Слушая поп-музыку даже в наше время, можно не задумываться о том, что происходит, и пропустить важные моменты. Не говоря уже о тех явлениях, которые отражались в музыке десятилетия назад. К примеру, действительно грандиозные вещи происходили в музыкальном клубе на Манхэттене CBGB-OMFUG», — говорит один из авторов исследования Арман Леруа (Armand Leroi).
Одной из точек невозврата для всей мировой музыки, по мнению ученых, стала революция 1991 года. Именно в это время рэп и хип-хоп появляются в чартах американских радиокомпаний.
О чем может поведать горячая сотня
Исследователи обратили внимание на горячую сотню хитов, которую еженедельно публикует американский журнал Billboard. Этот рейтинг признан официальным хит-парадом в США. Часто синглы остаются в сотне более недели, если они пользуются популярностью у слушателей. Ученые взяли данные чартов в период между 1960 и 2010 годами. Используя специализированное программное обеспечение, они сделали из 17 094 песен этого хит-парад фрагменты по 30 секунд. Далее ученые провели анализ этих отрезков с помощью сервисов, извлекли наиболее характерные аккорды из каждого фрагмента.
Затем ученые начали классификацию полученных данных и в результате разбили сегменты в зависимости от того, как меняются сочетания звуков. Изменение от до мажор до ля минор представляется как М. 9.м — т. е. переход от мажорных аккордов к минорным, при этом основной тон второго показателя («корень аккорда) на девять полутонов выше, чем первого.
Выделенные строки показывают самые громкие аккорды.
Затем ученые провели подобные классификации по тембру, используя мел-частотные кепстральные коэффициенты (MFCCs, Mel-frequency cepstral coefficients). Эти коэффициенты используются в системах распознавания речи, т.к. они дают представление об энергии спектра сигнала и соответствуют системе слуха человека.
Все эти технологии позволили ученым сгруппировать похожие данные из разных фрагментов по значимым характеристикам: тембр, громкость, высота и т. д.
Во время исследования волонтеры слушали отрезки и классифицировали звуки с помощью тегов: агрессивный, спокойный, энергичный, инструментальный, ударный и др.
Затем ученые объединили все данные компьютерного анализа и отчетов волонтеров, и сделали тематические подборки по изменениям аккордов и тембров, которые часто звучали вместе. Далее они стали отслеживать эти топовые характеристики в горячих сотнях за десятилетия.
Гармонические музыкальные интервалы Н3 соотносятся с аудиофайлами в стиле диско, фанк и RnB, которые набирают популярность с 1970-х годов. Показатель Н5 иллюстрирует отсутствие аккордов, свойственное для хип-хопа и рэпа. Ученые заметили подъем этого явления в музыке 90-х.
На графике представлены тембральные изменения в течение десятилетий. Синусоида Т4 иллюстрирует популярность поп-музыки с фортепианными партиями, Т5 показывает взлеты и падения энергичного гитарного рока.
Какие же выводы сделали ученые, изучив все эти графики и диаграммы?
В 1990 году, во время одной из самых крупных музыкальных революций за последние 50 лет, трек американского рэппера Биз Марки (Biz Markie) «Just A Friend» достиг девятого места в горячей сотне Billboard.
Конечно, данный анализ не отразил особенностей каждой композиции, но он позволил сделать выводы о значимых аспектах тех песен, которые попадали в рейтинг.
К примеру, исследование показало, что по такой характеристике как «тембр» американская рок-группа Fall Out Boy (сокращенно FOB) выигрывает у других исполнителей в хит-параде с тегами «громкая, энергичная гитарная музыка». Кроме того, минорные аккорды, которые появляются в диско-песнях 70-х, не покидают поп-музыку до сих пор.
Анализ показал, что музыкальная эволюция, в целом, длится непрерывно. Ученые отследили периоды относительного застоя, которые перемежаются стремительными революциями.
Скорость изменений во времени (с января 1960 по декабрь 2010 года) представлена в различных цветах градиента по шкале от 1 до 10. Синий иллюстрирует периоды менее интенсивных потрясений, красно-коричневый – музыкальные революции, самые значительные из которых отмечены черными линиями.
Можно выделить несколько кульминационных периодов в истории американской популярной музыки: последний квартал 1963, последний квартал 1982 и первый квартал 1991 года.
Ученые отмечают, что самая масштабная революция произошла именно в 1991, когда рэп-музыка появляется в популярных чартах. «Подъем хип-хопа и смежных жанров, — это, по-видимому, наиболее значимое явление всего периода, который мы изучили, потому что оно повлияло на поп-музыку последующих десятилетий», — рассказали исследователи.
Крупные музыкальные революции в период с 1960 по 2010
Анализ ученых также позволил взглянуть под другим углом на знаменитую теорию «Британского вторжения», которая гласит, что во второй половине шестидесятых годов прошлого века британская рок-музыка начала доминировать в американских чартах. Началом этого явления принято считать международный успех сингла The Beatles «I Want to Hold Your Hand». За ливерпульской четверкой последовали другие британские группы, которые на протяжении нескольких лет атаковали американские хит-парады. Принято считать, что именно это явление повлияло на все, что произошло с музыкой в дальнейшем.
Действительно, революция 1960-х достигла своего пика в конце 1963 года, отмечают исследователи. Однако эволюционные траектории многих музыкальных стилей уже были четко обозначены к этому времени и содержали те элементы, которые будут использовать топовые группы. И когда The Beatles и The Rolling Stones вторглись в Америку, они раздули «пламя революции», но никак не зажгли его.
Один из авторов исследования, Арман Леруа, признался журналистам, что был удивлен, когда выяснилось, что рэп-революция 90-х была более значима для музыки, чем вторжение битлов. «Как и многие, кто родился в 60-е, я был уверен, что именно этот период можно назвать точкой невозврата в музыкальной эволюции».
В дальнейших планах ученых расширить временные рамки анализа и проследить, действительно ли датой рождения рок-н-ролла следует считать 1955 год.
По материалам: priceonomics.com